Елена Шишлакова
Развитие речи детей с ОВЗ через интеграцию образовательных областей
▼ Скачать + Заказать документы
Под интеграцией мы понимаем форму взаимодействия, взаимопроникновения различных образовательных областей, обеспечивающую целостность образовательного процесса.
Развитие речи – это овладение (как ребёнком, так и в широком смысле — человеком в течение жизни) средствами как устной, так и письменной речи (языка, характеризующими в свою очередь развитие его навыков коммуникации, вербального мышления и литературного творчества.
Публикация «Развитие речи детей с ОВЗ через интеграцию образовательных областей» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
В раздел "Развитие речи" входит развитие словаря (лексики, развитие грамматической правильности речи, формирование связности высказывания (диалогическая и монологическая речь, формирование звуковой культуры речи (предупреждение дефектов речи путем развития фонематического слуха, подготовка к обучению грамоте).
Современный ребенок к 5 годам должен овладеть всей системой родного языка: говорить связно, полно излагать свои мысли, легко строя развернутые сложные предложения, без труда пересказывая рассказы и сказки. Такой малыш правильно произносит все звуки, легко воспроизводит многосложные слова. Его словарный запас составляет от четырех до пяти тысяч слов.
Для детей с ОВЗ наряду с речевыми особенностями характерна и недостаточная сформированность процессов, тесно связанных с речевой деятельностью, а именно:
• нарушены внимание и память,
• нарушены мелкая и артикуляционная моторика,
• недостаточно сформировано словесно-логическое мышление.
Согласно принципу интеграции, речевое развитие детей осуществляется не только в процессе игр, упражнений и занятий по развитию речи, но и при организации всех видов детской деятельности через физкультминутки, дидактические игры с элементами движения, подвижные игры с элементами развития речи, математики, конструирования и пр.
Педагогу следует целенаправленно организовывать образовательный процесс так, чтобы от детей требовалась оптимальная речевая активность во всех видах детской деятельности. Такой подход не только стимулирует речевое развитие, но и способствует более успешному решению остальных образовательных задач.
Образовательная область «Речевое развитие» взаимодействует со всеми остальными образовательными областями. Ни одна образовательная область не может существовать без словесного взаимодействия педагога и воспитанников. В любой области педагогического процесса, чтобы чему-нибудь научиться и что-то узнать, необходимо общаться детям и педагогу, как невербальными средствами, так и вербальными.
В процессе образовательной деятельности по развитию речи обращается внимание на одновременное решение задач других образовательных областей.
• Образовательная область «Физическое развитие».
Развитие речи посредством движения; формирование в процессе физического воспитания пространственных и временных представлений; изучение в процессе предметной деятельности различных свойств материалов, а также назначения предметов; формирование в процессе двигательной деятельности различных видов познавательной деятельности.
Создание условий, необходимых для защиты, сохранения и укрепления здоровья каждого ребенка, формирование культурно-гигиенических навыков, потребности вести здоровый образ жизни; развитие представлений о своем здоровье и о средствах его укрепления. Данные задачи решаются не только на занятиях, но и в течение всего дня пребывания ребенка в ДОУ и в семье. Для реализации перечисленных задач необходимо правильно организовать режим дня в детском саду и дома, чередовать различные виды деятельности и отдыха, способствующие четкой работе организма.
• Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие».
Дети с ОВЗ могут оказаться в ситуациях, опасных для их жизни и здоровья. На примере близких жизненных ситуаций дети усваивают соответствующие правила поведения. В процессе овладения навыками безопасного поведения в окружающей среде у детей развиваются коммуникативные умения, т. к. перед ними встает необходимость высказать свою мысль, поделиться впечатлениями, рассказать о чем-либо. Беседы об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них. Общение по теме «Правила дорожного движения», решение проблемных ситуаций с помощью сюжетно-ролевых игр.
Создание на занятиях педагогических ситуаций и ситуаций морального выбора, развитие нравственных качеств, побуждение детей к самооценке и оценке действий и поведения сверстников.
Участие детей в расстановке и уборке оборудования для занятий, ознакомление детей с трудом взрослых, с ролью труда в жизни людей; воспитание уважения к труду; обучение умению называть трудовые действия, профессии и некоторые орудия труда.
• Образовательная область «Познавательное развитие»
Сенсорное развитие, в процессе которого у детей с ограниченными возможностями формируются полноценные представления о внешних свойствах предметов, их форме, цвете, величине, запахе, вкусе, положении в пространстве и времени. Сенсорное воспитание предполагает развитие мыслительных процессов: сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, а также стимулирует развитие всех сторон речи, способствует обогащению и расширению словаря.
Развитие познавательно исследовательской и конструктивной деятельности направлено на формирование правильного восприятия пространства, целостного восприятия предмета, развитие мелкой моторики рук и зрительно-двигательной координации для подготовки к овладению навыками письма.
Формирование элементарных математических представлений пред-полагает обучение детей умениям сопоставлять, сравнивать, ориентироваться во времени пространстве.
Чтение художественной литературы имеет коррекционную направленность, так как стимулирует овладение детьми словесной речью, развитие языковой способности, речевой деятельности.
• Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие».
Обучение детей созданию творческих работ, что способствует развитию мелкой моторики рук, развивает точность выполняемых движений; в процессе работы дети знакомятся с различными материалами, их свойствами.
Развитие слухового восприятия при предъявления звучания музыкальных инструментов, развитие и коррекция музыкально-ритмических движений.
Коррекционные и образовательные задачи согласовываются и распределяются между всеми педагогами с учётом их специализации.
- при развитии двигательной сферы задача развития общей моторики решается на образовательной деятельности по физической культуре;
- артикуляционной и ручной моторики на образовательной деятельности учителя-дефектолога и воспитателя;
- мимической выразительности у педагога-психолога;
- развитие музыкально-ритмических способностей и слухомоторной координации на образовательной деятельности по музыке и коррекционной ритмике.
Таким образом, можно сделать вывод, что решение задач речевого развития возможно в образовательных областях по всем основным направлениям развития ребёнка.