Татьяна Бичикова
Развитие речи детей при помощи метода визуализации
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи детей при помощи метода визуализации.
Картинки — это способ поговорить, повеселиться, отдохнуть. И раз уж так, почему бы не использовать их в обучении: неважно, визуал вы, аудиал или кинестетик — картинки любят все. Почему визуализация так эффективна в учебе, а комиксы помогают выучить английский, инфографика — убраться в комнате и собрать портфель без напоминаний?
Публикация «Развитие речи детей при помощи метода визуализации» размещена в разделах
Одной из эффективных технологий активизации обучения является метод визуализации. Что же такое визуализция? – это наглядный способ представления любой информации, которая лучше усваивается детьми, если есть опора на зрительный образ.
Существует большое разнообразие традиционных способов визуализации занятия : схемы, таблицы, рисунки, фрагменты кинофильмов и т. д.
С развитием компьютерных технологий визуализация приобретает новые методы и способы передачи информации, такие как: скрайбинг, инфографика, сторителлинг и др.
Инфографика — это графический способ подачи информации, данных и знаний.
Основная цель инфографики – объяснение сложной информации простыми образами и символами, а также передача данных в кратком и необычном виде.
Самая востребованная техника инфографики в детском саду - мнемо, способствующая быстрому запоминанию информации и ее воспроизведение путём образования ассоциаций. Использование мнемотаблиц и мнемодорожек вызывает у детей интерес, облегчает и ускоряет процесс запоминания, формирует приемы работы с памятью и мышлением. В ДОУ педагоги часто используют мнемотехники для заучивания стихотворений и развития связной речи по опорным картинкам и схемам.
Современные информационно-коммуникативные технологии помогают усовершенствовать это направление работы и способствуют созданию интерактивных плакатов. Выбрав вид мнемотехники (квадраты, дорожки, таблицы). ИКТ в создании инфографики активизирует дошкольников, возбуждает их внимание и делает занятие более интересным.
Сторителлинг – педагогическая техника, построенная на использовании импровизированных историй с определенной структурой и героем, направленная на решение педагогических задач обучения, наставничества, развития и мотивации. Простыми словами сторителлинг – это способ передачи информации через историю (сказку, притчу).
Цель: захватить внимание детей с начала повествования и удерживать его в течение всей истории, вызвать симпатию к герою, донести основную мысль истории. Истории сторителлинга хороши тем, что позволяют не только объяснить сложный материал простыми словами на конкретных примерах с использованием опорных картинок, но и дает возможность самим детям создавать и рассказывать истории. Придумывать их самостоятельно, а не просто пересказывать чьи-то.
Однако не все рассказы – сторителлинг. Истории должны быть короткими, однозначно трактоваться, пересекаться с жизненным опытом и дополняться качественными визуальными компонентами : презентации, видео, инфографика, скрайбинг.
Техника сторителлинга в ДОУ.
Для дошкольников подойдут следующие средства сторителлинга: Кубики историй с простым сюжетом, конверт-доска, карты Проппа, рассказы по картинкам, схемы.
Суть игры «Кубики-историй» в том, что Вы бросаете кубики на стол и начинаете историю с каких-нибудь слов, например, «Однажды…» или «Давным-давно…» и пр., нанизывая на нить повествования все символы, которые выпали на верхних гранях кубиков, начиная с того, который первым привлек Ваше внимание.
Конверт-доска - плоскостное изображение с помощью пластилина и ДВП на определенную тему. Она может использоваться на познавательных занятиях, в изобразительной деятельности. Благодаря такой технологии в процессе совместной работы с детьми или при объяснении материала педагог может изменять содержание, дополнять изображение на доске различными элементами или удалять их с помощью стеки.
Карты Проппа (сочинение сказок по картам) используются при обучении пересказу и составлению творческих рассказов.
Известный исследователь сказок Владимир Яковлевич Пропп проанализировал структуру русских народных сказок и выделил в них набор постоянных структурных элементов, или функций. Карты Проппа – это своего рода сказочный конструктор. Паззлами или
деталями конструктора служат функции или сказочные ситуации сказки. Согласно системе Проппа, этих функций —тридцать одна. Но не каждая сказка содержит их в полном объёме. Основных, главных функций –20. Именно они и используются в работе с детьми при составлении сказок и рассказов
Скрайбинг - процесс визуализации сложного содержания простым и доступным способом, во время которого зарисовка образов происходит прямо во время передачи информации.
Цель: донести информацию, сделать ее привлекательной для дошкольников, помочь лучше ее запомнить и усвоить.
Скрайбинг в ДОУ: рисованный, аппликационный, магнитный, онлайн-скрайбинг и видеоскрайбинг.
Рисованный скрайбинг является классическим скрайбингом. Художник (скрайбер) изображает картинки, схемы, диаграммы, записывает ключевые слова. Это происходит параллельно с произносимым текстом.
Аппликационный скрайбинг – техника, при которой на произвольный фон накладываются или наклеиваются готовые изображения, которые соответствуют произносимому тексту. Магнитный скрайбинг является разновидностью аппликационного, единственное отличие – готовые изображения крепятся магнитами на презентационную магнитную доску.
При создании онлайн-скрайбинга используются специальные программы и онлайн-сервисы.
Вывод: современному педагогу необходимо уметь проектировать учебные занятия с использованием современных средств визуализации, которые не только иллюстрируют учебный материал, но и стимулируют мыслительную и познавательную деятельность дошкольников, развивают красивую грамотную речь, творческое мышление, уверенность в выступлениях на публике, развивают воображение, способствуют раскрытию талантов и самовыражению.
Список информационных источников
1. Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса/ Бабанский Ю. К. — М. : Просвещение, 1989. — 12с.
2. Волкова, Н. А. Разработка и использование интерактивных плакатов. URL https://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2017/11/28/master-klass-razrabotka-i-ispolzovanie-interaktivnyh-plakatov
3. Драхлер Б. А. Сеть творческих учителей/ Драхлер Б. А., Методическое пособие. Москва. «Бином. Лаборатория знаний» — 2008
4. Интерактивность. URL https://ru.wikipedia.org/wiki/Интерактивность