Светлана Ощепкова
Доклад «Мы не должны забывать о своем прошлом» Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад «Березка» поселок Малые Арбаты
655746, Республика Хакасия, Таштыпский район, поселок Малые Арбаты,
ул. Советская 40 А e-mail : berezka_1953@mail.ru тел. 8-390-46-2-73-82
Доклад
«Мы не должны забывать о своем прошлом»
Подготовила:
Ощепкова С. И.
воспитатель
МБДОУ детский сад «Березка»
п. Малые Арбаты
«Воспитание, если оно не хочет быть
бессильным, должно быть народным»
Публикация «Доклад „Мы не должны забывать о своем прошлом“ Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Народная культура, фольклор
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
К. Д. Ушинский.
Важнейшим составляющим музейной педагогики я считаю, является формирование любви к родному краю, к настоящему и прошлому страны и приобщение детей к истокам народной культуры. Каждый народ во все времена умел прививать качества и навыки, необходимые в жизни. Одной из основных причин недостатков в воспитании дошкольников в современном обществе является отрыв от этой самой национальной культуры, ослабление в воспитании нравственно-патриотических чувств у детей. Проблема музейной педагогики и нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Каждый человек с момента своего рождения познает окружающий мир: маму с ее теплотой и ласковой заботливостью, детский уголок с игрушками, улицу с обитателями, луг, леса, где он бегает и играет, где впервые знакомится с множеством предметов, явлений, событий. Достичь этого возможно при создании развивающей, эстетической, полихудожественной среды.
Я поставила перед собой задачу донести до воспитанников, что они являются носителями культуры, национальных традиций и обычаев своего народа и народа,
проживающего на нашей территории.
Работая по программе развития и воспитания детей «Детство» и опираясь на рекомендации авторов этой программы по нравственно-патриотическому воспитанию, в детском саду мною и работниками детского сада
разработаны были и составлены рабочие программы по нравственно-патриотическому воспитанию и музейной педагогике. Созданы уголки национальной культуры: мини-макеты «Русская изба» и «Хакасская юрта».
Я думаю, что система работы по
музейной педагогики требует организации определенных условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний. Поэтому совместно с педагогами школы и педагогами детского сада было принято решение создать народный музей. В результате кропотливой работы был открыт музей, который знакомит с тремя национальными культурами, проживающими на нашей территории: русской, хакасской, немецкой и особая гордость- это наш небольшой раздел музея, а точнее самостоятельный музей боевой славы, где по крупицам были собраны бесценные экспонаты времен Великой Отечественной войны.
Каждый раздел музея представлен по-своему. Русский быт воссоздан в обстановки русской избы. Войдя в «избу» попадаешь в сказочный, необычный мир. Деревянные стены увешаны расписными рушниками, на полках посуда, игрушки, отразившие все разнообразие народных промыслов : золотая хохлома, снежно-голубая гжель, расписные деревянные ложки. На полу расстелены домотканые половики. Есть печка, чугуночки, сито, коромысло с ведрами, тяжелые чугунные утюги. У печи стоит расписной сундук, именно в нем бабушки хранили приданное. А рядом – настоящая старинная прялка.
Рядом с «русской избой» расположилась немецкая комната, с её знаменитой швейной машинкой «Зингер», приспособлением для производства колбасы, полка с немецкой старинной библией и
книгами, кровать с расшитыми подушками; на стене висит ковер с вышитой немецкой надписью.
Войдя в хакасскую юрту можно сразу же увидеть в центре чайник, подвешенный над костром; хакасские платья, рубахи; хакасскую «морду» для ловли рыбы, посуду с хакасскими орнаментами и расшитые одеяла на топчане.
Музей «боевой славы» - это бережно хранимые нами боевые и трудовые награды ветеранов ВОВ, письма и фотографии, подлинные вещи тех лет.»
Прежде чем начать работу по музейной педагогике с детьми дошкольного возраста я составила перспективные планы по двум национальностям: русской и немецкой. Планы в процессе реализации дополняются и изменяются. Все занятия объединены в тематические блоки:
I блок - русская изба «Горенка»;
II блок – немецкая комната «В гостях у бабушки Катрин»;
В русской избе «Горенка» я знакомлю детей с историей и культурой русского народа.
На специальных занятиях дети узнают о предметах быта, о пословицах, поговорках, потешках и играх; читаем сказки; провожу занятия по народной декоративной росписи и т. д. Одним из главных средств приобщения детей к национальной культуре являются
праздники. В детском саду я провела праздники:
1. Физкультурный досуг «Богатырская сила», «Праздник
русской рубахи».
1. Веселые старты «Мы едем спасать Елену Прекрасную».
2. Выпускной вечер «Емеля спешит в школу».
3. Фольклорный праздник «В Горенке».
4. Развлечения «Масленица», «Коляда, коляда на кануне
рождества».
5. Развлечение «Масленица».
Знакомя детей с культурой немецкого народа, проводила экскурсию по немецкой комнате; знакомила с предметами быта, домашней утварью, одеждой; научила здороваться и прощать по-немецки. В комнате читала немецкие сказки: «Горшочек каши», «Метелица» и др. ; разучивали немецкие стихи, играли в игры.
Итогом проделанной работы стали: развлечение «Праздник урожая» (совместно с первым классом школы, утренник «Новогодний сапожок»,открытое занятие «В горенке» на районном методическом объединении, участие в районном конкурсе «Воспитатель года», выступление на районном форуме «Образование глазами родителей, общественности и молодежи», на районном методическом объединении (на базе нашего детского сада) по нравственно-патриотическому воспитанию, на республиканском семинаре «Проблемы создания и развития музеев в образовательном учреждении», районной конференции по гуманной педагогике.
Особое эмоциональное впечатление, имеющие духовно-нравственное, патриотическое воспитательное значение дети получают от общения с нашими уважаемыми ветеранами Великой Отечественной войны. На 9 мая дети своими руками делали подарки,
посещали участником ВОВ на дому, приглашали на утренник к себе в музей, выступали на концерте в СДК, вместе с ветераном ВОВ Молодецким Николаем Ивановичем, возложили цветы к памятнику, погибших воинов ВОВ.
Тесный контакт поддерживаю и с родителями воспитанников, так как именно в семье закладываются первые представления ребенка об окружающем мире, добре, справедливости и долге. Для них проводились тематические родительские собрания: посиделки «Праздник чая в семейном кругу», познавательно-игровая викторина «Мы дети- планеты Земля», выставки «Дары осени», консультации. И мне очень приятно видеть, что и у родителей появляется интерес к истории своего народа, любовь к Родине. Любовь к Родине… и важно, и сложно, и нужно.
Вся такая система работы – богатейший материал для развития культурно-творческого и эмоционального потенциала каждого ребенка, его познавательной и интеллектуальной сферы.
Продуктивной деятельности, личностного, нравственно-патриотического развития, при котором складывается национальное мировоззрение, необыкновенное чувство любви и уважение к родным корням и многие другие качества, которые трудно, а Рис. 6
подчас и невозможно воспитать без подобной системы работы.
1. «Музейная педагогика». : под ред. Морозовой А. Н., Мельниковой О. В., М. :-2006.
2. Князева О. Л., «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», Детство-Пресс,2000.
3. «Центр немецкой культуры»., №3, 2000.