Ильина Анастасия Юрьевна
Развитие речи детей дошкольного возраста. Третий год жизни
▼ Скачать
Непременным условием для всестороннего развития ребенка является его общение со взрослыми.
Взрослые – хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, умений, культуры. Передать этот опыт можно не иначе с помощью языка.
Язык – «важнейшее средство человеческого общения».
Среди многих важных задач воспитания и обучения детей в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения – одна из главных. Эта общая задача состоит из ряда специальных, частных задач: воспитания звуковой культуры речи, обогащения, закрепления и активизации словаря, совершенствования грамматической правильности речи, формирование разговорной (диалогической) речи, развития связной речи, воспитания интереса к художественному слову, подготовки к обучению грамоте.
Публикация «Развитие речи детей дошкольного возраста, Третий год жизни» размещена в разделах
В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения – устной речью.
Третий год жизни является важнейшим периодом в развитии речи ребенка. Задачи развития речи многообразны. Необходимо приучать детей понимать речь окружающих без наглядного сопровождения, расширять активный словарь, формировать грамматический строй речи, развивать речевое общение со взрослыми и сверстниками.
Следует развивать у детей способность наблюдать, узнавать разнообразные предметы, явления, а также знакомить их с трудовыми действиями взрослых.
Воспитатель в своей речи не должен допускать упрощенных слов: бибика-машина, ляля-кукла и т. д., в тех случаях, когда надо, чтобы ребенок правильно назвал тот или иной предмет или его местоположение. Например: «На окне стоит цветок.», «На столе лежит Сашин рисунок, возьми его и принеси мне, пожалуйста!»
В процессе наблюдения за живыми объектами уточняются уже имеющиеся представления о них: детей знакомят с особенностями их внешнего вида, с повадками, рассказывают, как и что они едят. При наблюдении за птичкой воспитатель рассказывает, что у птички перышки, клюв острый, на лапках коготки. Когда она ходит, коготки стучат. Птичка ходит редко, чаще она прыгает. Много летает. Когда летает, крылышки расправляет. Птичке дают зернышки, она их клюет.
В ходе наблюдения следует задавать вопросы: Как поет птичка, Какой хвост у птички? И т. д. Наблюдения проводятся и на улице, и в помещении. На занятиях могут использоваться картинки с изображением отдельных предметов, предметов в действии, сюжетные картинки.
При работе с сюжетными картинками воспитатель сначала подробно рассказывает о том, что изображено на картинке, и по ходу рассказа задает детям вопросы. "Смотрите, вот девочка Маша. Она кормит птичек. Что делает Маша? Птички большие и маленькие. Какие птички? Большие птички - голуби, маленькие - воробьи.
Важное значение имеет чтение книг с иллюстрациями. Взрослый привлекает внимание детей к картинке и читает текст или ведет рассказ своими словами (при несложном тексте и простых картинках можно читать текст, сопровождая его чтение показом картинок). На последующих занятиях воспитатель побуждает детей не только рассмотреть картинки, но и рассказать о том, что написано в книге.
Книги способствуют установлению контакта между взрослыми и детьми, так и между самими детьми. О содержании книг можно поговорить и их отсутствии. это развивает память, заставляет ребенка размышлять.
Важными являются приемы договаривания (воспитатель читает потешку или стихотворение и предоставляет ребенку возможность употребить употребить необходимое слово) и подсказывания нужного слова (ребенок в ходе пересказа или чтения наизусть стихотворения может испытывать затруднения в употреблении какого- нибудь слова; воспитатель вовремя помогает ему).
Умелое использование этих приемов способствует своевременному развитию речи.