Виктория Хлебникова
Конспект занятия по развитию речи по сказке «Маша и медведь»
▼ Скачать + Заказать документы
Ф. И. О. участника: Хлебникова Виктория Андреевна
№ участника: 20
Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетические развитие», «Физическое развитие»
Тема занятия : Русская народная сказка «Маша и медведь»
Возрастная группа: вторая младшая группа
Публикация «Конспект занятия по развитию речи по сказке „Маша и медведь“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- «Маша и медведь», сказка
- Темочки
Цель занятия : познакомить детей с русской народной сказкой “ Маша и медведь”
Задачи занятия :
Образовательные:
1. Актуализация знаний детей о русских народных сказках;
2. Познакомить детей с новыми словами: заблудилась, перехитрила, короб;
3. Учить описывать характер героев, объяснять их поступки русской народной сказки «Маша и медведь».
Развивающие :
1. Развивать психические познавательные процессы: память, внимание, воображение, представление, восприятие;
2. Развивать практическое мышление: наглядно – образное, наглядно-действенное;
3. Развивать связную и диалогическую речь.
Воспитательные:
1. Воспитывать любознательность к литературным произведениям;
2. Воспитывать нравственно-волевые качества: целеустремлённость, самостоятельность, ответственность, дисциплинированность;
3. Воспитывать чувство «коллективизма».
Дополнительные задачи:
Игровая задача: расположите картинки, изображающие события рассказа в правильной последовательности.
Дидактическая задача: закрепить последовательность событий русской народной сказки “ Маша и медведь”.
Словарная работа: заблудилась, перехитрила, короб.
Планируемые результаты занятия :
1. Воспитанники описывают характер героев русской народной сказки “ Маша и медведь”;
2. Воспитанники вступают в диалог, высказывают свое мнение, отвечают на вопросы;
3. Воспитанники слушают друг друга, не перебивая;
4. Воспитанники закрепили последовательность событий русской народной сказки “ Маша и медведь” в процессе дидактической игры;
Подготовительная работа: разработка дидактической игры «Восстанови сюжет» на smart–доске, подбор иллюстраций к русской народной сказки «Маша и медведь».
Материалы и оборудование: smart – доска, интерактивная панель, документ – камера, значки «Молодец», иллюстрации «Маша и медведь», хрестоматия для второй младшей группы, с. 196-197.
Организационно-мотивационный этап
Цель: организация направленного внимания.
Привлечь внимание детей, заинтересовать предстоящей деятельностью.
Привлечено внимание детей, дети заинтересованы предстоящей деятельностью.
Эй, девчонки и мальчишки;
Молчуны и шалунишки,
Подбегайте все скорей,
Вместе будет веселей
Здравствуйте, ребята! Меня зовут Виктория Андреевна!
Воспитатель показывает изображение из рассказа на интерактивной доске, задает вопрос:
-Взгляните внимательно на интерактивную доску. Что на ней изображено? (Маша и Медведь)
-Ребята, а какое у нас сейчас время года? (Осень)
-А что собирают в лесу осенью? (грибы, ягоды)
-Я знаю сказку про одну девочку, которая пошла в лес с подружками, но заблудилась. Хотите узнать, что же эта за сказка?
-Сегодня я вам прочитаю интересную русскую народную сказку "Маша и медведь"
-Ребята, а кто сочиняет русские народные сказки (русский народ)
Аннотация
В русской народной сказке "Маша и медведь" говорится о том, как девочка Машенька отправилась в лес за грибами и заблудилась. Бродя по лесу, она находит избушку, в которой живёт медведь. Медведь оставляет девочку у себя, чтобы она была у него хозяюшкой. Машенька просит отвести её домой, к дедушке и бабушке, но медведь её не пускает. Тогда она решает уйти от медведя хитростью.
Эта сказка находится в детской христаматие, а иллюстрации Евгения Михайловича Рачева делают эту сказку более яркой и интересной
Дети, а вы знаете, что такое христоматия? (это книга, где собраны все рассказы и сказки)
Аннотация сопровождается картинками для наилучшего понимания темы рассказа и деятельности писателя.
-Эту сказку читала мне моя мама в детстве, и она мне очень нравится
Дети воспринимают сюжет рассказа через озвучивание аннотации.
Выдвигает с детьми гипотезу:
-А как вы думаете, у Маши получится сбежать от медведя? (Ответы детей)
Словарная работа
-Но перед тем, как мы начнём читать вы услышите новые слова.
1. Заблудилась — это сбиться с пути, потерять дорогу
2. Перехитрила — это значит оказаться хитрее другого
3. Короб - деревянное изделие служащие для переноски или хранения различных предметов
Словарная работа сопровождается показом картин.
Вопросы и повторение новых слов на их понимание.
Поза слушателя
Примите позу слушателя, сядьте удобно. Спина у нас прямая, ровная и красивая.
Вы готовы узнать, что же произошло с Машенькой? (Ответы детей)
Хорошо. Слушайте внимательно, потому что потом я буду задать вам вопросы.
Жили-были дед да баба, и была у них внучка Машенька. Позвали как-то подружки Машеньку в лес по грибы, по ягоды.
Машенька у дедушки и бабушки отпрашивается в лес: «Дедушка, бабушка – отпустите меня в лес с подружками»
Дедушка с бабушкой отвечают: «Иди, только от подружек не отставай – не то заблудишься»
Пришли девочки в лес, стали собирать грибы да ягоды. Шла, шла Маша по лесу и заблудилась. И видит она – дом стоит на поляне, дверь открыта, в доме никого. Зашла Маша в дом, села на скамейку и уснула. Разбудил ее медведь.
Обрадовался он девочке: «Ага, не отпущу тебя! Будешь у меня жить. Будешь печку топить, будешь кашу варить, меня кашей кормить».
Осталась Маша жить у медведя. И вот однажды напекла Маша пирожков и просит медведя отпустить ее навестить дедушку с бабушкой: «Я в этот короб положу пирожки, а ты отнеси их дедушке и бабушке»
Не отпустил медведь Машу, а решил сам отнести короб с пирожками, не знал медведь, что Маша в коробе спряталась.
Идет медведь между елками, бредет медведь между березками, в овражки спускается, на пригорки поднимается. Шел-шел, устал и говорит:
- Сяду на пенек, съем пирожок!
А Машенька из короба:
- Вижу, вижу!
Не садись на пенек, не ешь пирожок!
Неси бабушке, неси дедушке!
- Ишь, какая глазастая, — говорит медведь, — все видит!
Поднял он короб и пошел дальше. Шел-шел, шел-шел, остановился, сел и говорит:
- Сяду на пенек, съем пирожок!
А Машенька из короба опять:
- Вижу, вижу!
Не садись на пенек, не ешь пирожок!
Неси бабушке, неси дедушке!
Удивился медведь :
- Вот какая хитрая! Высоко сидит, далеко глядит!
Встал и пошел скорее.
Пришел медведь в деревню, подошел к дому дедушки и бабушки. Да тут его собаки почуяли, залаяли и погнали косолапого в лес. Из дома вышли дедушка и бабушка, подошли к коробу, а из короба выскочила Машенька, живая, да здоровая. С тех пор Машенька бабушку, да дедушку слушала!
Задает вопросы после чтения.
Чем закончилась сказка?
Что придумала Маша чтобы вернутся домой? (забралась в короб)
Как тогда можно назвать Машу, какая она? (хитрая, умная)
А медведь?
Как бабушка и дедушка нашли Машеньку?
Ребята, вы устали? (Ответы детей)
Предлагаю вам отдохнуть.
Физминутка
Мишка косолапый
По лесу идет (Руки в стороны, наклоны вправо-влево)
Шишки собирает (Наклоны вперед)
И в карман кладет. (Руки на пояс)
Вдруг упала шишка (Руки вверх, потрясти над головой)
Прямо мишке в лоб. (Обе руки на лоб)
Мишка рассердился (Помахать кулачками)
И ногами топ-топ. (Топаем ногами)
А-а-а, только взгляните, злая волшебница перемешала все страницы книги, и теперь мы больше никогда не сможем прочитать этот интересный рассказ. Что же делать? (Ответы детей)
Предлагаю вам составить рассказ по картинам и рассказать, что на них изображено.
Но перед тем как мы начнём спасать книгу необходимо вспомнить правила техники безопасности при работе с интерактивной доской.
Техника безопасности при работе с интерактивной доской.
1. Работать на расстоянии вытянутой руки;
2. Руки должно быть чистыми и сухими;
3. Работать с помощью стилуса;
4. Выходить по одному;
5. Быть аккуратными с проводами и ножками интерактивной доски.
Игровое упражнение «Восстанови сюжет»
На интерактивной доске в хаотичном порядке представлены 4 иллюстрации, соответствующие рассказу. Целью детей является упорядочивание иллюстраций согласно последовательности событий рассказа, сопровождающиеся пересказом.
Выбрать цвет, очередность, звездочки дать
Вот мы и спасли нашу книгу. Кто знает, как называется эта книга? А где мы можем её найти? (Хрестоматия, в библиотеке)
Мы поиграли на интерактивной доске. Наши глаза устали? Что мы должны сделать?
Гимнастика для глаз «Вправо, влево посмотрели…»
Следят за ручкой
-Ребята, скажите какой момент из сказки вам понравился больше всего и я прочту его снова
Чтение фрагмента рассказа.
Сейчас мы сыграем в игру «Закончи предложение», я буду читать предложение, а вы будете его продолжать.
Игровое упражнение
«Закончи предложение»
1. Пришли девочки в лес, стали собирать (грибы да ягоды);
2. Не садись на пенек, не ешь (пирожок);
3. из короба выскочила (Машенька)
Взгляните на своё рабочее место у каждого из вас лежит листок и карандаши, нарисуем пирожки для медведя, ведь он остался в лесу один грустный и голодный
Что вам больше всего понравилось? (Ответы детей)
С какой сказкой мы сегодня познакомились?
Кто написал сказку?
Чему учит сказка “ Маша и медведь”? (Ответы детей)
В начале занятия вы говорили свои предположения вернется машенька домой или нет, ваши предположения поддвердились?
Молодцы, спасибо за занятие, досвидания