Злобина Алия
Конспект занятия по развитию речи младших дошкольников с использованием форм малого фольклора «Потешка «Киска»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с использованием форм малого фольклора
В младшем дошкольном возрасте ребенок овладевает величайшим достижением человечества – речью. Маленький ребенок многое усваивает путем непосредственного подражания окружающим его людям, а также непосредственно соприкасаясь с разными предметами. Этот самостоятельно добытый опыт имеет большое воспитательное значение: будит любопытство, умственную активность, доставляет много конкретных впечатлений.
Ценность раннего обучающего воздействия давно подмечена народом.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи младших дошкольников с использованием форм малого фольклора „Потешка „Киска“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Потешки для детей
- Потешки. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Фольклор. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2022
Фольклор, имеет ярко выраженную эстетическую направленность. Многое в нем создавалось, специально для детей и было продиктовано великой заботой о молодежи – своем будущем.
С незапамятных времен живут в народном быту колыбельные песни, пестушки, потешки, которые забавляют и учат маленького ребенка. Обязательными спутниками младшего дошкольного возраста являются сказки.
Фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие жизни, помогает понять, что хорошо, а что дурно, что красиво и что не красиво.
Младший дошкольный возраст является самым благоприятным для развития речи ребенка. Основная задача развития речи ребенка - овладение нормами и правилами родного для него языка. Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности малыша, для развития речевых навыков.
Почему наши дети плохо говорят? Может потому, что мы разучились с ними разговаривать. Общаясь со своими детьми, родители редко используют поговорки и пословицы, а ведь в них заключается суть разрешения любого конфликта. Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование малых фольклорных жанров помогает развить речь ребенка, мышление, устанавливать межличностные взаимоотношения, создает доброжелательную атмосферу.
В ДОУ применяются различные жанры детского фольклора : колыбельные песни, потешки, прибаутки, заклички, приговорки, детские игровые песни (считалки, песни для детей об окружающей их жизни, народные подвижные игры, русские народные сказки, пальчиковые игры.
Детский фольклор используется в период адаптации, в режимных моментах, на прогулке, в непосредственно образовательной деятельности, в игре, в свободной деятельности.
Предлагаю Вашему вниманию конспект совместной деятельности воспитателя с детьми по развитию речи, в котором применяется жанр детского фольклора – потешка.
Конспект совместной деятельности воспитателя
с детьми в первой младшей группе
Чтение потешки «Киска, киска, киска, брысь»
Цель: обыгрывание знакомой детям потешки «Киска, киска, киска, брысь».
Задачи:
Образовательные: Продолжать приучать детей слушать произведения малого фольклорного жанра с показом картинок на фланелеграфе, игрушек.
Побуждать называть знакомых персонажей, приучать отвечать на вопросы: «Кто это?», «Что это?», «Какой?», «Что делает?».
Развивающие : развивать диалогическую речь, наглядно-образное мышление.
Воспитательные: воспитывать заботливое отношение к животным.
Словарная работа
Пассивный словарь: пушистая, мягкая, добрая, красивая.
Активный словарь: брысь, киска, не садись, деточка, дорожка.
Оборудование: фланелеграф, картинки для фланелеграфа (деточка, дорожка, кошка, игрушка-кошка, дорожка-коврик.
Предварительная работа:
• чтение и разучивание потешки в вечернее время;
• рассматривание игрушки – котика.
Ход занятия:
Сюрпризный момент: появление на фланелеграфе девочки с ведерком в руках, которая идет по дорожке.
Воспитатель задает вопросы:
-Кто это?
-Что у нее в руках?
-Куда пошла девочка? ( свободные ответы детей: играть в песочницу, на участок, гулять, в садик и т. д.)
На фланелеграфе появляется кошка
Воспитатель:
-Ребята, кто это появилась на дорожке? (Кошка).
-Что кошка делает? (лежит, мяукает, спит)
-Давайте ей скажем:
«Киска, киска,
Киска, брысь.
На дорожку не садись.
Наша деточка пойдет
Через киску упадет»
Педагог читает потешку, сопровождая чтение показом картинок на фланелеграфе.
Задает вопросы по потешке :
-Куда села кошка?
-Что случится, если киска не уйдет? Что будет с деточкой?
-Что мы скажем киске?
Еще раз воспитатель читает потешку.
Индивидуальное чтение потешки ребенком при помощи взрослого.
Затем воспитатель показывает детям мягкую игрушку-кошку.
Воспитатель: Поздороваемся с нашим гостем (Дети здороваются).
Воспитатель предлагает погладить кошку каждому ребенку.
Воспитатель: Посмотрите на кошку (гладит, предлагает погладить).
-Ребятки, какая у нас кошка? (Хорошая, спокойная, послушная, милая, пушистая, мягкая, ласковая, веселая).
-Рузаль, какая у неё шубка? (красивая, мягкая, пушистая)
-Алена, какие глазки у кошки? (Большие, добрые, умные)
-Даша, какой хвостик? (Длинный, пушистый, озорной, смешной)
Воспитатель:
-Киска хочет поиграть с вами.
Педагог расстилает дорожку-коврик, садит на нее кошку и ещё раз читает потешку :
Киска, киска,
Киска, брысь.
На дорожку не садись.
Наша деточка пойдет
Через киску упадет.
Нет, она не упадет
Ловко киску обойдет (обходит киску)
Далее воспитатель приглашает ребенка и вместе с ним выполняет движения соответственно тексту потешки (с двумя-тремя детьми). Затем то же самое вместе со всеми детьми.
Воспитатель:
-А что любит кушать киска? (молочко)
-Давайте напоим её молоком, а потом поиграем с нашей кошечкой и повеселимся с ней.
Дети поят киску молочком, уходят в самостоятельную деятельность.