Адушева Татьяна
Развитие речи детей раннего возраста посредством малых фольклорных жанров
Развитие речи детей раннего возраста посредством малых фольклорных жанров
Адушева Татьяна Васильевна
Воспитатель
МБДОУ детский сад «Солнышко» комбинированного вида СП детский сад №161, г. Нижний Тагил
Слово “фольклор” в буквальном переводе с английского означает народная мудрость.
Публикация «Развитие речи детей раннего возраста посредством малых фольклорных жанров» размещена в разделах
- Младшая группа
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Фольклор - это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культы и верования. В фольклоре воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, протест против эксплуатации и гнета, мечты о справедливости и счастье. Это устное, словесное художественное творчество, которое возникло в процессе формирования человеческой речи.
Народные песенки, частушки, потешки, прибаутки представляют собой ценный материал для воспитания детей раннего возраста : формируется восприимчивость к звучащей ритмической, музыкальной речи, песенки, потешки помогают им учиться говорить, побуждая к подражанию словам и звукам. Дети принимают их живо, кроме того, создают предпосылки для воспитания интереса к явлениям жизни, доступные их пониманию. Фольклор вызывает положительные эмоции у детей, формируется внутренняя готовность к восприятию русской народной культуры
Актуальность темы:
Сегодняшнее общество изменилось, изменилось и отношение общества к истории и культуре своего народа. Происходит переосмысление ценностей, нами, взрослыми, а значит и детьми. В наши дни произведения устного народного творчества (колыбельные, песни, пестушки, потешки и др.) практически не используют. В семьях знают все меньше обрядов, забывают песни и колыбельные.
Замыкаясь а телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а вед общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Современному малышу не менее, чем в далеком прошлом, нужны тонкие способы создания определенных взаимоотношений со взрослыми при умывании, убаюкивании, в играх, первых физических упражнениях и т. д.
Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка, начиная с раннего возраста. Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей.
Речевое воспитание детей в настоящее время направлено на формирование у них такого интегративного качества как владение средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками при помощи языковых (фонетических, лексических, грамматических) и неречевых средств (мимики, жестов, поз, взглядов, предметных действий).
Сформированность данной интегративной личностной характеристики рассматривается как базисная для ребенка дошкольного возраста, как важнейшая предпосылка благополучия в социальном и интеллектуальном развитии, в освоении специфически детских видов деятельности — коллективных игр, конструирования, детского художественного творчества и пр. Одним из средств развития речи в раннем возрасте является устное народное творчество (различные формы фольклора).
Произведения устного народного творчества разнообразны и выразительны, что позволяет педагогу быстро найти эмоциональный контакт с ребенком и построить свою работу по развитию речи на ярком и интересном для ребенка материале. Малые фольклорные формы созданы на материале, который хорошо известен детям раннего и младшего дошкольного возраста, близок их пониманию, конкретен. Он легко запоминается и способствует развитию воображения, мышления, эмоционально-волевой сферы ребенка и конечно речи [1, с. 6].
Д. Б. Эльконин в одной из своих работ отмечает, что рифма и ритм являются в раннем возрасте основой для запоминания различных слов и словосочетаний, потешек. Он утверждал, что при повторении слов и фраз предметом сознания ребенка являются не смысл и их значение, а звуковой состав и ритмическая структура. Такое повторение удобно осуществлять, применяя малые фольклорные формы [5, с. 11].
С помощью различных форм фольклора (в раннем возрасте предпочтительно – малых) можно решать практически все задачи методики развития речи и, наряду с основными методами и приемами речевого развития детей раннего возраста можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.
Максимально полезны для развития ребенка раннего возраста и простые пальчиковые игры на фольклорном материале. Это уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание простых слов с использованием «пальчиковой гимнастики» воспитывает быстроту реакции, эмоциональную выразительность, стимулирует развитие речи, внимания, воображения.
Для того чтобы речь детей успешно развивалась, необходимо совершенствовать их речевой слух, позволяющий вычленять («слышать») отдельные слова из речевого потока, различать звукосочетания и слова. Полезны детям раннего возраста произведения, в которых имеются звукоподражания голосам животных и очень конкретно описываются их повадки. Звукоподражания («ав-ав», «му-му», «га-га», «бе-бе», «мяу-мяу») способствуют речевой активности ребенка, потому после прочтения полезно предложить подражать их голосам. Важно, чтобы ребенок проговаривал сначала слова, затем предложения.
Колыбельные песни обогащают словарь ребенка за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают внешним видом (котик, зайка).
Грамматическое разнообразие колыбельных способствует освоению грамматического строя речи. К тому же, положительные эмоции, связанные с тем или иным, знакомым с колыбели образом, делают это освоение более успешным и прочным. Колыбельная содержит в себе большие возможности в формировании фонематического восприятия детей раннего возраста, чему способствует особая интонация (напевное выделение голосом гласных звуков, медленный темп и т. п., наличие звукосочетаний, звукоподражаний. Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи [3, с. 9].
Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяет с самого раннего детства побуждать к познавательной деятельности и речевой активности. Вслушиваясь в певучесть, образность народного языка, дети не только овладевают речью, но и приобщается к красоте и самобытности слов. Простота и мелодичность звучания позволяет детям запоминать их. Дети начинают вводить народные потешки в свои игры – во время кормления куклы, или укладывания ее спать. Так же большой интерес вызывают народные произведения, в которых имеются звукоподражания голосам животных и очень конкретно описываются их повадки [4, с. 21].
Отгадывание загадок оказывает весьма сильное позитивное влияние на развитие речи ребенка. Загадки обогащают детскую речь за счет многозначности некоторых понятий, помогая замечать вторичные значения слов, а также формируют представление о том, что такое переносное значение слова. Кроме того, правильно подобранные загадки помогут усвоить грамматический и звуковой строй русской речи. Разгадывание загадок позволяет развивать способность к обобщению, анализу, помогает сформировать умение делать самостоятельные выводы, развить умение лаконично и четко выделять наиболее выразительные, характерные признаки явления или предмета.
Из сказки ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Сказка помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности [2, с. 67].
Таким образом, различные жанры устного народного творчества оказывают значительное позитивное влияние на все стороны речевого развития детей раннего возраста, что свидетельствует об их богатом дидактическом потенциале.
Список литературы
1. Аполлонова Н. А. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре // Дошкольное воспитание. – 2002. – № 5. – С. 5 – 8.
2. Асташина М. Фольклор в воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2007. – № 3. – С. 61 – 68.
3. Бережнова О. В. Фольклорные произведения в воспитательной работе дошкольного учреждения // Образование и общество. – 2002. – № 12. – С. 9 – 14.
4. Князева О. Л., Махнева М. Д. Приобщение детей к истокам русской культуры. Программа. – СПб. : Детство-Пресс, 2004. – 30 с.
5. Усова А. П. Русское народное творчество в детском саду. – М. : Просвещение, 2002. – 168 с.