МААМ-картинки

Развитие речи детей с ОВЗ через интеграцию образовательных областей

Елена Шишлакова
Развитие речи детей с ОВЗ через интеграцию образовательных областей
▼ Скачать + Заказать документы

Под интеграцией мы понимаем форму взаимодействия, взаимопроникновения различных образовательных областей, обеспечивающую целостность образовательного процесса.

Развитие речи – это овладение (как ребёнком, так и в широком смысле — человеком в течение жизни) средствами как устной, так и письменной речи (языка, характеризующими в свою очередь развитие его навыков коммуникации, вербального мышления и литературного творчества.

Публикация «Развитие речи детей с ОВЗ через интеграцию образовательных областей» размещена в разделах

В раздел "Развитие речи" входит развитие словаря (лексики, развитие грамматической правильности речи, формирование связности высказывания (диалогическая и монологическая речь, формирование звуковой культуры речи (предупреждение дефектов речи путем развития фонематического слуха, подготовка к обучению грамоте).

Современный ребенок к 5 годам должен овладеть всей системой родного языка: говорить связно, полно излагать свои мысли, легко строя развернутые сложные предложения, без труда пересказывая рассказы и сказки. Такой малыш правильно произносит все звуки, легко воспроизводит многосложные слова. Его словарный запас составляет от четырех до пяти тысяч слов.

Для детей с ОВЗ наряду с речевыми особенностями характерна и недостаточная сформированность процессов, тесно связанных с речевой деятельностью, а именно:

• нарушены внимание и память,

• нарушены мелкая и артикуляционная моторика,

• недостаточно сформировано словесно-логическое мышление.

Согласно принципу интеграции, речевое развитие детей осуществляется не только в процессе игр, упражнений и занятий по развитию речи, но и при организации всех видов детской деятельности через физкультминутки, дидактические игры с элементами движения, подвижные игры с элементами развития речи, математики, конструирования и пр.

Педагогу следует целенаправленно организовывать образовательный процесс так, чтобы от детей требовалась оптимальная речевая активность во всех видах детской деятельности. Такой подход не только стимулирует речевое развитие, но и способствует более успешному решению остальных образовательных задач.

Образовательная область «Речевое развитие» взаимодействует со всеми остальными образовательными областями. Ни одна образовательная область не может существовать без словесного взаимодействия педагога и воспитанников. В любой области педагогического процесса, чтобы чему-нибудь научиться и что-то узнать, необходимо общаться детям и педагогу, как невербальными средствами, так и вербальными.

В процессе образовательной деятельности по развитию речи обращается внимание на одновременное решение задач других образовательных областей.

Образовательная область «Физическое развитие».

Развитие речи посредством движения; формирование в процессе физического воспитания пространственных и временных представлений; изучение в процессе предметной деятельности различных свойств материалов, а также назначения предметов; формирование в процессе двигательной деятельности различных видов познавательной деятельности.

Создание условий, необходимых для защиты, сохранения и укрепления здоровья каждого ребенка, формирование культурно-гигиенических навыков, потребности вести здоровый образ жизни; развитие представлений о своем здоровье и о средствах его укрепления. Данные задачи решаются не только на занятиях, но и в течение всего дня пребывания ребенка в ДОУ и в семье. Для реализации перечисленных задач необходимо правильно организовать режим дня в детском саду и дома, чередовать различные виды деятельности и отдыха, способствующие четкой работе организма.

• Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие».

Дети с ОВЗ могут оказаться в ситуациях, опасных для их жизни и здоровья. На примере близких жизненных ситуаций дети усваивают соответствующие правила поведения. В процессе овладения навыками безопасного поведения в окружающей среде у детей развиваются коммуникативные умения, т. к. перед ними встает необходимость высказать свою мысль, поделиться впечатлениями, рассказать о чем-либо. Беседы об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них. Общение по теме «Правила дорожного движения», решение проблемных ситуаций с помощью сюжетно-ролевых игр.

Создание на занятиях педагогических ситуаций и ситуаций морального выбора, развитие нравственных качеств, побуждение детей к самооценке и оценке действий и поведения сверстников.

Участие детей в расстановке и уборке оборудования для занятий, ознакомление детей с трудом взрослых, с ролью труда в жизни людей; воспитание уважения к труду; обучение умению называть трудовые действия, профессии и некоторые орудия труда.

• Образовательная область «Познавательное развитие»

Сенсорное развитие, в процессе которого у детей с ограниченными возможностями формируются полноценные представления о внешних свойствах предметов, их форме, цвете, величине, запахе, вкусе, положении в пространстве и времени. Сенсорное воспитание предполагает развитие мыслительных процессов: сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, а также стимулирует развитие всех сторон речи, способствует обогащению и расширению словаря.

