Татьяна Банникова
Развитие речи дошкольников посредством разных видов музыкальной деятельности
Развитие речи дошкольников через разные виды музыкальной деятельности
Музыкальный руководитель
Банникова Т. В.
Развитие речи дошкольников через разные виды музыкальной деятельности. В настоящее время отмечается стойкая тенденция увеличения числа дошкольников с нарушениями речевого развития.
Публикация «Развитие речи дошкольников посредством разных видов музыкальной деятельности» размещена в разделах
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Одно из решений этой проблемы, я вижу в музыкальной деятельности.
На моих занятиях вы можете наблюдать разные виды музыкальной деятельности: слушание музыки, пение, музыкально-дидактические игры, музыкально-ритмические движения, игру на детских музыкальных инструментах. Давайте рассмотрим, как через разные виды музыкальной деятельности идёт работа по развитию речи.
Виды музыкальной деятельности:
1)Слушание музыки
2)Пение
3)Музыкально-дидактические игры
4)Музыкально-ритмические движения
5)Игры на детских музыкальных инструментах
Слушание музыки
В своей работе по слушанию, я сталкиваюсь со скудностью лексикона детей при определении характера музыки. Поэтому в непосредственно-образовательную деятельность я включаю задания, которые активизируют эмоционально-образное восприятие ребёнка и расширяют его речевые возможности.
Словарь «эстетических эмоций» - обогащает речь детей эпитетами.
Сравнивая произведения, контрастные по звучанию или близкие по настроению, развивают у детей компоненты устной речи.
Навыки монологической и диалогической речи формируются в процессе беседы после слушания музыки, когда дети делятся впечатлениями от прослушанного произведения, высказывают своё отношение к его образам, дают им оценку.
Поэтическое слово - помогает раскрыть образ музыкальной пьесы и развивает интонационную выразительность речи.
Слова-подговорки – обогащают речь русским народным фольклором.
«Шаг – присяду, шаг присяду
Спинку прямо я держу
Танцевать себя заставлю
Даже если не хочу.»
Специальные термины обогащают словарь
Классифицируют музыкальные инструменты по группам
Музыкальные инструменты:
![Смотреть фотографию №1 Фото №1 Развитие ребенка](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-174627-1402212563.jpg)
Струнные, клавишные, духовые, ударные:
![Смотреть фотографию №2 Фото №2 Материалы для педагогов Развитие речи дошкольников через разные виды](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-174627-1402212590.jpg)
Знания о композиторах расширяет словарь музыкальных терминов:
![Смотреть фотографию №3 Фото №3 Работа музыкального руководителя музыкальной деятельности Музыкальный руководитель Банникова Т](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-174627-1402212628.jpg)
В процессе музыкальной деятельности используются артикуляционная гимнастика
![Смотреть фотографию №4 Фото №4 Речевое развитие детей Развитие речи дошкольников через разные виды музыкальной деятельности](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-174627-1402212663.jpg)
Пальчиковые и речевые игры
![Смотреть фотографию №5 Фото №5 В настоящее время отмечается стойкая тенденция увеличения числа дошкольников с нарушениями речевого развития](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-174627-1402212692.jpg)
Интонационно-фонетические упражнения по методике Е. М. Емельянова и «Целебные звуки» по М. Л. Лазареву:
![Смотреть фотографию №6 Фото №6 Публикация Развитие речи дошкольников посредством разных видов музыкальной деятельности размещена в разделах Работа музыкального руководителя Развитие ребенка](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-174627-1402212729.jpg)
Вокально-двигательные разминки:
![Смотреть фотографию №7 Фото №7 Материалы для педагогов Развитие речи](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-174627-1402212758.jpg)
Пение -Основой пения является дыхание: «Подуй на бабочку», «Радуга, обними меня»
![Смотреть фотографию №8 Фото №8 Речевое развитие детей Темочки Одно из решений этой проблемы я вижу в музыкальной деятельности](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-174627-1402212793.jpg)
Пение развивает связную образную речь, расширяет кругозор, исправляет ряд речевых недостатков. Одним из направлений пения является народно-музыкально-поэтическое творчество (дразнилки, частушки и т. д.):
![Смотреть фотографию №9 Фото №9 На моих занятиях вы можете наблюдать разные виды музыкальной деятельности слушание музыки пение музыкально дидактические игры музыкально ритмические движения игру на детских музыкальных инструментах](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-174627-1402212823.jpg)
Музыкально-дидактические игры: развивают звуковысотный слух,представления о жанрах, наблюдательность и речевой слух
![Смотреть фотографию №10 Фото №10 Давайте рассмотрим как через разные виды музыкальной деятельности идёт работа по развитию речи](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-174627-1402212845.jpg)
Перечень дидактических игр:Д/и: «Сколько нас поет»,Д/и: «Кто в домике живет»
![Смотреть фотографию №11 Фото №11 Виды музыкальной деятельности Слушание музыки Пение Музыкально дидактические игры Музыкально ритмические движения Игры на детских музыкальных инструментах Слушание музыки](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-174627-1402212874.jpg)
![Смотреть фотографию №12 Фото №12 В своей работе по слушанию я сталкиваюсь со скудностью лексикона детей при определении характера музыки](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-174627-1402212885.jpg)
«Весело и грустно»,«Чьи детки»
![Смотреть фотографию №13 Фото №13 Поэтому в непосредственно образовательную деятельность я включаю задания которые активизируют эмоционально образное восприятие ребёнка и расширяют его речевые возможности](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-174627-1402212911.jpg)
![Смотреть фотографию №14 Фото №14 Словарь эстетических эмоций обогащает речь детей эпитетами](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-174627-1402212922.jpg)
«Волшебный волчок»,«Определи по ритму»
![Смотреть фотографию №15 Фото №15 Сравнивая произведения контрастные по звучанию или близкие по настроению развивают у детей компоненты устной речи](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-174627-1402212955.jpg)
![Смотреть фотографию №16 Фото №16 Поэтическое слово помогает раскрыть образ музыкальной пьесы и развивает интонационную выразительность речи](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-174627-1402212964.jpg)
«Музыкальная лесенка»,«Тучка и солнце»
![Смотреть фотографию №17 Фото №17 Слова подговорки обогащают речь русским народным фольклором](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-174627-1402212992.jpg)
![Смотреть фотографию №18 Фото №18 Шаг присяду шаг присяду Спинку прямо я держу Танцевать себя заставлю Даже если не хочу](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-174627-1402213002.jpg)
«Ученый кузнечик»,«Музыкальный ребус»
![Смотреть фотографию №19 Фото №19 Специальные термины обогащают словарь Классифицируют музыкальные инструменты по группам Музыкальные инструменты](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-174627-1402213028.jpg)
![Смотреть фотографию №20 Фото №20 Струнные клавишные духовые ударные](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-174627-1402213040.jpg)
«Спой имя»,«Зайцы»
![Смотреть фотографию №21 Фото №21 Знания о композиторах расширяет словарь музыкальных терминов](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-174627-1402213067.jpg)
![Смотреть фотографию №22 Фото №22 В процессе музыкальной деятельности используются артикуляционная гимнастика](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-174627-1402213079.jpg)
Музыкально-ритмические движения: танцы с пением, хороводы также полезны для развития речи
![Смотреть фотографию №23 Фото №23 Пальчиковые и речевые игры](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-174627-1402213106.jpg)
«Угадай и станцуй»
![Смотреть фотографию №24 Фото №24 Интонационно фонетические упражнения по методике Е](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-174627-1402213141.jpg)
«Паровозик поющий»,«Смотри и повтори»
![Смотреть фотографию №25 Фото №25 Емельянова и Целебные звуки по М](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-174627-1402213171.jpg)
![Смотреть фотографию №26 Фото №26 Вокально двигательные разминки](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-174627-1402213185.jpg)
Игра на детских музыкальных инструментах развивает ритм, слух дошкольника, а также музыкальные и творческие способности
![Смотреть фотографию №27 Фото №27 Пение Основой пения является дыхание Подуй на бабочку Радуга обними меня](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-174627-1402213213.jpg)
Группы музыкальных инструментов:
![Смотреть фотографию №28 Фото №28 Пение развивает связную образную речь расширяет кругозор исправляет ряд речевых недостатков](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-174627-1402213234.jpg)
Ударные:
![Смотреть фотографию №29 Фото №29 Одним из направлений пения является народно музыкально поэтическое творчество дразнилки частушки и т](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-174627-1402213258.jpg)
Шумовые инструменты:
![Смотреть фотографию №30 Фото №30 Музыкально дидактические игры развивают звуковысотный слух представления о жанрах наблюдательность и речевой слух](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-174627-1402213285.jpg)
Струнные:
![Смотреть фотографию №31 Фото №31 Перечень дидактических игр Д и Сколько нас поет Д и Кто в домике живет](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-174627-1402213324.jpg)
Клавишные
![Смотреть фотографию №32 Фото №32 Весело и грустно Чьи детки](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-174627-1402213345.jpg)
«Собственные» музыкальные инструменты: хлопки, шлепки, щелчки пальцами
![Смотреть фотографию №33 Фото №33 Волшебный волчок Определи по ритму](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-174627-1402213367.jpg)
Все выше изложенные приемы положительно действуют на познавательно-речевое развитие дошкольников. *Младший возраст: игровые приемы и занимательные ситуации. *Старший возраст – преобладание большей доли проблемности.
Музыкальный руководитель должен следить за своей речью, так как она усиливает впечатления детей для восприятия музыки
![Смотреть фотографию №34 Фото №34 Музыкальная лесенка Тучка и солнце](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-174627-1402213550.jpg)
Для успешной работы с детьми, в музыкальном зале создана развивающая среда: подобраны инструменты («Музыкальная горка», различные виды театров, игрушки, пособия, игры
![Смотреть фотографию №35 Фото №35 Ученый кузнечик Музыкальный ребус](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-174627-1402213581.jpg)
Марионетки, театр «Рукавичка»
![Смотреть фотографию №36 Фото №36 Спой имя Зайцы](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-174627-1402213645.jpg)
![Смотреть фотографию №37 Фото №37 Музыкально ритмические движения танцы с пением хороводы также полезны для развития речи](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-174627-1402213673.jpg)
Театр игрушек, «Би-ба-бо», ростовая кукла «Скоморох»
![Смотреть фотографию №38 Фото №38 Угадай и станцуй](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-174627-1402213701.jpg)
Также ведется работа с родителями: оформлены стенды, консультации
![Смотреть фотографию №39 Фото №39 Паровозик поющий Смотри и повтори](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-174627-1402213730.jpg)
![Смотреть фотографию №40 Фото №40 Игра на детских музыкальных инструментах развивает ритм слух дошкольника а также музыкальные и творческие способности](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-174627-1402213740.jpg)
Проводятся утренники, различные праздники
![Смотреть фотографию №41 Фото №41 Группы музыкальных инструментов](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-174627-1402213802.jpg)
Организация музыкальных уголков во всех возрастных группах ДОУ
![Смотреть фотографию №42 Фото №42 Шумовые инструменты](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-174627-1402213834.jpg)
Таким образом, развитие речи дошкольников осуществляется всесторонне в разных видах музыкальной деятельности.
![Смотреть фотографию №43 Фото №43 Собственные музыкальные инструменты хлопки шлепки щелчки пальцами](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-174627-1402213865.jpg)
«Музыка – могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие. Музыка-это язык чувств.»В. А. Сухомлинский
«Музыка – это истинная, всеобщая человеческая речь»Карл Вебер
Спасибо за внимание!