Айгуль Макаева
Развитие речи детей дошкольного возраста при организации и набдлюдений
▼ Скачать + Заказать документы
Наблюдение - целенаправленное, планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Это сложная познавательная деятельность, в ней участвуют восприятие, мышление и речь, требуется устойчивое внимание.
В процессе наблюдений за объектом природы мы решаем ряд задач: формируем первые представление о некоторых предметах и явлениях неживой природы, о наиболее часто встречающихся ярких цветущих растениях, учим различать особенности внешнего вида животных, которые части тела, особенности движения, издаваемые звуки. Так же обучаем детей и первым несложным трудовым умениям: полить растения, обтереть листья влажной тряпочкой, покормить рыбок в уголке природы. На этой основе воспитываем бережное отношение к растениям и животным, вызываем у детей чувства радостного удивления, первые эстетические переживания.
Публикация «Развитие речи детей дошкольного возраста при организации и набдлюдений» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
В процессе руководства наблюдениями мы используем разнообразные приемы: вопросы, загадки, беседа, обследование предмета (потрогать, погладить и т. д, сравнения, игровые и трудовые действия. Для того, чтобы вызвать интерес, эмоциональное отношение к наблюдению, обеспечить эстетическое восприятие предметов и явлений, мы используем стихи, малые формы фольклора, чтение художественных произведений, наглядность (рассмотрение картин, иллюстраций).
Наблюдения представляют исключительно благоприятные условия для развития речи детей. Умело подобранный спектр наблюдений доставляет богатый материал для развития языка ребенка. При занятиях с детьми младшего возраста нет другого пути, кроме опыта и наблюдения.
Именно наглядным образом ребенок знакомиться с самим предметом и его свойствами, запоминать слова, именующие предмет, его качества, особенность. В процессе наблюдений за явлениями природы, объектами окружающей действительности, прежде всего, расширяется и обогащается словарный запас детей. Мы используем специальные методические упражнения речи.
Например:
• Подбор эпитетов к предмету. Называется предмет, допустим собака. Какие бывают собаки (большие, маленькие, мохнатые, умные, кусачие, злые, добрые, старые) .
• Узнавание по эпитетам предмета, предлагаем отгадать детям: что это: зеленая, кудрявая, стройная, белоствольная – берёза.
• Подбор к предмету действий (глаголов). Ветер что делает? Дует, воет, пыль поднимает, листья срывает, тучи гоняет. Собака что делает? Лает, прыгает, грызет косточку и т. д.
• Подбор объектов к действию. Кто или что летает? (летает птица, бабочка, жук, муха, листики жёлтые летят с дерева).
• Нюансы смысла слова: домик, дом, домище; большой, огромный, громадный.
• Вставление детьми пропущенных слов. Читаем предложение, дети вставляют подлежащее, сказуемое, пояснительные слова. Например: «На дороге сидела и жалобно мяукала». Или же «Дворник взял метлу, он будет (что делать) подметать дорожки улицы».
• Составные части целого. Называется предмет, определяют его составные части: например: дерево- ствол, ветки, сучья, листья, почки.
• Упражнение на точной номенклатуры. В отношении к словам, оттенки смысла которых особенно часто не улавливают и допускают ошибки: одеть платье вместо надеть. Предлагаем глаголы, характеризующие голоса животных: мычит, лает, мяукает, гогочет, крякает, кудахчет, дети должны подобрать соответствующие глаголы.
• Составление предложения с определенным словом. Детям дается слово: они должны составить предложение и включить в него это. Например: кошка серенькая села у дороги. Собака- собачка лает, ворона прыг- скок, корм клюёт.
• Отгадывание загадок. Народное творчество создало много загадок, характеризующие предметы и явления. Мы с детьми некоторые загадки заучиваем наизусть как образы образной народной речи.
• Заучивание и произношение скороговорок. Дети очень любят скороговорки например: «Проворонила ворона воронят». «Коси, коса пока роса» и т. д.
Дети приобретают навык произносить их быстрее, отчетливее, но принуждать их нельзя. Таким образом, наблюдения играют важную роль в развитии речи детей.