Агарькова Светлана
Развитие речи детей раннего возраста посредством игры
▼ Скачать + Заказать документы
РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ
Участники: дети раннего возраста, воспитатели, родители.
Цель: создание условий для развития речи взрослого и сверстников, используя игрушки, книги, картинки, игры.
Задачи:
- Обогащать словарь детей,
- Развивать активную речь детей,
Темочки:
- Игры для детей
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
- Формировать потребности детей в общении со взрослыми и сверстниками посредством речи,
- Формировать способность понимать содержание потешек, сказок,
- Развивать умения детей по словесному указанию находить предметы по названию, цвету, размеру, имитировать действия людей, животных,
- Упражнять детей отчетливо произносить звуки в словах, во время звукоподражания,
- Прививать любовь к художественной литературе, к искусству, игре и игрушкам,
- Способствовать быстрой и лёгкой адаптации детей к условиям детского сада, сформировать положительное отношение к режимным моментам.
Воспитателям
- обеспечить реализацию воспитательных, развивающих и обучающих задач через организацию непосредственной образовательной деятельности и через совместную с детьми деятельность,
- создать условия для самостоятельной и совместной с взрослыми игровой деятельности детей в рамках реализуемого проекта,
- пополнение и обогащение методического, дидактического и наглядного материала по данной теме.
Родителям
1. Разговаривая с ребенком, постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть чёткой и правильной. Не забывайте, что ребёнок в первую очередь учится говорить у вас, поэтому следите за правильностью своей речи.
2. Разговаривайте с ребенком во всех видах деятельности (приготовление еды, одевание-раздевание, уборка, прогулка). Говорите о том, что вы делаете, другие делают и т. д.
3. Учите ребенка понимать и выполнять словесные инструкции.
4. Не переходите на детский язык. Не «сюсюкайте» сами и объясните бабушкам.
5. Игра - основной вид деятельности ребенка. Поэтому играйте больше в интересные игры, развивающую мелкую моторику рук, с пальчиками, с предметами. Незаменимы в развитии мелкой моторики игры с пластилином, рисование, пальчиковая гимнастика, которая сопровождается небольшими стишками.
6. Чаще читайте ребенку стишки, сказки, обсуждайте картинки, задавайте по ним вопросы: Где собачка? Это кто? Что делает? И т. д.
7. Очень любят дети отгадывать загадки. Загадки учат детей делать выводы, анализировать, развивают мышление. Обязательно при этом задавайте ребенку вопросы: «Как догадался?», «Почему?».
Занимайтесь каждый день, и ваши усилия будут вознаграждены.
Окружающий мир привлекает ребёнка новизной непознанного и побуждает к первым самостоятельным шагам. В первой половине второго года жизни особое внимание уделяется формированию понимания речи взрослого. Особую роль играют чувственный опыт, возникающий при непосредственном контакте с предметами обихода, игрушками, при совместных действиях со взрослым и т. д. К 1.5 годам активный словарь составляет всего 30-40 слов.
Во второй половине второго года жизни ребёнок интенсивно овладевает активной речью. К концу этого года активный словарь ребёнка насчитывает уже 300-400 слов, из которых он строит простые предложения из 2-3 слов.
Ребёнок учится понимать слова, обозначающие части тела человека (руки, ноги, голова и т. д.) и животных, бытовые процессы (одеваться, пить, есть, умываться, игровые действия (покатай, закрой и т. д.).
К трём годам словарный словарь составляет 1000-1500 слов. Он интересуется всем происходящим. Ребёнок учится взаимодействовать с окружающим миром, постепенно овладевает новыми знаниями и овладевает речью. Малыш понимает рассказы взрослых, осмысленно слушает детские сказки.
ПОКАЗАТЕЛИ РЕЧИ ДЕТЕЙ НА ТРЕТЬЕМ ГОДУ ЖИЗНИ
- развитие голосовых реакций, подражания,
- понимание обогащение словаря, активная речь с использованием предложений,
- понимание, подражание, пассивная речь.
УСЛОВИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ
- уход, выполнение режима дня, эмоционально- положительное отношение окружающих взрослых
- обучающее и воспитательное воздействие
- собственная активная речь ребенка в различных видах деятельности.
ПОКАЗАТЕЛИ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ РЕБЕНКА
- понимает инструкцию взрослого и делает то, что он говорит,
- слушает взрослого, активно к нему обращается, задает вопросы; речь приобретает форму диалога,
- по своей инициативе вступает в контакт с детьми и взрослыми, высказывает простейшие суждения о явлениях и предметах окружающего мира.
БЛАГОПРИЯТНЫЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЕНКА
- эмоционально-положительное общение с ребенком,
- достаточное количество игрушек и игр, соответствующих возрасту ребенка,
- общение ребенка со сверстниками и взрослыми, способствующее развитию коммуникативных навыков,
- правильная речь взрослого без имитации речи ребенка,
- чтение и рассказывание сказок, заучивание стихов.
ОСОБЕННОСТИ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА
- использует в речи существительные, глаголы (словарь прилагательных еще невелик).
- отвечает на вопросы предложениями, состоящими из трёх и более слов,
- использует простые и сложные предложения, пользуется всеми частями речи.
НОРМА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
Каждый ребенок неповторим и индивидуален. Поэтому нормы развития речи формируются по некому усредненному показателю.
Нормой в два года считается, если ребенок:
- много болтает, его словарный запас насчитывает от 10 до 300 простых слов,
- умеет отвечать на заданные вопросы словами «нет» и «да»,
- прощается и здоровается (или машет рукой,
- понимает просьбы и речь взрослого,
- показывает рукой на разные предметы и пытается назвать их,
Эти нормы устанавливаются для возраста от двух до трёх лет, поэтому не нужно требовать от малыша, которому едва исполнилось два годика, невозможного.
Игровая деятельность
Игра – основной вид деятельности в данном возрасте.
Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой - сама игра развивается под влиянием развития речи.
Чтение – самый простой способ, как можно развивать речь у ребёнка. В этом возрасте он ещё не читает, но это никак не мешает использовать книги для обучения. Ребёнок должен понимать смысл произведения, интересоваться им.
Развивать речь ребёнка можно при помощи игр, например, картинки с действием (показать ребёнку карточку, попросить описать, что на ней делает персонаж) и другие игры.
Также в развитии ребенка помогают пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Игры с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует развитие речи, мышления, воображения, внимания.
Основная цель пальчиковых игр – переключение внимания, улучшение координации мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка.
Развивать речевые способности ребёнка помогут различные логарифмические игры : когда стишки или песенки совмещаются с действием, ребёнок играет и учится говорить.
Игры : мишка косолапый, гуси-гуси, зайка беленький сидит, мишка с куклой бойко топают и т. д.
Развитие речи ребёнка – важнейшая задача для каждого родителя. Именно от того, сколько времени будет уделяться малышу в первые годы его жизни, будут определяться его способности.
Для развития речи детей в нашей группе подобраны: различные виды театров (пальчиковый, кукольный и т д) ; фонотека произведений малых фольклорных форм в соответствии с возрастом детей; речевые игры и игры направленные на развитие мелкой моторики; библиотека детской литературы; набор игрушек, предметных картинок на разные темы: «овощи» «фрукты» и т д ; альбомы фотографий по теме «мой дом» «моя семья» и др. В центре конструирования имеются разные материалы для осуществления различных видов построек (лего разной величины, кубы, кубики.)
Примерный игровой план занятий с картинками и игрушками.
Занятие -1 «Кто как кричит?»(1) - занятие по произведению А. Барто с использованием предметных картинок, изображающих животных и птиц.
Цель: Закрепить и расширить знания детей о животных, используя соответствующие картинки. Учить находить знакомых животных на картинках, побуждая называть их, подрожать голосам. Продолжать развивать функции сравнения и обобщения при рассматривании и выборе предметных картинок, изображающих животных и птиц.
Занятие -2 «Кто как кричит?»(2) (формирование звуковой культуры речи).
Цель: Упражнять детей в отчётливом произнесении изолированных гласных и согласных звуков, формировать умение воспроизводить имеющиеся в тексте звукоподражания, развивать умение слушать чтение, воспитывать бережное отношение к животным и их детенышам.
Материал: ширма, курица, петух, цыпленок, собака, кошка, корова и их детеныши.
КОНСПЕКТ
Воспитатель сообщает, что в гости к детям придут их друзья. Проводится дидактическая игра «Кто в гости спешит?».
Воспитатель читает потешку, дети угадывают гостя по голосовой реакции и называют животное. Если дети угадывают правильно, из-за ширмы появляется гость.
Кукареку! (появляется петух)
Мур Мур мяу (появляется кошка)
И т. д.
Текст повторяется 2-3 раза и затем предлагается произносить звукоподражания детям.
Итог : в результате систематической работы по развитию речи отмечаются положительные результаты в работе по данной теме. Дети активно включаются в разные виды игровой деятельности с взрослым и сверстниками. С интересом и желанием слушают сказки и потешки, играют в пальчиковые и другие игры, подражая взрослому. Поэтому и дальше будет планироваться вестись работа на развитие у детей правильной и четкой речи.