Татьяна Банникова
Развитие речи дошкольников посредством разных видов музыкальной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи дошкольников через разные виды музыкальной деятельности
Музыкальный руководитель
Банникова Т. В.
Развитие речи дошкольников через разные виды музыкальной деятельности. В настоящее время отмечается стойкая тенденция увеличения числа дошкольников с нарушениями речевого развития.
Одно из решений этой проблемы, я вижу в музыкальной деятельности.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Модель трёх вопросов. Образовательная технология
- Музыка. Работа музыкального руководителя
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
На моих занятиях вы можете наблюдать разные виды музыкальной деятельности: слушание музыки, пение, музыкально-дидактические игры, музыкально-ритмические движения, игру на детских музыкальных инструментах. Давайте рассмотрим, как через разные виды музыкальной деятельности идёт работа по развитию речи.
Виды музыкальной деятельности:
1)Слушание музыки
2)Пение
3)Музыкально-дидактические игры
4)Музыкально-ритмические движения
5)Игры на детских музыкальных инструментах
Слушание музыки
В своей работе по слушанию, я сталкиваюсь со скудностью лексикона детей при определении характера музыки. Поэтому в непосредственно-образовательную деятельность я включаю задания, которые активизируют эмоционально-образное восприятие ребёнка и расширяют его речевые возможности.
Словарь «эстетических эмоций» - обогащает речь детей эпитетами.
Сравнивая произведения, контрастные по звучанию или близкие по настроению, развивают у детей компоненты устной речи.
Навыки монологической и диалогической речи формируются в процессе беседы после слушания музыки, когда дети делятся впечатлениями от прослушанного произведения, высказывают своё отношение к его образам, дают им оценку.
Поэтическое слово - помогает раскрыть образ музыкальной пьесы и развивает интонационную выразительность речи.
Слова-подговорки – обогащают речь русским народным фольклором.
«Шаг – присяду, шаг присяду
Спинку прямо я держу
Танцевать себя заставлю
Даже если не хочу.»
Специальные термины обогащают словарь
Классифицируют музыкальные инструменты по группам
Музыкальные инструменты:

Струнные, клавишные, духовые, ударные:

Знания о композиторах расширяет словарь музыкальных терминов:

В процессе музыкальной деятельности используются артикуляционная гимнастика

Пальчиковые и речевые игры

Интонационно-фонетические упражнения по методике Е. М. Емельянова и «Целебные звуки» по М. Л. Лазареву:

Вокально-двигательные разминки:

Пение -Основой пения является дыхание: «Подуй на бабочку», «Радуга, обними меня»

Пение развивает связную образную речь, расширяет кругозор, исправляет ряд речевых недостатков. Одним из направлений пения является народно-музыкально-поэтическое творчество (дразнилки, частушки и т. д.):

Музыкально-дидактические игры: развивают звуковысотный слух,представления о жанрах, наблюдательность и речевой слух

Перечень дидактических игр:Д/и: «Сколько нас поет»,Д/и: «Кто в домике живет»


«Весело и грустно»,«Чьи детки»


«Волшебный волчок»,«Определи по ритму»


«Музыкальная лесенка»,«Тучка и солнце»


«Ученый кузнечик»,«Музыкальный ребус»


«Спой имя»,«Зайцы»


Музыкально-ритмические движения: танцы с пением, хороводы также полезны для развития речи

«Угадай и станцуй»

«Паровозик поющий»,«Смотри и повтори»


Игра на детских музыкальных инструментах развивает ритм, слух дошкольника, а также музыкальные и творческие способности

Группы музыкальных инструментов:

Ударные:

Шумовые инструменты:

Струнные:

Клавишные

«Собственные» музыкальные инструменты: хлопки, шлепки, щелчки пальцами

Все выше изложенные приемы положительно действуют на познавательно-речевое развитие дошкольников. *Младший возраст: игровые приемы и занимательные ситуации. *Старший возраст – преобладание большей доли проблемности.
Музыкальный руководитель должен следить за своей речью, так как она усиливает впечатления детей для восприятия музыки

Для успешной работы с детьми, в музыкальном зале создана развивающая среда: подобраны инструменты («Музыкальная горка», различные виды театров, игрушки, пособия, игры

Марионетки, театр «Рукавичка»


Театр игрушек, «Би-ба-бо», ростовая кукла «Скоморох»

Также ведется работа с родителями: оформлены стенды, консультации


Проводятся утренники, различные праздники

Организация музыкальных уголков во всех возрастных группах ДОУ

Таким образом, развитие речи дошкольников осуществляется всесторонне в разных видах музыкальной деятельности.

«Музыка – могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие. Музыка-это язык чувств.»В. А. Сухомлинский
«Музыка – это истинная, всеобщая человеческая речь»Карл Вебер
Спасибо за внимание!