Юлия Леденева
Развитие речи дошкольников посредством пальчиковых игр
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие речи посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр в свете ФГОС ДО».
Подготовила воспитатель 1 категории МБДОУ «Колосок» с. Ивановка Оренбургского района - Леденева Ю. В.
Цель: познакомить педагогов с видами нетрадиционных пальчиковых игр и их использование в образовательном процессе ДОУ.
Публикация «Развитие речи дошкольников посредством пальчиковых игр» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Материал: крышечки от бутылок, бельевые прищепки, зубные щётки, карандаши, грецкие орехи, шишки, бусины, пуговицы.
Уважаемые коллеги!
Сегодня мне хочется ещё раз затронуть тему развития речи в дошкольном возрасте, а именно развитие речи посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр.
(СЛАЙД №1)
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остаётся высоким.
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.
Вначале мне хочется спросить у вас: для чего нужны пальчиковые игры и что они развивают?
Да, конечно же, игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи.
(СЛАЙД 2)
(СЛАЙД 3)
Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев», «Рука – это инструмент всех инструментов», заключал еще Аристотель. «Рука – это своего рода внешний мозг», - писал Кант. (НА СЛАЙД)
Обратите внимание на слайд, эти выводы не случайны. Действительно, рука имеет большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому пальчиковая гимнастика имеет большое значение для развития ребенка.
Одним из самых распространенных видов пальчиковой гимнастики являются пальчиковые игры.
Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок развивает мелкие движения рук. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.
Все движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук благотворно сказывается на развитии речи ребенка.
В фольклоре существует масса потешек, в которых сочетаются речь и движения рук. Любому ребенку не помешают массаж рук в доречевом периоде, а пальчиковые игры в сопровождении стихов не только разовьют мелкую моторику и речь, но и умение слушать. Ребенок научится понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи.
Пальчиковые игры влияют на пальцевую пластику, руки становятся послушными, что помогает ребенку в выполнении мелких движений, необходимых в рисовании, а в будущем и при письме.
Ученые рассматривают пальчиковые игры как соединение пальцевой пластики с выразительным речевым интонированием, создание пальчикового театра, формирование образно-ассоциативного мышления. А это значит, что пальчиковая гимнастика влияет не просто на развитие речи, но и на ее выразительность, формирование творческих способностей.
(Слайд № 4)
В работе с детьми по развитию речи при помощи пальчиковых игр мы ставим перед собой цель:
• способствовать работе речевых и мыслительных центров головного мозга;
• повысить уровень речевой компетентности детей;
• подготовить руку к письму, совершенствуя мелкую моторику;
• добиваться точности координации движений кистей и пальцев рук.
(СЛАЙД №5)
В соответствии с поставленной целью мы решаем задачи:
• развитие творческих способностей;
• активизировать словарь в процессе расширения представлений об окружающем мире в соответствии с лексической темой;
• формирование усидчивости;
• создание эмоционального положительного настроя;
• развитие чувствительности всех органов;
• знакомство с сенсорными эталонами;
• развитие наглядно-образного мышления, внимания, памяти;
• работать над пространственной ориентировкой на листе бумаги и в окружающем пространстве;
• формирование умения выполнять действия с предметами, правильно держать ручку, карандаш, формировать умение владеть ими при помощи самомассажа, игр и упражнений.
(СХЕМА НА СЛАЙДЕ К ЭТИМ СЛОВАМ)
Формы работы по развитию мелкой моторики рук могут быть традиционными и нетрадиционными.
(Слайд № 6)
(СЛАЙД №7)
Традиционные:
- самомассаж кистей и пальцев рук (поглаживание, разминание);
- игры с пальчиками с речевым сопровождением;
- пальчиковая гимнастика без речевого сопровождения;
- графические упражнения: штриховка, дорисовка картинки, графический диктант, соединение по точкам, продолжение ряда;
- предметная деятельность: игры с бумагой, глиной, пластилином, песком, водой, рисование мелками, углём;
- игры: мозаика, конструкторы, шнуровка, складывание разрезных картинок, игры с вкладышами, складывание матрёшек;
- кукольные театры: пальчиковый, варежковый, перчаточный, театр теней;
- игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий - шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».
