Татьяна Банникова
Развитие речи дошкольников посредством разных видов музыкальной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи дошкольников через разные виды музыкальной деятельности
Музыкальный руководитель
Банникова Т. В.
Развитие речи дошкольников через разные виды музыкальной деятельности. В настоящее время отмечается стойкая тенденция увеличения числа дошкольников с нарушениями речевого развития.
Публикация «Развитие речи дошкольников посредством разных видов музыкальной деятельности» размещена в разделах
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Одно из решений этой проблемы, я вижу в музыкальной деятельности.
На моих занятиях вы можете наблюдать разные виды музыкальной деятельности: слушание музыки, пение, музыкально-дидактические игры, музыкально-ритмические движения, игру на детских музыкальных инструментах. Давайте рассмотрим, как через разные виды музыкальной деятельности идёт работа по развитию речи.
Виды музыкальной деятельности:
1)Слушание музыки
2)Пение
3)Музыкально-дидактические игры
4)Музыкально-ритмические движения
5)Игры на детских музыкальных инструментах
Слушание музыки
В своей работе по слушанию, я сталкиваюсь со скудностью лексикона детей при определении характера музыки. Поэтому в непосредственно-образовательную деятельность я включаю задания, которые активизируют эмоционально-образное восприятие ребёнка и расширяют его речевые возможности.
Словарь «эстетических эмоций» - обогащает речь детей эпитетами.
Сравнивая произведения, контрастные по звучанию или близкие по настроению, развивают у детей компоненты устной речи.
Навыки монологической и диалогической речи формируются в процессе беседы после слушания музыки, когда дети делятся впечатлениями от прослушанного произведения, высказывают своё отношение к его образам, дают им оценку.
Поэтическое слово - помогает раскрыть образ музыкальной пьесы и развивает интонационную выразительность речи.
Слова-подговорки – обогащают речь русским народным фольклором.
«Шаг – присяду, шаг присяду
Спинку прямо я держу
Танцевать себя заставлю
Даже если не хочу.»
Специальные термины обогащают словарь
Классифицируют музыкальные инструменты по группам
Музыкальные инструменты:
Струнные, клавишные, духовые, ударные:
Знания о композиторах расширяет словарь музыкальных терминов:
В процессе музыкальной деятельности используются артикуляционная гимнастика
Пальчиковые и речевые игры
Интонационно-фонетические упражнения по методике Е. М. Емельянова и «Целебные звуки» по М. Л. Лазареву:
Вокально-двигательные разминки:
Пение -Основой пения является дыхание: «Подуй на бабочку», «Радуга, обними меня»
Пение развивает связную образную речь, расширяет кругозор, исправляет ряд речевых недостатков. Одним из направлений пения является народно-музыкально-поэтическое творчество (дразнилки, частушки и т. д.):
Музыкально-дидактические игры: развивают звуковысотный слух,представления о жанрах, наблюдательность и речевой слух
Перечень дидактических игр:Д/и: «Сколько нас поет»,Д/и: «Кто в домике живет»
«Весело и грустно»,«Чьи детки»
«Волшебный волчок»,«Определи по ритму»
«Музыкальная лесенка»,«Тучка и солнце»
«Ученый кузнечик»,«Музыкальный ребус»
«Спой имя»,«Зайцы»
Музыкально-ритмические движения: танцы с пением, хороводы также полезны для развития речи
«Угадай и станцуй»
«Паровозик поющий»,«Смотри и повтори»
Игра на детских музыкальных инструментах развивает ритм, слух дошкольника, а также музыкальные и творческие способности
Группы музыкальных инструментов:
Ударные:
Шумовые инструменты:
Струнные:
Клавишные
«Собственные» музыкальные инструменты: хлопки, шлепки, щелчки пальцами
Все выше изложенные приемы положительно действуют на познавательно-речевое развитие дошкольников. *Младший возраст: игровые приемы и занимательные ситуации. *Старший возраст – преобладание большей доли проблемности.
Музыкальный руководитель должен следить за своей речью, так как она усиливает впечатления детей для восприятия музыки
Для успешной работы с детьми, в музыкальном зале создана развивающая среда: подобраны инструменты («Музыкальная горка», различные виды театров, игрушки, пособия, игры
Марионетки, театр «Рукавичка»
Театр игрушек, «Би-ба-бо», ростовая кукла «Скоморох»
Также ведется работа с родителями: оформлены стенды, консультации
Проводятся утренники, различные праздники
Организация музыкальных уголков во всех возрастных группах ДОУ
Таким образом, развитие речи дошкольников осуществляется всесторонне в разных видах музыкальной деятельности.
«Музыка – могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие. Музыка-это язык чувств.»В. А. Сухомлинский
«Музыка – это истинная, всеобщая человеческая речь»Карл Вебер
Спасибо за внимание!