Юлия Баринова
Развитие речи как средство коммуникации у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Главной целью образования в современном мире является развитие тех способностей ребенка, которые нужны ему и обществу. За время своего обучения в детском саду, школе, профессионально ориентированном учебном заведении каждый ребенок должен научиться быть социально активным, уметь выстраивать модель коммуникации в различных жизненных ситуациях, а также обрести навык саморазвития, стремление к самоактуализации.
Публикация «Развитие речи как средство коммуникации у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Главной задачей образования в веке инноваций и большого потока информации, является воспитание человека с гуманистическим мировосприятием, который может ориентироваться в сложных социокультурных отношениях, активно реализовывать свой личный потенциал на основе взаимопонимания и сотрудничества.
Что такое коммуникация?
Коммуникация – (лат. communicatio, от communico — делаю общим, связываю, общаюсь) — общение, обмен мыслями, сведениями, идеями и т. д. — специфическая форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности. Это такой процесс взаимодействия между субъектами коммуникации, при котором осуществляется обмен информацией. Формы коммуникации человека характеризуются главным образом функционированием языка — важнейшего средства человеческого общения. [4]
Нет ни малейшего сомнения в той огромной роли, которую играет общение в жизни и деятельности общества. Уже сам процесс социализации человеческой личности, процесс становления отдельного человека как «общественного человека», невозможен без общения. [2; с. 10]
Для полноценного усвоения коммуникации, как процесса, как деятельности, чрезвычайно важное место в развитии ребенка занимает язык. Только через родной язык ребенок входит в жизнь окружающих его людей. Хорошее знание русского языка (родного языка) ребенку необходимо для изучения других предметов, для овладения программой детского сада, а в последующем – школы.
Родной язык является средством общения, выражения и формирования мыслей и, таким образом, служит «активным могучим средством всестороннего развития личности ребенка» (А. И. Сорокина).[3; с. 12-13]
Все это предъявляет большие требования к качеству нашей речи. Вот почему в основную задачу детского сада (всестороннее развитие детей дошкольного возраста) обязательно включается развитие полноценной речи у ребенка. Непременным же условием нормального развития речи является своевременное предупреждение и устранение всевозможных ее недочетов. Чем внятнее и выразительнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем глубже и богаче его возможности познать действительность. Чем совершеннее речь малыша, тем правильнее будут формироваться его взаимоотношения с детьми и взрослыми, т. е. поведение, а следовательно, и его личность в целом. [3; с. 13]
Для того чтобы речь служила средством общения, необходимы условия, побуждающие ребенка осознанно обращаться к слову. Условия, формирующие потребность быть понятым сначала взрослыми, а потом и сверстниками. Такие условия возникают, прежде всего, в процессе самого общения и деятельности, организуемой взрослыми совместно с ребенком. [1; с. 6]
В условиях оптимального воспитания и обучения дети могут достичь определенного уровня развития самостоятельности в разных видах деятельности: игровой, коммуникативной, двигательной, познавательно – исследовательской, продуктивной (рисование, лепка, художественный труд, трудовой, музыкальной.
Схема развития любого вида деятельности в соответствии с концепцией Л. С. Выготского такова: сначала она осуществляется совместной деятельностью с взрослыми, затем – в совместной деятельности со сверстниками и, наконец, становится самостоятельной деятельностью ребенка. При этом особая роль отводится воспитателю.
Рассмотрим развитие общения, коммуникации ребенка в онтогенезе.
Первой формой совместной деятельности является предметная деятельность. Основы ее закладываются в младенчестве, в период эмоционально-личностного общения взрослого с ребенком. В раннем возрасте, когда на смену ситуативно-личностному общению приходит ситуативно-деловое (познавательное, предметная деятельность становится ведущей. Без овладения ею у ребенка не возникает и потребности в речевом общении, оно не наполняется конкретным содержанием. При правильной организации всей жизни и деятельности ребенка речь уже в раннем возрасте становится основным средством общения. При дефиците общения в раннем возрасте, его ограниченности, бедности, ненасыщенности ребенку трудно будет научиться общаться с детьми и другими людьми, он может вырасти необщительным, замкнутым.
Общение со сверстниками в дошкольном возрасте играет очень важную роль в развитии детей. Оно возникает в совместной деятельности и может осуществляться по-разному. Если сама деятельность носит примитивный характер, плохо развита, то и общение будет таким же: оно может выражаться в агрессивно направленных формах поведения и почти не сопровождаться речью. Чем сложнее и разнообразнее деятельность, тем более необходимым для ребенка становится речевое общение. Развитие ребенка особенно успешно происходит в коллективных видах деятельности, в первую очередь – в игре, которая стимулирует развитие общения между детьми, а следовательно, и речи. Общение со сверстниками – это особая сфера жизнедеятельности ребенка, совершенно отличная от общения со взрослыми.
Отличительные особенности контактов дошкольников со сверстниками :
1. Особенно яркая эмоциональная насыщенность контактов. В общении дошкольников с детьми наблюдается почти в десять раз больше экспрессивно-мимических проявлений и подчеркнуто ярких выразительных интонаций, чем в общении ребенка и взрослого, носящего более сдержанный эмоциональный характер.
2. Нестандартность детских высказываний, отсутствие жестких норм и правил. Разговаривая друг с другом, дети используют самые неожиданные, предсказуемые слова, сочетания слов и звуков, фразы. Взрослый дает ребенку нормы общения, учит говорить, как надо, как все. Сверстник в виде оппонента общения создает условия для самостоятельного речевого творчества.
3. Преобладание инициативных высказываний над ответными. В контактах с другими детьми ребенку значительно важнее высказаться самому, чем выслушать другого. Общаясь же со взрослым, дошкольник предпочитает больше слушать, чем говорить сам.
4. Общение со сверстниками значительно богаче по своему назначению и функциям. Действия ребенка, направленные на сверстника, более многообразны, чем если бы партнером был взрослый. В общении со взрослым ребенок постоянно управляем и направляем им. В общении же со сверстниками дети самостоятельно могут управлять действиями партнера, осуществлять контроль его действий, навязывать собственные образы, организовывать совместную игру, сравнивать партнера с собой. Общаясь с детьми, ребенок может фантазировать, выражать обиду, притворяться, а такое разнообразие отношений порождает разнообразие контактов и требует умения выразить словами свои желания, настроения, требования. Общаясь друг с другом, дошкольники более полно и активно используют различные речевые средства, нежели беседуя со взрослым, так как ребенок является менее понятливым и гибким партнером, чем взрослый. [1; с. 6-9]
Общение со сверстниками, прежде всего, возникает в самостоятельной деятельности детей, когда ребенок чувствует себя максимально свободным от условностей. В дошкольном детстве – это происходит в игре, т. к. игра – ведущая деятельность.
Самостоятельная деятельность детей – одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста : это
1) свободная деятельность детей в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;
2) организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на решение задач, связанных с интересами других людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др.).
Стандарт требует, чтобы развивающая предметно-пространственная среда была содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Для организации самостоятельной деятельности детей в каждой возрастной группе детского сада должна быть создана развивающая предметно-пространственная среда, соответствующая возрасту детей.
При создании развивающего пространства в групповых помещениях, педагогами должна учитываться ведущая роль игровой деятельности в развитии детей дошкольного возраста. Это обеспечивает эмоциональное благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.
У ребенка дошкольного возраста есть три основные потребности: потребность в общении, в движении, в познании. Среда группы должна удовлетворять этим потребностям.
Правильно организованная среда, способствует более тесному контакту между воспитанниками, позволяет детям максимально удовлетворять свои потребности в игре, в общении, в познании. Созданная в группах предметно-пространственная среда должна создавать условия, соответствующие духовным, социальным, познавательным, эстетическим, коммуникативным, общекультурным потребностям детей. Благодаря этому возникает то самое «правильное» общение, происходит усвоение норм и правил родного языка, эмоциональное, волевое созревание личности, ребенок получает неоценимый опыт общения со сверстниками, который выводит его на новый уровень личностного роста. Дошкольники, не имеющие контактов со сверстниками, испытывают значительные трудности и в общении со взрослыми, несмотря на активное желание поговорить с ними.
Таким образом, проблема общения является центральной в педагогике. Педагогу необходимо, используя знания о возрастных особенностях, применяя методы и приемы педагогического воздействия, организуя предметно-пространственную среду, осуществлять целенаправленное комплексное влияние на ребенка с целью обеспечить эффективное обучение, воспитание и развитие личности.
Список литературы
1. Белобрыкина О. А. Речь и общение. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1998. – 240 с.
2. Леонтьев А. А. Психология общения. – 3-е изд. – М. : Смысл, 1999. – 365 с.
3. Лингвистический энциклопедический словарь. – Интернет-ресурс. https://les.academic.ru/
4. Хватцев М. Е. Логопедия: работа с дошкольниками : Пособие для логопедов и родителей. - М. : Аквариум, СПб. : Дельта, 1996. – 384 с.