Стройнова
Развитие речи и личности дошкольников в сказкотерапии
▼ Скачать + Заказать документы
«РАЗВИТИЕ РЕЧИ И ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА В
СКАЗКОТЕРАПИИ».
Н. А. Стройнова
В общей основе развития личности лежит овладение речью. Речь зависит от эмоционального состояния человека, его интересов, склонностей, привычек. По мере взросления ребенка в особенностях его речи находят выражение разные черты характера: самостоятельность, активность, эмоциональность, креативность (способность к творчеству).
Публикация «Развитие речи и личности дошкольников в сказкотерапии» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
Например, эмоциональная неустойчивость школьников может привести к увеличению частоты пауз, сокращению длины отрезка речи между ними. Дети, чаще испытывающие отрицательные эмоции, стремятся к более узкому кругу общения, в отличие от сверстников, склонных к положительным переживаниям.
По мнению ученых высокий уровень речевого развития у взрослого человека отражает высокое развитие и уравновешивание всех личностных структур. Низкий уровень, наоборот, указывает на отсутствие духовной зрелости, недостаточный потенциал личности. Недоразвитие какого – либо аспекта языковой компетенции может тормозить становление личности в целом. Дошкольный возраст – уникальный период для приобретения свойств личности. В это время закладывается ее модель. Поэтому следует заботиться о развитии связной монологической речи воспитанника с учетом свойств его личности. Показатели речи и свойств личности, их взаимовлияние должны быть в центре внимания взрослых, заботящихся о своевременном и гармоничном развитии ребенка.
Изучение речи вне личности значительно ограничивает возможности поиска методических путей становления коммуникативных черт характера дошкольника.
Проявление личности в речи и речи в личности находит свое отражение в играх и на занятиях, основанных на методе сказкотерапии и вариативном обучении детей пересказыванию, а также придумыванию собственных сказок.
Так что же такое сказкотерапия?
Сказкотерапия – это форма познания и лечения души. Она исследует сказки как форму существования и проявления психических процессов и создает сказки, благотворно влияющие на психику. Сказкотерапия является очень ценным методом психологической работы с детьми, предоставляя естественную и традиционную форму общения ребенка и взрослого – через сказку.
Особенность сказкотерапии состоит в том, что развитие личности дошкольника происходит в гармонии и согласованности с успешным овладением грамотной и связной речью.
Сказкотерапия – интегративная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребенком собственных эмоциональных состояний. Любая деятельность способствует возникновению личностных новообразований по мере того, как человек становится ее членом. В свою очередь, освоение позиции «Я» в сказкотерапии позволяет личности отреагировать на предлагаемой ситуации собственный негативный опыт и уточнять значения средств языковой выразительности в языке жестов, мимике, поз, движений.
В занятиях по сказкотерапии развитие личности и речи дошкольников осуществляется по следующим направлениям:
1. Активность: от потребности в эмоциональной разрядке – через самовыражение в активном действии – к активизации образной лексики и положительных эмоциональных проявлений.
2. Самостоятельность: от ориентировки в средствах языковой выразительности, проблемных ситуациях сказки, в ритме и динамике музыкальных образов – через обоснование собственной точки зрения в речи – доказательстве – к поиску лучших способов самовыражения в речи и движении.
3. Творчество: от подражания взрослому в эмоциональном действии и выразительном слове – через совместное составление словесных описаний по восприятию пантомимических этюдов, темпоритма, музыкальной композиции – к словесному фантазированию по музыкальной композиции.
4. Эмоциональность: от эмоционального заражения образами сказки – через адекватное эмоциональное отреагирование собственного негативного опыта в действии, ритме и слове – к пониманию эмоции других и к замещению «неэффективного» стиля поведения на продуктивный.
5. Произвольность: от полноценного переживания эмоциональных состояний сказочных нероев в проблемных ситуациях и понимания значений образных выражений – через оценку собственных и чужих устных сообщений, и эмоциональных поступков – к динамическому равновесию исполняемых движений и речевых сообщений в игре – драматизации.
6. Связная речь: от продолжения фраз взрослого – через словесные рассуждения относительно динамики музыкальных композиций, исполнения пантомимических этюдов, ритмизации сказочных образов – к творческим импровизациям по сюжету.
Направления сказкотерапии логически связаны и осуществляются в комплексе. Работа по сказкотерапии представляет собой синтез современных методов развития речи и личности дошкольника : словесные методы, пантомимические этюды, ритмические упражнения, музыкальные зарисовки.
В системе работы по сказкотерапии выделены три этапа работы с дошкольниками :
1. Познавательно – аффективная ориентировка.
Цель: Осмысление сюжетов сказки с помощью языковых средств выразительности, восприятие музыкальных композиций, выразительное интонирование реплик героев, ритмизация эмоциональных состояний, выразительное исполнение в мимике и движениях сказочного образа. Игровые приемы: словесная режиссерская игра, психогимнастические этюды, ритмические упражнения.
2. Словесное комментирование эмоционально – аффективных ситуаций.
Цели: Овладение навыками управления своими поведенческими реакциями с помощью составления развернутых словесных описаний, полученных ощущений при восприятии тембра, композиции, выполнение выразительных движений и ритмического рисунка.
Игровые приемы: словесное комментирование, пантомимические, ритмические и музыкальные загадки; упражнения на релаксацию.
3. Выражение замещающей потребности.
Цели: приведение в равновесие эмоционального поведения и выразительного слова через передачу эмоциональных проблем и актуальных переживаний – потребностей в играх – фантазиях по сказке.
Игровые приемы: для младшего дошкольного возраста – совместная словесная импровизация, пантомимические упражнения на преодоление телесных барьеров; для старшего дошкольного возраста – фантазирование по музыке, словесное рисование, пантомимические упражнения на преодоление телесных барьеров.
Методы и задачи по сказкотерапии.
Каждый метод предполагает свои задачи.
1. Словесная режиссерская игра, преследует три основные задачи:
а) Воспитывать умение догадываться по настроению музыки о действиях и эмоциональных состояниях героев и природных явлений.
б) Позволить к умению выразительно интонировать голоса героев сказки с разной силой голоса.
в) Знакомить с образными выражениями и сказочными повторами, активизировать в речи формы повелительного наклонения глаголов, смысловых оттенков слов.
2. Психогимнастика позволяет решать две основные задачи:
а) Побуждать к выразительной передаче в мимике и движениях эмоциональных состояний, произвольному снятию напряжения и расслаблению мышц тела.
б) Отображать эмоциональные образы в темпоритме.
3. Словесное комментирование позволяет решать две задачи:
а) Довести до детей замысел сказки, вызвать соответствующий эмоциональный отклик, побуждать к высказываниям по поводу знакомого содержания.
б) Подводить к совместному составлению словесных описаний по восприятию пантомимических этюдов, темпоритма, музыкальной композиции; активизировать в речи образные выражения, сказочные повторы.
4. Совместная словесная импровизация.
Взрослый предлагает разыграть отдельные эпизоды сказки, при этом главными ее героями становятся сами дети. Таким образом, вносятся новые элементы в сказку при сохранении сюжетной линии.
5. Словесное фантазирование по музыкальной композиции.
Прослушав музыкальный отрывок, дети придумывают возможные варианты продолжения сказки, подходящие к характеру, динамике, мелодике музыкального образа и драматизируют придуманную историю.
6. Словесное рисование.
Обсуждая, как можно воссоздать образ героя с помощью красок, дети проникают в сферу его мыслей, чувств и состояний, поднимаются на новый уровень более глубокого понимания эмоционального подтекста сказки.
Центральный момент сказкотерапии – добровольность участия детей. Поэтому важна мотивация участников. Взрослый должен найти способ включения детей в сказкотерапию. В одном случае это может быть образный текст, частушки, небылицы; в другом – рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок о сказочных героях. Необходимо, чтобы каждый ребенок мог ощутить внимательное отношение со стороны взрослого. Не все дети сразу включаются в игру. Некоторые из них хотят понаблюдать со стороны за происходящим, и лишь позже у них возникает желание самим участвовать в занимательном зрелище. С учетом индивидуальных особенностей детей следует начинать сказкотерапию с теми, кто быстрее откликается на приглашение взрослого; при этом целесообразно дополнительно мотивировать на включение в игру остальных ребят. От степени психологического комфорта участников непосредственно зависят их активность, глубина эмоциональной включенности.
До проведения сказкотерапии дети знакомятся со сказкой. Это нужно для получения целостного впечатления от ее текста. Кроме того, при повторной встрече со сказкой дошкольниками легче будет сосредоточиться на образной лексике, характеризующей внешний вид героя, выразительно отобразить в мимике, движении эмоциональное состояние персонажа.
Большое внимание уделяется и двигательной активности. Усталость после многократного выполнения психогимнастических этюдов приводят эмоционального напряжения. На стульчиках дети находятся лишь небольшую часть времени: при рассказывании сказки воспитателем, фантазировании по музыкальной композиции, роли зрителей в игре-драматизации по отдельным эпизодам сказки.
По окончании сказкотерапии, если дети не проявляют активность в обсуждении, воспитатель спрашивает детей о том, какие игры и упражнения понравились, запомнились, роли каких сказочных героев хотелось бв исполнить повторно. Все высказывания детей поощряются, мнения детей учитываются.
Зная индивидуальные особенности детей, воспитатель так распределяет роли, что замкнутые малыши играют героев с сильными чертами характера. А дети, склонные к упрямству, капризам, ябедничеству, в сказкотерапии в этюдах изображают отрицательные черты характера, составляют комментарии, истории о таких персонажах (каприза, хвастунишка – мышка). В дальнейшем можно заметить положительные эффекты, улучшение настроения, развитие эмоциональной устойчивости и связной речи ребенка.
Условия проведения сказкотерапии.
Идеально проводить занятия в отдельном помещении, где нет посторонних, отвлекающих детей предметов. Но за неимением такого помещения, занятия проводятся в спальной комнате на ковре, вокруг которого располагаются стулья детей, а также стоит стул воспитателя и тумба для магнитофона. Снижение шумового фона, а также отсутствие возможности ситуативного отвлечения благоприятно сказывается на эффекте сеансов сказкотерапии. Занятия по сказкотерапии проводятся 1 раз в неделю, продолжительностью 15-20 минут. Регулярность проведения занятий способствует закреплению положительного эффекта в развитии личности и речи ребенка. Надо сказать, что детям нравятся повторения, поэтому иногда стоит повторять сеансы сказкотерапии. Особенно те, что направлены на словесное комментирование эмоционально аффективных ситуаций, выражение замещающей потребности. В них используются большей частью творческие игры с элементами поиска, выбора наиболее подходящего варианта решения проблемы (покажи героя, угадай по движению, ритму, музыке, придумай окончание). После некоторой паузы даже малоактивные дети с удовольствием выполняют хорошо знакомые задания. Если в процессе игры у детей возникает утомление, сказкотерапия прекращается и детям предлагают слепить из пластилина фигурки героев, сделать зарисовки к эпизодам сказки, тем самым переключая внимание детей на другой вид деятельности.
И в заключении, как бы подытоживая сказанное выше, хочется вернуться к вопросу: «Так что же такое сказкотерапия? Нужна ли она в работе с детьми?»
Первое, что приходит в голову – терапия (или лечение) сказками. Этот термин вызывает неоднозначную реакцию: специалисты настроены положительно, а многие далекие от педагогики и психологии люди сначала не принимают всерьез, и только узнав поближе, открывают поистине безграничные возможности метода. Почему так происходит? Все дело в том, что сказкотерапия является одним из самых древних психологических и педагогических методов. Испокон веков знания о мире и жизни передавались из уст в уста, переписывались, читались. Вспомним хотя бы своих бабушек: на каждую жизненную ситуацию, на каждое происшествие у них были готовы прибаутки. Сегодня мы это называем термином сказкотерапия.
Являясь формой познания и лечения души, как и любая другая психотерапия, сказкотерапия исследует сказки как форму существования и проявления психических процессов и создает сказки, благотворно влияющие на психику детей. Рассказывание историй – древнейший способ человеческого общения, и, пожалуй, один из наиболее подходящих детям. Рассказы, в особенности сказки, всегда были самым эффективным средством общения с детьми. В сказках поднимаются важные для детского мировосприятия проблемы. В сказках противопоставляются добро и зло, альтруизм и жадность, смелость и трусость, милосердие и жестокость, упорство и малодушие. Они говорят ребенку, что мир – очень сложная штука, что в нем есть немало справедливостей, что страх, сожаление и отчаяние – в такой же степени часть нашей жизни, как радость и уверенность. Но самое главное, они говорят ребенку, если человек не сдается, даже когда положение кажется безысходным, если он не изменит своим нравственным принципам, он, в конце концов, обязательно победит. Слушая эти рассказы и сказки, дети невольно находят в них отголоска своей собственной жизни. Они стремятся воспользоваться примером положительного героя в борьбе со своими страхами и проблемами. Иногда возникает мысль: а не уводят ли занятия сказкотерапией от реальности? Многое зависит от возраста. Детей дошкольного возраста занятия сказкотерапией не уводят от реальности. Каждое занятие сказкотерапией завершается обсуждением с детьми вопросов: чему научила нас сказка, и как мы эти знания и опыт будем использовать в реальных ситуациях нашей жизни. Таким образом, путешествуя по сказке, дети познают жизнь, приобретают социальные навыки, элементы мудрости. В результате занятий по сказкотерапии изменилось отношение детей друг к другу. Они стали терпимее относиться к ошибкам, ранее негативным проявлениям других детей. Стали более раскрепощенными в общении с другими взрослыми. Так же изменилась речь детей. Дети научились рассуждать, мыслить, связно рассказывать, пересказывать небольшие сказки и рассказы. Кроме того, эти занятия оказали большое влияние на эстетическое развитие детей, их воображение. Так, слушая отрывки того или иного музыкального произведения дети научились определять характер произведения и придумывать движения героям сказок под музыку. Можно сказать, что сказкотерапия помогает создать в группе благоприятную психологическую атмосферу, позволяет использовать игровые методы, направленные на развитие связной речи с учетом таких характеристик личности, как активность, самостоятельность, произвольность, эмоциональная устойчивость, творчество.