Олейник Юлия
Развитие речи детей раннего возраста через игровую деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
Оглавление
1. Пояснительная записка….
2. Цель и задачи….
3. Принципы и подходы….
4. Ожидаемый результат….
5. Время и сроки реализации программы….
6. Формы организации деятельности…
7. Перспективный план …
8. План работы с родителями воспитанников….
9. Обеспечение программы …
Список используемой литературы ….
Пояснительная записка
С введением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования детский сад стал первой обязательной ступенью образовательного процесса.
Публикация «Развитие речи детей раннего возраста через игровую деятельность» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2023
Дошкольный возраст- это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи. В работе затронута проблема развития речи детей в игровой деятельности, так как в дошкольном возрасте данный вид деятельности является ведущим. Причиной острой необходимости развития речи детей является потребность общения человека с окружающими его людьми, а, чтобы речь была внятна, понятна и интересна другим, нужно развивать ее, необходимо проводить разнообразные игры, разрабатывать методики проведения игр, чтобы дети были заинтересованы в игровой деятельности.
Игра – самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Это и важнейшая самостоятельная деятельность, которая имеет большое значение для формирования детского коллектива.
А. С. Макаренко писал: «У ребенка есть страсть к игре, и ее надо удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра».
Скоролупова О. А. и Тихонова Т. М. считают, что «основное значение игры как ведущей деятельности детей дошкольного возраста определяется тем, что:
- во-первых, в игре формируются психические новообразования ребенка, основным из которых является воображение;
- во-вторых, развивается личность ребенка и, главное, формируется такое качество, как произвольность;
- в-третьих, зарождаются новые виды деятельности – трудовая и учебная»
В данной работе раскрывается значение игр для детей раннего дошкольного возраста, их роль в речевом развитии детей. Тема актуально в связи с тем. Что игровая деятельность дает воспитателю возможность проводить занятия по обучению речи более плодотворно.
Цель программы:
Способствовать развитию речи детей через игровую деятельность.
Задачи программы:
1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения литературы;
2. Способствовать развитию речи и расширению словарного запаса через игровую деятельность;
3. Развивать у детей раннего возраста воображение, память, внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
4. Пополнить предметно-пространственную развивающую среду группы пособиями по развитию речи;
5. Консультация родителей об играх с детьми раннего возраста по развитию речи в домашних условиях.
6. Составить картотеку дидактических игр для детей раннего возраста;
7. Развивать интерес родителей к совместной работе в данном направлении.
Принципы:
1. Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития.
2. Принцип коммуникативно – деятельностного подхода к развитию речи.
3. Принцип развития языкового чутья.
4. Принцип формирования элементарного освоения явлений языка.
5. Принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи.
6. Принцип обогащения мотивации речевой деятельности.
7. Принцип обеспечения активной языковой практики.
Предполагаемый результат:
- обогащение предметно – развивающей среды группы;
-развитие внимания, памяти, речи, мышления, мелкой и крупной моторики рук, интеллектуального развития.
Время и сроки реализации программы:
Данная программа рассчитана на 1 год. Общее количество занятий 16, по 10 минут каждое. Возраст детей, участвующих в реализации программы 2-3 года.
Формы организации деятельности:
- групповая
-подгрупповая
- индивидуальная
Тематический план работы воспитателя по развитию речи детей раннего возраста через игровую деятельность.
Месяц № Задача
Сентябрь 1. «Один, много» Развитие речи, памяти, внимания. Развитие мелкой моторики рук.
2. Заучивание пальчиковых игр: «Мы капусту рубим, рубим», «Апельсин» укрепление и развитие мелкой моторики пальцев рук, повышение чувствительности пальцев; сенсомоторное развитие, формирование основных сенсорных эталонов: форма, величина, материал, вес; воспитание усидчивости и терпеливости в работе; снятие эмоционального напряжения.
Октябрь 1. Создание пальчикового театра Создание игровой среды для самостоятельной театрализованной деятельности детей. Развивать мелкую моторику рук с использованием пальчикового театра.
2. «Силуэты и кoнтуры» Развивать зрительную память и внимание, активизировать словарь детей.
Ноябрь 1. Прослушивание аудиозаписей и чтение сказок: «Курочка Ряба», «Теремок»
развитие речи, памяти, учить слушать сказку внимательно, проговаривать простейшие звукопроизношения ко-ко-ко, пи-пи-пи и т. д., расширять словарный запас детей.
2. «Одеваем по сезону» Развитие зрительного внимания и логического мышления
Декабрь 1. «Варим компот» Развивать зрительную память и внимание, активизировать словарь существительных по теме: "фрукты"
2. «Варим суп» Развивать зрительную память и внимание, активизировать словарь существительных по теме: "овощи".
Январь 1. «Кто чем питается» Познакомить детей, чем питаются некоторые животные. Закрепить знания о животных.
2. «Подбери заплатку» Развитие внимания, логического мышления и зрительного восприятия
Февраль 1. Разработка комплекса: дыхательные упражнения, игровой массаж: «А ветер щеки толстые надул…», «Как подул Дед Мороз, в воздухе морозном…»,
«Хомячок»;
-массаж пальцев «Этот пальчик в лес пошел» Развивать речевое дыхание.
2. «Кто где живёт» Закреплять знания детей о животных.
Март 1. «Собери пазлы» развивать воображение, речь, внимание, память, развитие мелкой моторики, развивать пассивный словарь, учить использовать в речи звукоподражания, соотносить игрушку со звукоподражанием.
2. Игры по развитию речи с куклой: «Купаем куклу»
Закрепить представления детей о предметах одежды, мебели; называть предметы и действия доступными детям речевыми средствами (звукосочетания, облегченные слова); побуждать к общению со взрослым
Апрель 1. «Волшебный мешочек» Учить детей называть качество и признаки предметов (величина, цвет). Правильно отвечать на вопросы. Развивать артикуляционный аппарат.
2. «Прищепки в корзинке»
Развивать мелкую моторику пальцев; развивать умение снимать и надевать прищепки.
Май 1. Пальчиковые игры
2. «Чего не стало» упражняться в образовании форм родительного падежа множественного числа существительных
.
Плaн работы с родителями на 2023-2024 гг.
№ Название мероприятия Время проведения
1 Анкетирование родителей Сентябрь
2 Консультация «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей». Октябрь
3 Консультация «Как научить ребенка играть»
Ноябрь
4 Консультация «Взрослые, дети, игра»
Декабрь
5 Фотовыставка «Дидактические игры по развитию речи нашей группы» Январь
6 Консультация «Развитие связной речи детей дома»
Совместное создание предметно – развивающей среды (Дидактические игры по развитию речи своими руками) Февраль
7 Консультация «Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи у детей»
Выставка дидактических игр сделанных своими руками. Март
8 Кoнсультация «Играя, развиваем речь детей»
Родительское собрание «Игра-спутник детства» Апрель
9 Выставка работ «Как мы играли и чему научились за год в детском саду» Май
Oбеспечение программы.
В нашей группе для реализации программы сформированы различные уголки: центр книги, центр речевого развития, центр познавательного развития, уголок природы, центр экспериментирования.
«Центр познавательного развития» и игры
№ Наименование
1 Набор для забивания: молоточек с втулочками
2 Настольно печатные «Собери картинку»
3 Наглядные картинки (по темам)
4 Пазл мягкая основа (по темам)
5 Счетные палочки
6 Сортеры различной сложности
7 Вкладыши различной сложности
8 Башенки из уменьшающихся по размеру колец
9 Матрешки трех-четырёхместные
10 Картинки половинки
11 Наборы кубиков
12 Пирамидка пластмассовая малая
13 Пирамидка деревянная, однотонная
14 Пирамидка деревянная, цветная
15 Пирамидка напольная 1м
16 Картотека дидактических игр
17 Шнуровки плоские
18 Шнуровки объемные
19 Логические блоки правильных геометрических форм Дьеныша
20 Юла
21 Телефон
22 Набор разрезных фруктов
23 Муляжи фруктов
24 Муляжи овощей
25 Набор продуктов
26 Набор фигурок домашних животных
27 Набор фигурок животных леса
28 Набор фигурок насекомых
29 Набор фигурок динозавров
30 Набор фигурок животных Африки
31 Набор фигурок обитателей океана
32 Комплект кухонной посуды
33 Комплект столовой посуды
34 Комплект кукольного постельного белья
Уголок Природы
1 Коллекция шишек, орехов
2 Коллекция круп, коры
3 Муляжи овощей и фруктов
4 Паспорт комнатных растений
5 Макет «Скотный двор»
6 Коллекция камней, ракушек, семян
7 Комнатные растения (3-4 вида)
8 Игрушки животных (резиновые)
9 Лейки
10 Маленькие лопатки
11 Тазики для воды
12 Пластмассовые ведерки
13 Брызгалки
14 Дидактические игры
15 Иллюстрации с изображение цветов, ягод, грибов
16 Иллюстрации с изображение зверей, птиц
17 Иллюстрации изображающие различные состояния погоды
«Центр экспериментирования» и «Центр воды и песка»
1 Камни, земля, глина
2 Емкости для измерения, пересыпания, хранения
3 Стол с тазиками
4 Некрупные игрушки для закапывания
5 Ватные палочки
6 Материалы для пересыпания (фасоль, горох, крупы)
7 «Волшебный мешочек»
8 Игрушка «Мыльные пузыри»
9 Бумага,фольга
10 Поролоновые губки разного размера, цвета, формы
11 Формочки
«Центр речевого развития»
1 Картинки по лексическим темам
2 Картoтека дыхательной гимнастики
3 Картотека пальчиковой гимнастики
4 Уголок книги
5 Картотека дидактических игр
6 Различные виды театра
7 Потешки
8 Пособия для развития мелкой моторики рук
Список испoльзуемой литературы:
Галигузова Л, Н., Мещерякова С. Ю. Педагогика детей раннего возраста. - М. : Владос, 2007.
Дети раннего возраста в детском саду / С. Н. Теплюк, Г. М. Лямина, М. Б. Зацепина. - М. : Мозаика-Синтез, 2007.
Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду – М. : «Просвещение», 1985.
Н. Ф. Губанова. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. –М. : Мозаика-Синтез, 2008.
Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка// Вопросы психологии № 06 / Л. С. Выготский. - М. : Просвещение, 1966. - с. 17 – 25.
Тихеева Е. И. «Развитие речи детей (раннего дошкольного возраста)»: Пособие для воспитателей детского сада / под редакцией Сохина Ф. А. – 5-е изд. -М. : «Просвещение» 1981 год.
Е. А. Янушко Развитие речи детей
В. В. Гербова Развитие речи в детском саду