Марина Кувичинская
Развитие связной речи с использованием приемов мнемотехники «Вокруг нас и там и тут сказки разные живут»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Вокруг нас и там и тут Сказки разные живут».
Цель: Развитие связной речи детей с использованием мнемотехнических приемов.
Интегрированная область:
•«познание»- «коммуникация»;
•«чтение художественной литературы»;
•«социализация»;
•«здоровье».
Обучающие задачи:
Публикация «Развитие связной речи с использованием приемов мнемотехники „Вокруг нас и там и тут сказки разные живут“» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
•уточнить знания детей о транспорте, его видах;
•уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках;
•учить узнавать сказку по заданию;
•учить передавать содержание сказки связно, в логической; последовательности с помощью моделирования;
•уточнить знания детей о цифрах, понятиях «между», «над», «под».
Корректурно – развивающие задания :
•развивать умение соотносить знаковые символы с образами;
•вспомнить порядок появления героев в сказках;
•развивать речь, воображения, фантазию, мышление, внимание, память;
•развивать слуховое и зрительное внимание;
•развивать общую и мелкую моторику.
Воспитательные задания:
•воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству;
•побуждать в детях эмоциональную отзывчивость.
Методы:
•игровой;
•словесно-логический;
•проблемный;
•самостоятельный.
Приемы : художественное слово, пояснения, поощрения, динамическая пауза, артикуляция, мнемотехника, самостоятельная деятельность детей, прием эмоциональной заинтересованности.
Словарная работа:
Сказки : волшебные, чудесные, забавные, поучительные, остроумные, умные, интересные, мудрые, загадочные.
Материал:
•корректурная таблица «Транспорт»;
•мнемотаблицы к сказкам «Репка», «Теремок»;
•мнемотаблица «Артикуляционная гимнастика»;
•иллюстративный материал по сказкам;
•Книга «Сказки».
Ход занятия:
«Здравствуйте, милые дети!
Вы прекрасней всех на свете!
Вот таких хороших и пригожих
Я приглашаю поиграть!
Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Посмотрю на ваши лица
- С кем бы мне здесь подружиться?
- Я, Марина Леонидовна, а ты кто?»
Пальчиковая игра «Поздоровайтесь ладошками и пальчиками».
- Вот мы с вами и познакомились (дети садятся на стульчики).
I. Дети, я хочу предложить вам отправиться в удивительное путешествие: «В мир сказок».
- Вы согласны?
Тише, тише, ребятишки,
Сказки любят тишину.
Не пропустят шалунишек
В ту волшебную страну.
Чудеса не любят шума
Тихо сядем на пенек.
Сказка чтоб не испугалась –
Свои губки на замок.
- Давайте мы вместе с вами решим, на чем мы будем путешествовать.
А помогут нам это сделать вот эти таблицы с различными видами транспорта (работа по корректурным таблицам «Транспорт»).
- Давайте рассмотрим таблицу.
- Какой транспорт находится под номером 3? (ракета).
- А что находится между цифрами 7 и 9? (скорая помощь).
- Какой транспорт находится над паровозом? (вертолет).
И под каким номером?
- Молодцы, ребята, цифры вы хорошо знаете.
-А сейчас загадка. И если вы ее отгадаете, то узнаете, на каком сказочном транспорте мы сегодня с вами отправимся в сказочное путешествие.
В любое место он вас донесет
Куда пожелаете сами
И не успеете вы оглянутся
Как встретитесь вдруг с чудесами.
И вовсе не нужен ему пилот
Ведь это волшебный … (ковер-самолет).
- Посмотрите, на каком ковре-самолете мы отправимся в путь.
Готовы? Тогда надо подготовится к полету, выполняем упражнение на дыхание. Упражнения на дыхание (упражнения выполнять по 3 раза).
- Делаем глубокий вдох носом, выдох ртом. Затем глубокий вдох носом и выдох носом.
- Садитесь и полетели, а чтобы в дороге не скучать, предлагаю с «Язычком» поиграть («Артикуляционная гимнастика» по мнемотаблицам).
1) «Заборчик»
Наши губки улыбнулись,
Прямо к ушкам потянулись,
Ты попробуй «и-и-и» скажи,
Свой заборчик покажи.
2) «Трубочка»
В гости к нам пришел слоненок,
Удивительный ребенок.
На слоненка посмотри,
Губки хоботком тяни.
3) «Улыбка». «Трубочка»
Если наши губки улыбаются,
Посмотри – заборчик появляется.
Ну, а если губки узкой трубочкой,
Значит, можем мы играть на дудочке.
4) «Часики». «Маятник»
Друг за другом, друг за другом
Ходят часики по кругу.
Ты обе губки оближи,
Как стрелки ходят, покажи.
