Бунакова Елена
Развитие речи детей посредством разучивания и воспроизведения песенного материала
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема развития речи детей была и остаётся актуальной в настоящее время. Причин этому множество: большинство детей являются единственными в семье, они редко общаются с другими детьми вне стен детского сада. Высокая занятость родителей также не способствует положительной динамике речевого развития. Дошкольники большую часть времени проводят у компьютера и телевизора, с телефоном и планшетом. Многие дети испытывают большие трудности в построении монолога, у них отсутствуют навыки культуры речи : неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи, а так же плохая дикция. Это ведёт к снижению речевой активности воспитанников и влечет за собой низкую коммуникативную направленность их речи.
Темочки:
- Песни. Все материалы на тему песен
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Активная природа детских реакций на музыку распространяется и на речь ребёнка, он начинает проявлять инициативность и самостоятельность в речевом общении. Развитие речи через заучивание и воспроизведение песенного материала даёт возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребёнка. Федеральный государственный стандарт предполагает воспитание и обучение детей дошкольного возраста в форме творческой активности, обеспечивающей художественно – эстетическое развитие ребенка. Принцип интеграции образовательных областей выступает как основополагающий принцип работы ДОУ. Задачи образовательных областей решаются в различных видах деятельности. Интеграция образовательных областей «Речевое развитие» и «Художественно – эстетическое развитие» заключается:
- в развитии свободного общения со взрослыми и детьми в области музыки;
- развитие всех компонентов устной речи в театрализованной деятельности; - практическое овладение воспитанниками нормами речи в музыкальных играх и обсуждения особенностей выразительного исполнения песен.
У музыки и речи существует немало общих основ. Одна из них заключается в том, что и музыкальное искусство, и речь имеют общее начало – звук. А сам звук всегда являлся и является выражением какого-то смысла, какой-то идеи. Характеризуя музыкальное произведение, ребенок использует большое количество качественных прилагательных, каким – то невообразимым образом подбирая их. Например, ребенок 5-го года жизни, характеризуя произведение «Весело – грустно» употребляет множество прилагательных. Произведение, в интерпретации ребенка, становится не только «веселое или грустное», но и печальное, тоскливое, одинокое, жалостливое, счастливое, радостное, улыбчивое, смешное, светлое, солнечное и т. д. Слушание песни и сопоставление ее с собственным настроением содействуют улучшению эмоционального самочувствия ребенка, развитию диалогической речи, обогащению словарного запаса, привычки разговаривать о своем внутреннем мире, своих чувствах. Исполнительская деятельность детей содействуют становлению звуковой культуры речи, знакомит ребенка со средствами интонационной выразительности в речи – темпом. Пение занимает ведущее место в системе музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Это – один из самых любимых детьми видов деятельности. Благодаря слову, песня доступнее детям по содержанию, чем любой музыкальный жанр.
Исследования механизма воздействия музыки на человека, проведенные учеными В. М. Бехтеревым, И. Р. Тархановой и др., показали, что положительные эмоции, вызываемые музыкой, повышают тонус коры головного мозга. Звучание приятных мелодий способствует возникновению положительного, эмоционального возбуждения, что, в свою очередь, усиливает внимание и тонизирует ЦНС. Именно такое состояние позволяет ребенку лучше сосредоточиться в работе над текстом, запомнить его и воспроизвести, что в дальнейшем облегчает работу над его содержанием.
Была изучена и проанализирована методическая и практическая литература следующих авторов: Н. А. Ветлугиной, А. Н. Зиминой, Л. И. Комиссаровой, О. П. Радыновой, Н. Г. Кононовой, М. Б. Зацепиной, М. Ю. Картушиной, Ф. А. Сохина; а так же научно – методических журналов «Музыкальный руководитель», «Детский сад от А до Я», «Дошкольник».
Наблюдая за детьми при прослушивании и исполнении песен на музыкальных занятиях, в групповой комнате, заметила, что детям нравится процесс пения, музыка привлекает их внимание, но при исполнении дети часто допускают грамматические ошибки в текстах песен, проглатывают окончания слов, у них невнятное произношение. Дети не понимают значение некоторых слов и содержание песен.
Проанализировав данные наблюдения, пришла к выводу, что песенный материал в качестве речевого, целесообразно использовать в системе образовательной деятельности по развитию речи. Была выделена цель: Создание условий для развития речи детей дошкольного возраста посредством прослушивания, разучивания и воспроизведения песенного материалаОпределены следующие задачи : - развивать связную речь, ЗКР, обогащать словарный запас детей, повышать уровень речевой активности детей, формировать грамматический строй речи; - развивать память, внимание у дошкольников, способность эмоционально воспринимать музыку;
- воспитывать желание использовать в речи средства интонационной выразительности: силу голоса, интонацию, ритм и темп речи;
- способствовать развитию познавательной активности.
Работу над содержанием текста песен проводится по этапам, в следующей последовательности:
1этап. Прослушивание песен детьми в свободной форме.
Знакомлю с песней и стараюсь заинтересовать детей её содержанием в игровой форме с использованием игрушек, театрализованной деятельности. Во время прогулок, утреннего сбора, самостоятельной деятельности воспитанников. Песенный материал подбирается по теме недели. Например, тема: «Дикие животные» - «Песенка о зверятах», тема: «Я и мои друзья» - «Песенка друзей», «От улыбки».
2 этап. Беседа по закреплению содержания и смысла песни, анализ стихотворного текста, объяснение выражений, слов. Например, тема «Моя семья» - «Песенка про папу», где задаю детям вопросы поискового характера: Почему? Зачем? Для чего? На данном этапе дети осваивают умения диалогической речи в разговорном общении. Мы выясняем характер песни, её назначение. Например, песня - «Мамочке любимой», задаю детям вопросы: Какая это песня? (весёлая, грустная, задумчивая и т. д.) Для кого эта песня? Какие красивые слова есть в этом произведении? Прослушивание и обсуждение содержания песни осуществляется по куплетам.
3 этап. Пересказ содержания песни и словарная работа. Развитие звуковой культуры речи. Например, тема недели «Осенние угощения» - песня «Антошка». После прослушивания песни на первых этапах задаю детям вопросы: Куда зовут ребята Антошку? Что он им отвечает? Что это значит? Умеет ли Антошка копать картошку и хочет ли этому научиться? Можно ли назвать Антошку трудолюбивым, старательным? Что означает русская народная поговорка: «Кто не работает — тот не ест»? На данном этапе воспитанники осваивают умения монологической речи : дети составляют описательный рассказ с опорой на иллюстрации к тексту песни или рассказы по игрушкам, рассказы из личного опыта, пересказывают текст песни. Загадываю детям загадки о предметах или героях песни. Провожу словарную работу по активизации незнакомых слов, пониманию детьми жизненных явлений или явлений природы, трудовых процессов. В работе над выразительностью речи, можно предложить детям пропеть слова Антошки весело или сердито, громко – тихо. Для развития звуковой культурой речи, предлагаю пение слогов «ля - ля - ля», «ту - ру - ру», «ти - ли - ти - ли», что способствует закреплению правильного произношения звуков, развитию артикуляционного аппарата, слуховому восприятию, речевому дыханию. Обращаю внимание воспитанников на окончания существительных, глаголов, прилагательных для правильного оформления речевого высказывания.
4 этап. Составление мнемотаблиц. Для успешного заучивания слов к песням использую мнемотаблицы. Суть заключается в том, что на словосочетание придумывается картинка – символ, изображающая действие или предмет; таким образом, вся песня зарисовывается схематически. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на: развитие основных психических процессов - образного ассоциативное мышления, зрительной и слуховой памяти, зрительного и слухового внимания, воображения. Развитие диалогической и монологической речи. Например, песни «Голубые санки», «От улыбки». Использование опорных рисунков для обучения заучиванию текста песни увлекает детей, превращает в игру. Зрительный образ, сохранившийся у ребенка при прослушивании песни, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст. При таком способе работы, песня запоминается целиком. Разучивание становится для детей весёлым, эмоциональным занятием, и при этом содержание текста - осязаемым, видимым, представляемым.
5 этап. Воспроизведение песен с музыкальным руководителем либо пение под аудиозапись. В сотрудничестве с музыкальным руководителем была подобрана серия аудиозаписей песен по темам. Разработан перспективный план работы над содержанием песенного материала для детей младшей и средней групп детского сада. Ведется работа по созданию развивающей предметно-пространственной среды. На основе интеграции видов деятельности детей в групповой комнате оформлен центр художественно – эстетического и речевого развития. Где выделены уголки музыкального развития и театрализованной деятельности, звуковой культуры речи, уголок книги. Подобраны дидактические игры, используемые в самостоятельной и совместной с детьми деятельности: «Музыкальное лото», «Догадайся, кто поет», «Назови песню по картинке», «Чудесный мешочек», «Разрезные картинки» по содержанию песни. А так же разработаны авторские дидактические игры: «Угадай мелодию?», «Где мои детки?», «Продолжи песенку».
Организую работу с родителями. Предлагаю консультации о значении прослушивания и пения песен дома с ребёнком, рисования на тему понравившихся песен.
Таким образом, прослушивание, заучивание и воспроизведение песенного материала является эффективным способом работы по развитию речи детей дошкольного возраста. Изученный песенный материал способствует эффективному исполнению детьми песен на праздниках, развлечениях, что облегчает работу музыкальному руководителю при подготовке к мероприятиям.
Список литературы.
1. Арсеневская, О. Н. Система музыкально – оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения/ О. Н. Арсеневская. – Волгоград: Учитель, 2011.
2. Бабаева Т. И., Гогоберидзе А. Г., Солнцева О. В. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования. – СПб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2014. – 352 с.
3. Гогоберидзе А. Г., образовательная область «Музыка». Как работать по программе «Детство» : Учебно – методическое пособие /науч. ред. А. Г. Гогоберидзе. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2012.
4. Картушина, М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду: мет. Пособие/ М. Ю. Картушина. – М. : Сфера, 2004.
5. Кононова Н. Г., Музыкально – дидактические игры для дошкольников:- М. : Просвещение, 1982.
6. Методика музыкально воспитания в детском саду/ под. ред. Н. А. Ветлугиной. – М. : Просвещение, 1982.
7. Материалы с интернет сайта «Песенки – игры» Е. С. и С. С. Железновых.
8. Сохин Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф. А. Сохина. – 2-е изд., испр. – М. : Просвещение, 1979.
9. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утверждён Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. № 1155.