Татьяна Валерьевна Олемская
Развитие речи детей средней группы в процессе работы с конструктором «Лего»
▼ Скачать + Заказать документы
Известно, что игра – ведущий вид деятельности дошкольника. В среднем дошкольном возрасте появляются ролевые взаимодействия со сверстниками. В процессе игровой деятельности у детей начинает развиваться образное мышление. В этом возрасте ребёнку можно предложить простые схемы для решения несложных задач в создании постройки на заданную тему. В процессе работы проявляются особенности развития воображения: оригинальность и произвольность. Итогом является самостоятельность в составлении небольшой сказки на заданную тему. Эти возрастные особенности психофизического развития детей среднего дошкольного возраста были учтены в процессе работы с использованием конструктора «Лего».
Публикация «Развитие речи детей средней группы в процессе работы с конструктором „Лего“» размещена в разделах
- Лего, LEGO. Развитие речи
- Лего. Конструктор LEGO
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2016
Работа строилась в соответствии с принципом комплексно – тематического планирования с учётом интеграции образовательных областей, так как такой подход способствует появлению у дошкольников многочисленных возможностей для практики, развития основных навыков, понятийного мышления. В ходе образовательной деятельности, совместной деятельности педагога и детей, во время самостоятельной деятельности дошкольников решались поставленные задачи.
Целью использования конструктора «Лего» было решение задач через получение практического опыта. Мы использовали гигантский набор DUPLO, что способствовало успешному решению таких задач: расширение и активизация словарного запаса ребёнка; развитие навыков активного общения (взрослый – ребёнок, ребёнок – ребёнок); усвоение пространственных понятий; вовлечение в совместную сюжетно – ролевую игру; развитие мелкой моторики пальцев рук; развитие творческого воображения ребёнка; планирование и реализация проектов.
В нашей группе был составлен примерный план работы для решения задач образовательной области «Речевое развитие» с учётом комплексно – тематического планирования. Приоритетными задачами являлись: развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими; развитие всех компонентов устной речи детей (формирование словаря, грамматического строя речи, воспитание звуковой культуры речи, развитие связной речи); воспитание интереса и любви к чтению; развитие литературной речи. Организация работы с детьми в рамках таких тем как «Транспорт», «Осень», «Зима», «Весна», «Лето», «Безопасность», «Моё Отечество», «Мой город» с учётом интегративного подхода способствовала расширению кругозора детей, развитию познавательно – исследовательской и конструктивной деятельности, образного мышления, воображения, получению информации для создания собственных построек и составления описательных рассказов о постройке. Например, во время работы по теме «Транспорт» дети познакомились с разными видами транспорта, назначением машины МЧС, «Скорой помощи» и других машин специального назначения. После беседы детям была предложена схема постройки легкового автомобиля. Это был первый этап работы с конструктором «Лего». Мы обратили внимание на строение машины, гармоничное сочетание деталей конструктора по цвету. Следующие этапы: строительство разных машин с использованием схем, предложенных детям; строительство разных машин без помощи схем.
Затем дети начали строить свои собственные легковые автомобили, в которых находились пассажиры и водители. В процессе работы с конструктором дети составляли диалог водителя с полицейским, таксиста с пассажиром, рассказывали о созданной постройке, описывая её возможности. Во время рассказа ребята произносили «новые» слова и мы поощряли характерное для этого возраста словотворчество («диваномашинолёт», «роботоавтомобиль», подсказывали общепринятый образец слова («королевишная машина» - машина королевы). Таким образом, мы постепенно подводили детей к конструированию необычных автомобилей, называя их «волшебными», а опыт у детей уже был, ведь они очень любят мультфильм «Тачки». Эта работа помогла нам в дальнейшем, когда мы поняли, что можно усложнять задания, так как наши дети готовы создавать постройки на тему «Волшебный город» и составлять описательные рассказы.
Ещё одна тема – «Мой город» - очень порадовала ребят. Мы читали стихи, рассказы и сказки, проводили беседы, рассматривали иллюстрации, фотографии, играли в сюжетно – ролевые игры, рисовали свой дом во дворе, детский сад, улицы города и постройки в городе. Дети рассказывали, для чего нужны дома в городе, почему стали строить многоэтажные дома, детские площадки, в каких зданиях располагаются детские сады, магазины, для чего нужны дороги, парки, скверы, клумбы и т. д. Одновременно поэтапно шла работа с конструктором «Лего». Первый этап: мы предложили детям построить домик по схеме, обращая внимание на цветовую гамму деталей конструктора, устойчивость постройки. Следующие этапы: строительство двухэтажных, многоэтажных домов, разных домов. Затем мы продолжили работу с конструктором по строительству городского дворика, улиц города, парков, различных городских объектов, опираясь на опыт детей, полученный ранее во время работы в соответствии с темами «Времена года», «Транспорт», «Профессии», «Моё Отечество».
Детям очень нравится процесс создания постройки. Ребята охотно рассказывают о том, что они построили, описывая объекты строительства. Во время работы по теме «Мой город» решались речевые задачи, которые подвели детей к составлению рассказов на тему «Волшебный город». Это такие задачи как расширение и активизация словаря на основе углубления знаний о ближайшем окружении, формирование умения определять и называть местоположение предмета (слева, справа, рядом, около, между, совершенствование отчётливого произношения слов и словосочетаний, формирование умения согласовывать слова в предложении и правильно использовать предлоги в речи, формирование умения рассказывать (описывать предмет).
Дети очень любят сказки и часто рассказывают о разных феях, увиденных в мультфильмах. Мы придумали цикл сказок о Фее, которая любит чудеса. Одно из чудес – игра с волшебными красками – стало мотивацией в строительстве волшебного города. Детям было очень интересно узнать о том, как Фея играет с волшебными красками, пролетая над обычным городом в дождливую погоду, и превращает обычные улицы в красные, жёлтые, синие, голубые, оранжевые и зелёные, а зелёные парки и скверы – в разноцветные. Дети работали группами по 4 человека. Они построили волшебный город и придумали такие рассказы о своих постройках.
Павлик: «Это зелёный дворик. Его покрасила Фея. Здесь есть разные дома светло – зелёного и тёмно – зелёного цвета. Они высокие и низкие. В них живут люди. В моём дворике есть игровая площадка для детей. Я построил лавочку, чтобы сидели мамы и бабушки. Ещё здесь играют дети. У них есть зелёная горка, чтобы кататься. Ещё есть разные лесенки для ходьбы и упражнений на равновесие. Здесь есть зелёная машинка и зелёный самолётик. Всё здесь зелёное, потому что Фея пролила свои зелёные волшебные краски. Мне нравится этот дворик, потому что он красивый и мне нравится, что Фея играет с красками».
Айрат: «Это зелёная площадка во дворе для детей. Там всё зелёное, есть домики. Они многоэтажные. Дети катаются на самолётике и машинке. Они маленькие, потому что для детей. Там ещё есть зелёные ступеньки. Они высокие. И горка есть зелёная. Там девочка катается. Мне нравится этот дворик, потому что он красивый».
Андрюша: «Я построил красную улицу, потому что её покрасила Фея. На улице есть дорога с красными машинами. Ещё есть многоэтажные дома. Они тоже красные. И машины на стоянке тоже красные. Мне нравится эта улица, потому что я такую никогда не видел».
Соня: «Это разноцветный лесопарк. Здесь всё разноцветное, потому что Фея играла с разными красками. Получились разноцветные деревья и только одна ёлочка зелёная, как настоящая. А травка красная. Мне нравится этот лесопарк, потому что он пёстрый и яркий».
Было придумано много рассказов на тему «Волшебный город», в которых использовались описательные рассказы детей о своих постройках. Мы предлагали детям помощь в виде схем и рисунков, а записанные детские рассказы стали частями сказок о Фее, которая любила чудеса. В процессе работы с ребятами мы наблюдали любознательность и желание исследовать, экспериментировать, фантазировать, открывая для себя волшебный мир, удивляясь и радуясь. Свои постройки дети с интересом обыгрывали, продолжая придумывать что - то новое, «изобретать» волшебство и чудеса. Они рассказывали друг другу и воспитателям о том, что построили, осваивая диалогическую и монологическую формы речи, и это было необычно и интересно. Итогом нашей работы стал мастер – класс для родителей группы и детского сада с целью рассказать взрослым о том, как наши дети учились мыслить, творить и развиваться при помощи конструктора «Лего» и как много ещё предстоит сделать в процессе последующей работы.
Литература.
От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. :МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014.
LEGOeducation.ru