(СЛАЙД №8)
Нетрадиционные:
- самомассаж кистей и пальцев рук с грецкими орехами, карандашами, массажными щётками;
- игры с пальчиками, с использованием разнообразного материала: бросовый, природный, хозяйственно-бытовой.
(СЛАЙД №9)
Существует различные виды пальчиковых игр.
1. Игры с пальчиками.
2. Пальчиковые игры с палочками и цветными спичками.
3. Пальчиковые игры со скороговорками.
4. Пальчиковые игры со стихами.
5. Физкультминутки, пальчиковая гимнастика,
6. Пальчиковый алфавит.
7. Пальчиковый театр.
8. Театр теней.
В своей работе мы делаем упор на нетрадиционные формы работы по развитию мелкой моторики рук, потому что нетрадиционные «Пальчиковые игры» – это игры с различными предметами, которые всегда есть в обиходе. Данные упражнения дети выполняют с большим удовольствием, их мы включаем в занятия, режимные моменты и, конечно же рекомендуем для совместных занятий родителей с детьми дома.
Пальчиковые игры с предметами. Они развивают мышление, повышают эластичность мышц, вызывают положительные эмоции и стойкий интерес к деятельности. Это игры с использованием: массажных мячей, карандашей, прищепок, крупы, подставок под горячее, бусин, щёток и т. д.
А сейчас, уважаемые коллеги, я предлагаю вашему вниманию нетрадиционные пальчиковые игры, в которые с удовольствием играют наши ребята.
Игра «Карандаш» - с использованием карандаша с гранями.
Карандаш в руках катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик,
Быть послушным научу.
Эта игра направлена на развитие мелкой моторики и способствует улучшению артикуляционных движений, следовательно, развивается звукопроизношение, речевой слух, грамматический строй речи, фонематическое восприятие.
Игра с использованием бельевых прищепок, пощипываем ими кончики пальцев (предварительно проверяем, чтобы она не была слишком тугой) поочерёдно от указательного к мизинцу и обратно, на ударные слоги стиха. После первого двустишия- смена рук.
Кусается больно котёнок- малыш,
Он думает: это не палец, а мышь.
Но я же играю с тобою, глупыш,
А будешь кусаться,
Скажу тебе: «Кышь!»
Эти игры позволяют повысить общий тонус, развивают внимание и память, снимают эмоциональное напряжение детей.
Использование нетрадиционных пальчиковых игр вызывает у детей положительный эмоциональный настрой и развивает речь.
Вашему вниманию я также хочу представить результаты диагностики воспитанников по образовательной области «Речевое развитие».
Так, проведя диагностику во всех группах в начале уч. года и в конце мы увидели положительную динамику в речевом развитии дошкольников, разница между показателями 7%, на примере подготовительной группы, для нас это показатель достаточно хорошей работы в данном направлении.
Мы уверены, что положительную динамику нам помогает добиться именно использование в своей работе нетрадиционных пальчиковых игр, которые дают возможность развивать речь детей, а также вызывают у них положительные эмоции.
Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития речи. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь делается точной и выразительной. Пальчиковые игры, на фольклорном материале, максимально эффективны для развития маленького ребёнка. Они содержательны, увлекательны, грамотны по своему дидактическому наполнению.
Главная цель пальчиковых игр – переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь.
Я уверена, что моё выступление убедило вас в том, что нетрадиционные пальчиковые игры очень важны для развития речи ребенка дошкольного возраста.
Поэтому, дорогие коллеги: - «Тренируйте пальчики!
Станет рука сильной, Головушка умной, А речь красивой!»