Маятник туда, сюда
Делает вот так: «раз, два».
II. Вот мы и прилетели в страну сказок. Я приглашаю вас на сказочную полянку. А вот и книга сказок (показываю книгу с пустыми страничками).
- Посмотрите. Все страницы пустые. А где же сказочные герои? Наверное, они спрятались. Сейчас дети редко читают сказки, чаще смотрят телевизор, играют в компьютерные игры. Вот они и обиделись. Давайте постараемся помириться со сказками.
Вокруг нас и там и тут
Сказки разные живут.
На полянке есть загадки
Отгадайте без подсказки
Называйте посмелей
Этих сказочных друзей.
1) И зайчонок, и волчица-
Все бегут к нему лечится (Айболит).
-Дети, кто автор сказки «Айболит»? (Корей Чуковский).
2) В гости к бабушке пошла,
Пироги ей понесла.
Серый Волк за ней следил,
Обманул и проглотил (Красная Шапочка).
-Кто знает, почему девочку звали Красная Шапочка? (ответы детей).
3) Я человек деревянный
На воде и под водой
Ищу ключик золотой
Всюду нос сую свой длинный
Кто же я? (Буратино)
- Как называется сказка («Сказка о золотом ключике»)
-Давайте проверим слово «Буратино» длинное или короткое (дети «растягивают ниточку» .
4) Перед волком не дрожал,
От медведя убежал,
А лисице на зубок
Все ж попался (Колобок)/
- Назовите первый (последний) звук в слове «колобок».
- Давайте посчитаем количество слогов в этом слове (ко-ло-бок, три слога)
Молодцы ребята, помогли героям вернуться в свои сказки.
В круг вставайте дружно
В сказки поиграть нам нужно!
Физкультурная минутка «сказки»
1. Мышка быстренько бежала (бег на месте)
Мышка хвостиком виляла (имитация движения)
Ой, яичко уронила (наклонится, «поднять»)
Посмотрите-ка, разбила (показать «яичко» на вытянутых руках).
2. Вот ее мы посадили (наклонится)
И водой ее полили (имитация движения)
Вырастала репка хороша и крепка (развести руки в сторону).
А теперь ее потянем (имитация движения)
И из репы кашу сварим (имитация еды)
И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать силу)
3. Мы славная семья козлят
Мы любим прыгать и скакать (подпрыгивать на месте)
Мы любим бегать и играться
Любим рожками бодаться (показать «рожки»).
Путешествие наше продолжается, проходите на свои места.
III. Сейчас мы с вами отправимся в гости к еще одной сказке. Ее заколдовал злой волшебник. Герои сказки просят вашей помощи.
«Репка»
Сказка «Репка» посмотрите
И героям помогите
Репку надо им достать
Кто за кем, где должен встать?
(рассказывание сказки по мнемотаблице).
Чему нас учит эта сказка? (дружбе, взаимопомощи).
Ведь не зря говорят:
«Все за одного, а один за всех, тогда и в деле будет успех».
- А вот и следующая поляна сказок.
- Давайте поиграем в игру «Кто где живет?»
- мышка (в норке)
- лягушка (на болоте)
- заяц (под кустом)
- волк (в логове)
Медведь (в берлоге)
- Из какой сказки эти животные? («Рукавичка», «Теремок»).
Это сказка «Теремок»
Он не низок, не высок
И жильцов своих он ждет
Кто за кем когда придет?
(рассказывают сказку по мнемотаблице)
IV. Дидактическая пауза «Теремок».
Стоит в поле Теремок (поднять руки над головой)
Он не низок, не высок (опустить через стороны)
На двери висит замок (сцепить пальцы в «замок»)
Кто его открыть бы мог? (пожать плечами)
Постучали, постучали (ладонь о ладонь)
Покрутили, покрутили (вращение ладонями)
Потянули и открыли (потянуть сцепленные руки в стороны).
- Вот и подошло к концу наше путешествие в мир сказок.
- Все сказочные герои вернулись в свои сказки. Не забывайте о сказках. Ведь сказки многому нас могут научить. Чему нас учат сказки? (быть добрыми, справедливыми, отзывчивыми, в сказках добро всегда побеждает зло).
- Вам понравилось наше путешествие? (ответы детей).
- Мне было с вами очень интересно. Но пора нам возвращаться. Приглашаю вас на ковер-самолет (звучит музыка).
Чтобы сказки не обидеть –
Надо их почаще видеть
Их читать и рисовать,
Их любить и в них играть!
Сказки всех отучат злиться,
А научат веселиться.
Быть добрее и скромнее.
Терпеливее, мудрее.
Пети, Саши,Тани
Леши, Кати, Вани
И другие ребятишки,
Кто читать умеет книжку,
Сказки чаще «проверяйте»
Ежедневно их читайте».