Елена Еремеева
Развитие речи дошкольников в игре
Хорошая речь – важное условие развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли, тем шире его возможности познания окружающего мира, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Но речь ребенка не является врожденной функцией. Она развивается постепенно, вместе с его ростом и развитием. Речь необходима формировать и развивать в комплексе с общим развитием ребенка.
Публикация «Развитие речи дошкольников в игре» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2020
Гораздно успешнее это осуществлять, используя игры. Так как в дошкольном возрасте игровая деятельность является ведущей.
Значительную роль в обогащении и развитии словаря играют речевые игры. Именно в речевой игре ребёнок получает возможность совершенствовать, обогащать, закреплять, активизировать словарь.
Они так же формируют слуховое внимание, умение повторять звукосочетание и слова.
Важность речевых игр для развития детей трудно переоценить. Во время проведения таких игр решаются важные задачи:
• воспитание звуковой культуры речи;
• формирование грамматического строя речи;
• обогащение словарного запаса;
• развитие связной речи.
В играх с прищепками решаются следующие задачи:
- Развитие творческих способностей, воображения;
Развитие коммуникативной функции речи, умение составлять рассказ;
- Развитие сенсорных навыков; пространственных представлений;
- Развитие мелкой моторики рук.
Упражнения с прищепками «Развеселим солнышко»
Упражнения для развития мелкой моторики с речевым сопровождением
Исходное положение для каждого упражнения: согнутая в локте рука стоит на столе. Прищепка удерживается указательным и большим пальцем параллельно столешнице.
Далее прищепка «превращается» в волка, лису, крокодила, аиста и других животных – педагог (а затем и ребёнок) ритмично открывает и закрывает (пасть, клюв, приговаривая текст.
АИСТ
Аист крылья расправляет,
Аист клювик раскрывает.
Сенсорные игровые упражнения с использованием прищепок
Цель таких упражнений: обучать детей сличению предметов по цвету; закрепить названия основных цветов; тренировать ориентацию на плоскости; закрепить понятия большой – маленький.
Коробочки
1 вариант. Ребёнок
самостоятельно выбирает и
прикрепляет прищепки
на край одной из коробок,
распределяя их соответствен-
но цвету приклеенного на
дно кружочка.
2 вариант. Четверо детей выполняют инструкцию взрослого. Каждый ребёнок выбирает и прикрепляет к краю соответствующей коробки прищепку того цвета, который ему назвал педагог.
Развитие творческого воображения дошкольников в играх с прищепками
Для проведения данных игр нужно предварительно вырезать из картона фигурки, к которым в дальнейшем будут прикрепляться прищепки.
В процессе конструирования различных предметов и объектов можно разучивать с ребёнком стихотворения что, безусловно, будет способствовать расширению и
активизации словаря
дошкольника, а также
развитию его памяти и
внимания.
Использование прищепок при усвоении детьми пространственных представлений
Довольно часто дошкольники испытывают затруднения при овладении пространственными представлениями. Некоторые дети (особенно леворукие) плохо ориентируются как в схеме собственного тела, так и на плоскости.
При ознакомлении со схемой собственного тела можно использовать прищепки в качестве «материальной опоры», обозначающей такие абстрактные понятия как «право – лево».
Каждому ребёнку предлагается яркая прищепка, которая прикрепляется им к правому рукаву своей одежды. Эта прищепка служит для дошкольника зрительным напоминанием при выполнении заданий, требующих определения правой и левой стороны собственного тела, а позже – правой и
левой стороны листа бумаги:
У тебя на рукаве огонёк горит –
Это ПРАВАЯ рука. Он нам говорит
Прищепки можно также успешно использовать в разыгрывании различных сценок с детьми старшего дошкольного возраста. Двое дошкольников передают диалог персонажей с помощью «говорящих» прищепок.
МЕДВЕДЬ
- Ты куда идёшь, медведь?
- В город ёлку поглядеть.
- Да на что тебе она?
- Новый год встречать пора.
- Где поставишь ты её?
- В лес возьму, в своё жильё.
- Что ж не вырубил в лесу?
- Жалко. Лучше принесу.