Развитие познавательно исследовательской и конструктивной деятельности направлено на формирование правильного восприятия пространства, целостного восприятия предмета, развитие мелкой моторики рук и зрительно-двигательной координации для подготовки к овладению навыками письма.

Формирование элементарных математических представлений пред-полагает обучение детей умениям сопоставлять, сравнивать, ориентироваться во времени пространстве.

Чтение художественной литературы имеет коррекционную направленность, так как стимулирует овладение детьми словесной речью, развитие языковой способности, речевой деятельности.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие».

Обучение детей созданию творческих работ, что способствует развитию мелкой моторики рук, развивает точность выполняемых движений; в процессе работы дети знакомятся с различными материалами, их свойствами.

Развитие слухового восприятия при предъявления звучания музыкальных инструментов, развитие и коррекция музыкально-ритмических движений.

Коррекционные и образовательные задачи согласовываются и распределяются между всеми педагогами с учётом их специализации.

- при развитии двигательной сферы задача развития общей моторики решается на образовательной деятельности по физической культуре;

- артикуляционной и ручной моторики на образовательной деятельности учителя-дефектолога и воспитателя;

- мимической выразительности у педагога-психолога;

- развитие музыкально-ритмических способностей и слухомоторной координации на образовательной деятельности по музыке и коррекционной ритмике.

Таким образом, можно сделать вывод, что решение задач речевого развития возможно в образовательных областях по всем основным направлениям развития ребёнка.

Публикации по теме:

Опыт работы «Творческое развитие речи детей через театрализованную деятельность» .

НОД по познавательному развитию детей с интеграцией образовательных областей «Мой любимый город Сочи»НОД по познавательному развитию детей с интеграцией образовательных областей «Мой любимый город Сочи» Цель :расширить знание детей о родном городе. Задачи :формировать представление детей о родном городе; закрепить знание о достопримечательностях.

НОД по познавательному развитию детей с интеграцией образовательных областей в подготовительной группе «Весна-красна»НОД по познавательному развитию детей с интеграцией образовательных областей в подготовительной группе «Весна-красна» Цель: Расширить знания о весне, как о времени года и о сезонных изменениях в природе. Задачи: Активизировать и обогащать словарь детей;.

НОД по познавательному развитию детей с интеграцией образовательных областей «Оригами «Лягушка» в подготовительной группеНОД по познавательному развитию детей с интеграцией образовательных областей «Оригами «Лягушка» в подготовительной группе Цель : Формировать экологическое мышление, способствовать осознавать последствие своих действий по отношению к окружающей среде. Жить.

ООД по познавательному развитию детей в старшей группе с интеграцией образовательных областей «Зимушка — зима»ООД по познавательному развитию детей в старшей группе с интеграцией образовательных областей «Зимушка — зима» Цель: обогащать и расширять знание детей о зиме; вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа. Задачи:.

Познавательное развитие детей подготовительной группы с интеграцией образовательных областей. Беседа «Яблочный Спас»Познавательное развитие детей подготовительной группы с интеграцией образовательных областей. Беседа «Яблочный Спас» Интеграция ОО: "Социально- коммуникативное развитие", "Речевое развитие", "Художественно-эстетическое". Задачи: - развивать духовно.

Познавательное развитие детей с интеграцией образовательных областей в подготовительной группе. Беседа «День Медведя»Познавательное развитие детей с интеграцией образовательных областей в подготовительной группе. Беседа «День Медведя» Интеграция ОО: "Социально-коммуникативное развитие ", " Познавательное развитие ", " Речевое развитие ", " Художественно-эстетическое.

Познавательное развитие в старшей группе с интеграцией образовательных областей «Все цветы на свете тебе я подарю…» Часть 2Познавательное развитие в старшей группе с интеграцией образовательных областей «Все цветы на свете тебе я подарю…» Часть 2 Воспитатель : Тюльпаны - естественное украшение едва ли не каждого приусадебного участка. Это прекрасное растение является любимым цветком.

Развитие речи детей с ОВЗ через художественное творчествоРазвитие речи детей с ОВЗ через художественное творчество Развитие речи детей с ОВЗ через художественное творчество. Развитие речи детей с ОВЗ играет важнейшую роль в общем развитии личности. С.

Семинар для педагогов «Развитие речи детей 3–4 лет через дидактическую игру»Семинар для педагогов «Развитие речи детей 3–4 лет через дидактическую игру» В дидактических играх основной задачей является умственное развитие ребёнка, обогащение его знаниями.   С помощью дидактических игр у детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи детей с ОВЗ через интеграцию образовательных областей
Опубликовано: 4 февраля 2021 в 20:22
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие речи детей с ОВЗ через интеграцию образовательных областей» (включая файлы) размещена пользователем Елена Шишлакова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД