МААМ-картинки

Развитие речи детей на занятиях по изобразительной деятельности в логопедической группе.

Наталия Суворова
Развитие речи детей на занятиях по изобразительной деятельности в логопедической группе.
▼ Скачать + Заказать документы

Значение рисования, лепки, аппликации и конструирования для всестороннего развития и воспитания дошкольника с ОНР велико и многогранно. Изодеятельность выступает как специфическое образное средство познания действительности, поэтому имеет большое значение для умственного развития детей. В свою очередь умственное воспитание ребенка теснейшим образом связано с развитием речи.

Публикация «Развитие речи детей на занятиях по изобразительной деятельности в логопедической группе,» размещена в разделах

На занятиях изобразительной деятельностью детей можно знакомить с новыми словами, учить понимать, различать и, наконец, употреблять слова в активной речи. Ребенок может знакомиться с названиями предметов, действий, которые он производит с предметами, различать и употреблять слова, обозначающие внешние признаки предметов и признаки действий. Для того чтобы слово-название стало словом-понятием, на него надо выработать большое число различных условных связей, в том числе и двигательных. Все виды изодеятельности способствуют этому. Ребенок приучается вслушиваться в короткую фразу взрослого, понимать смысл постепенно усложняемых высказываний, новых слов, уточняет их лексические, фонетические, грамматические оттенки.

Важно и то обстоятельство, что ребенок в продуктивной деятельности опирается одновременно на несколько анализаторов (зрение, слух, тактильное восприятие, что также оказывает положительное влияние на развитие речи. Продуктивная деятельность благоприятна для развития речи, прежде всего тем, что ребенок сам непосредственно действует с предметами. В продуктивной деятельности создаются условия для осуществления тесной связи слова с действием, с признаками действия. Обеспечить связь слова с предметом значительно легче, чем связь слова с действием. В изодеятельности это происходит естественно, поскольку ребенок сам выполняет разнообразные действия. Например: взял карандаш, прижал тряпочку, отрезал уголок, кисточку положил на подставку и т. д. Важно отметить, что действия детей, оречевленные в изодеятельности, становятся более совершенными, осмысленными, целенаправленными, ритмичными, регулируемыми. Ускоряется процесс усвоения изобразительных навыков.

Изодеятельность позволяет решать коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать такие положительные качества, как самостоятельность и целенаправленность в выполнении работы, усидчивость и настойчивость, умение доводить работу до конца, аккуратность, т. е. все те качества, которые слабо выражены у детей с ОНР. Поэтому, как бы не выполнил ребенок работу, надо оказать должное внимание результатам его усилий.

На каждом занятии по изодеятельности происходит уточнение и накопление словаря для использования его детьми в активной речи в ближайшее время, а также восприятия и накопления моделей простых и более сложных предложений для использования их детьми в будущем. Обе эти задачи должны быть поставлены с начала обучения. Их решение надо осуществлять одновременно, т. е. на каждом занятии предусматриваются для развития восприятия обе формы речи, как простая, так и более сложная. Дети умеют отвечать на вопрос, одним словом. Следующая форма ответа, которой предстоит овладеть, – предложение. Поэтому на занятии они прослушивают образцы простых и распространенных предложений. Например: «Сережа берет ножницы. Витя уже взял ножницы. Все дети уже взяли острые ножницы. Витя отрезает уголок. Стасик уже отрезал уголок» и т. д. Эти образцы речи для ближайшего будущего – зона ближайшего развития. Простые образцы речи педагога (для ближайшего будущего) используются в процессе выполнения деятельности детьми. Более сложные – в конце занятия, по завершении работы.

Для развития речи детей на занятиях по изодеятельности применяются различные приемы: показ предмета, рисование предмета с натуры, показ приемов изображения, словесное объяснение, обследование предмета, анализ работы, сличение работы с образцом, комментирование действий, использование речи взрослого в качестве образца и т. д. Следует отметить большую эффективность одновременного использования на занятии нескольких приемов, например сочетание словесного объяснения с показом приемов изображения или с воспроизведением их изображения детьми (движение карандашом в воздухе, кистью без краски или без клея - на бумаге).

Для решения коррекционных задач на занятиях по изодеятельности речь взрослого должна отвечать тем же требованиям, что и на занятиях по развитию речи. Речь следует рассматривать как образец для подражания. Она должна быть доступна детям, выразительна, состоять из четко построенных предложений. В ней должны быть паузы для осмысления детьми прослушанного. Словарь взрослого должен быть простым, но не обедненным.

Обследование предметов.

Большое значение в обучении детей дошкольного возраста продуктивной деятельности предается обследованию предметов, которое предполагает участие различных анализаторов. Это незаменимый прием в познании детьми формы и величины предмета, расположения его частей. Он способствует формированию навыков правильного восприятия и отображения, реально существующих предметов как в плоскостном (рисунок, аппликация, так и в объемном варианте (лепка).

Комментирование действий.

В процессе выполнения деятельности детьми предусматривается комментирование их действий с целью развития внимания к речи, увеличения словарного запаса, уточнения значений слов, регуляции темпа деятельности.

Специфика построения обследования предмета состоит в том, что зрительное и тактильное восприятие предмета должно целенаправленно и максимально комментироваться речью взрослых. Например, при рассматривании игрушечной птицы, перед тем как ее нарисовать, образец речи может быть таким: «Это птица. Сегодня мы будем рисовать птицу. Давайте посмотрим, что надо нарисовать. Это голова. Голова у птицы круглая. Мы будем рисовать круглую голову. Все дети видят голову? А это клюв. Клюв острый и маленький. Я показала клюв. А это глаз. Видите глаз. Он круглый и маленький!» Затем дети привлекаются к показу. Им предлагается показать отдельные части. Действия детей тоже комментируются: «Сейчас Сережа вам покажет голову птицы. Вот голова. И клюв тоже покажи. Клюв острый. Мы будем рисовать такой острый клюв. А головку круглую» и т. д. При обследовании предмета не следует ограничиваться действиями одного ребенка, по возможности надо привлекать всех детей и аналогичным образом оречевлять их движения. Это создает условия для многократного прослушивания детьми одних и тех же слов, словосочетаний, предложений. От содержания комментирующей речи при обследовании предмета зависит точность передачи детьми количества частей предмета, их расположения, формы, величины, пропорции и т. д.

Воспроизведение движений в воздухе.

В обучении детей с ОНР является специфичным использование такого приема как воспроизведение движений в воздухе. Например, прежде чем рисовать, предварительно следует выработать необходимое движение в воздухе, а затем уже воспроизводить его на бумаге. Обучая детей, взрослый показывает, как надо выполнять движение в воздухе, затем предлагает это делать детям и сам продолжает вместе с детьми, комментируя: «Сейчас все возьмем кисточки и будем рисовать вот так. Поднимите кисточки и покажите, как будем рисовать ленточки. Вот так: сверху вниз. Все показываем, как надо рисовать. А теперь будем рисовать на бумаге. Сверху вниз».

Сравнение предметов.

Занятие изодеятельностью развивает у детей способность сравнивать предметы, признаки, действия. Например: «Саша рисует яблоко, а Света уже рисует сливу. Наташа наклеивает красный кружок, а Стасик синий. Наташа намазывает кружок, а Витя уже приклеивает».

Большое значение в обучении имеет дозировка заданий. Для детей с ОНР характерны нарушения внимания и понимания речи. Поэтому занятия следует делить на части: ознакомление детей с предметом, показ приемов изображения, выполнение работы детьми и анализ работы. Ознакомление детей с предметом можно проводить путем обследования предмета либо рассматривания готового образца. Показ приемов изображения осуществляется на готовом образце (сухой кистью) или создавая образец на глазах у детей. Можно сочетать оба варианта показа. Выполнение работы включает в себя тренировку руки детей в воздухе или сухой кистью, а также выполнение самой деятельности. В конце занятия педагог подводит итог. Например: «сегодня дети учились рисовать шарики. Все нарисовали много шариков. Шарики получились разные: синие, желтые, красные». Затем педагог дает оценку. На первый план должна выступать положительная оценка. Даже если дети что-то не смогли выполнить, каждого нужно похвалить: кого за старание, кого за правильный выбор цвета, за правильно отображенную величину предмета и т. д.

Дети с ОНР имеют ряд особенностей, которые обнаруживаются в деятельности. Так одни дети работаю быстро, другие медленно. Индивидуальный подход к детям осуществляется с учетом их особенностей. Регулируя с помощью речи действия детей, можно решать одновременно изобразительные, коррекционные и коррекционно-воспитательные задачи. Например, все дети приступили к работе, один-два не приступили. Педагог побуждает их к действию: «Вот и Сережа берет карандаш». Речь предвосхищает действие, и ребенок берет требуемое. К импульсивным детям уместно такое обращение: «Саша сегодня не спешит. Он ждет, когда разрешат рисовать. И Витя сидит спокойно. Все дети возьмут кисточки вместе». Такое содержание речи с положительной оценкой поведения ребенка действует на воспитание выдержки значительно эффективнее, чем замечания.

В начале обучения почти все дети не реагируют на речь взрослых, не прислушиваются к речи, комментирующей их действия. Поэтому с первых дней пребывания в специальной группе необходимо формировать у ребенка умение вслушиваться в речь взрослых. Это умение развивается постепенно. Сначала ребенок выделяет в потоке речи свое имя, затем – то, что относится именно к нему, и, наконец, начинает руководствоваться обращением взрослого ко всем детям. Для развития реакций детей на речь взрослого очень важно положительно оценить действие каждого ребенка, поддержать его внимание подходящей репликой, сказать именно о нем, упомянув при этом его имя. Надо поощрить каждого ребенка, не пропустив никого.

Таким образом, изодеятельность имеет большое познавательное, воспитательное и коррекционное значение благодаря своей наглядности. Все предметы, с которыми действует ребенок и которые создаются им в результате продуктивной деятельности, выполняют роль наглядной опоры для речевых упражнений.

Публикации по теме:

Развитие моторики у детей младшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности 1. Работа с материалом 2. Пальчиковая гимнастика 3. Игры с изобразительного материала Пальчиковая гимнастика с предметами:С карандашом:.

Развитие речи детей на занятиях и в режимных моментах Формирование личности человека в большой степени зависит от педагогического воздействия, от того, насколько рано его начинают оказывать.

НОД. Конспект занятия во второй группе раннего возраста «Эмоциональное развитие на играх-занятиях по развитию речи» Конспект занятия во второй группе раннего возраста: «Эмоциональное развитие на играх-занятиях по развитию речи». Программное содержание.

О книгах-раскрасках на занятиях по изобразительной деятельности и их пользе для детей и родителейО книгах-раскрасках на занятиях по изобразительной деятельности и их пользе для детей и родителей Какое счастье, что вокруг Живут привольно и просторно Слова и запах, цвет и звук, Фактура, линия и форма. Дети любят своих родителей, а.

Познавательно-исследовательская деятельность по ФЭМП на занятиях изобразительной деятельности. Занятие по нетрадиционной техники рисования,штампование,для детей старшего дошкольного возраста. Тема:,Букет в холодных тонах, Цели.

Разработка дидактического материала: «Развитие речи, мелкой моторики старших дошкольников на занятиях ИЗО деятельности» Актуальность. Учёными выявлена связь между активным движением пальцев ребёнка и формированием его речевого аппарата. Ребёнок узнаёт мир.

Развитие интереса к изобразительной деятельности у детей 3–4 лет через экспериментирование с изобразительными материалами Ребенок-дошкольник сам по себе уже является первооткрывателем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности в.

Развитие речи детей-логопатов на занятиях продуктивной деятельностью Вашему вниманию представляется презентация-результаты моей работы на углубленную тему: Развитие речи детей-логопатов на занятиях продуктивной.

Развитие речи в процессе ручной деятельности на логопедических занятиях с детьми подготовительной к школе группы Актуальность. Известно, что у детей с общим недоразвитием речи наблюдаются неустойчивость внимания, недостаточный объём сведений об окружающем,.

Влияние нетрадиционной техники изобразительной деятельности на речевое и мыслительное развитие детей Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев В. А. Сухомлинский В головном мозге человека центры, отвечающие за.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи детей на занятиях по изобразительной деятельности в логопедической группе.
Опубликовано: 5 декабря 2016 в 22:43
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие речи детей на занятиях по изобразительной деятельности в логопедической группе.» (включая файлы) размещена пользователем Наталия Суворова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД