Александра Депутатова
Развитие речи детей дошкольного возраста через игровые технологии с использованием лего-конструктора
▼ Скачать +Заказ
Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.
Публикация «Развитие речи детей дошкольного возраста через игровые технологии с использованием лего-конструктора» размещена в разделах
- Лего, LEGO. Развитие речи
- Лего. Конструктор LEGO
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
В настоящее время наблюдается значительный рост числа детей с различными речевыми расстройствами – нарушение звукопроизношения, лексико-грамматического строя речи и, как следствие, не сформированность связной речи ребенка.
Социальные проблемы заключаются в развитии современных технологий. Ребенка окружает большой объем информации в виде телевизоров, аудио, планшетов и сотовых телефонов с выходом в интернет. В современном мире младенец с сотовым телефоном активно просматривающий видео каналы никого не удивит. Однако, находясь в этом переполненном информацией окружающем мире, ребенок лишен простого человеческого общения, что негативно сказывается на развитии связной речи.
Развитие активной речи детей на сегодняшний день является актуальным по ряду причин:
1) сензитивность детей от 1 года до 3 лет к развитию речи; ранний возраст — это период более быстрого, интенсивного развития всех психических функций. Основным новообразованием этого периода является овладение речью, которая становится основой для дальнейшего развития ребенка;
2) речь важнейшее средство передачи ребенку общественного опыта, управления его деятельностью со стороны взрослых;
3) ухудшение здоровья детей может способствовать появлению речевых нарушений;
4) растущее число детей, имеющих нарушения речи, связанные с отсутствием внимания к развитию устной речи со стороны, как родителей, так и педагогов.
К. Д. Ушинский доказал: «Что, усваивая родной язык, ребенок усваивает не только одни слова, их сложения и видоизменения, но и бесконечное множество понятий, воззрения на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов детей, логику и философию языка, и усваивает легко и скоро, в два, три года, столько, что и половины не может усвоить в двадцать лет прилежного и методического учения. Таков этот народный великий педагог родное слово!».
Известные советские ученые Ф. А. Сохин, А. И. Максаков, Е. М. Струнина установили, что наибольшая активность в овладении языком достигается при условии, если дети вовлекаются в активную речевую работу. Овладение речевыми навыками происходит постепенно. Процесс овладения речью зависит от развития деятельности ребенка, от его восприятия и мышления.
Задачами первых лет жизни являются, во-первых, расширение понимания речи взрослых и, во-вторых, формирование активного словаря ребенка. Исходя из задач по развитию речи, подбираем методы и приемы, направленные на развитие речевой активности детей раннего дошкольного возраста. Ряд дидактов (Е. И. Перовский, Е. Я. Голант, Д. О. Лордкипанидзе) выделяли три группы методов: наглядные, практические, словесные.
Одним из самых эффективных способов является практический метод организации детей раннего дошкольного возраста. К группе практических методов относится игровой - в данном случае игры с конструктором Лего. Он предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом и т. д. Игра, а именно игры с Лего обеспечивают динамичность обучения.
Цель:
Формирование и совершенствование речи детей, усвоение детьми разговорного языка, развитие всех сторон речи посредством Лего-конструктора.
Задачи:
- Вызвать положительные эмоции для сближения и доверия между педагогом и детьми для более эффективного взаимодействия в процессе ненавязчивого обучения развитию речи.
- Познакомить детей с Лего-конструктором и возможностями конструирования.
- Развитие мелкой моторики рук.
-Расширение словарного запаса.
-Развитие коммуникативных навыков.
- Применение активной речи в ходе конструирования по образцу.
- Развитие навыков культурного поведения и положительных взаимоотношений.
- Развитие речи в сюжетно ролевых играх с Лего самостоятельно, с педагогом, со сверстниками.
- Развитие словаря посредством применения конструктора в дидактических играх, тематических беседах, подвижных играх, наблюдениях, театрализованных играх.
- Проведение консультации родителей на тему создание «Лего книги»
Пособия, оборудование и материалы соответствуют возрастным особенностям детей, безопасны и изготовлены из экологически чистых материалов.
Конструкторы Лего широко используются в ДОО. Они представляют собой разнообразные тематические серии, сконструированные на основе базовых строительных элементов – разноцветных кирпичиков. Лего можно использовать во всех образовательных областях, как игру-конструирование, в индивидуальной работе, в самостоятельной деятельности, а так же дома с родителями.
Наряду с развитием мелкой моторики осваиваются навыки общения во время игры. Ребёнок знакомится с новыми словами, фразами. Когда ребёнок заинтересован в процессе игры, тогда гораздо проще развивать его речь.
В ходе Лего-конструирования с детьми постоянно ведётся речевая работа.
Какие же дидактические игры и упражнения с использованием Лего-элементов можно применять для развития речи детей?
Педагог может разработать различные пособия и использовать их для проведения упражнений с целью развития речи и психических процессов у детей, развития интереса к обучению, формирования коммуникативных функций. Например, игра «Чудесный мешочек», в которой у детей развиваются тактильное восприятие формы и речь.
Игра «Кто потерял хвостик», детям дают два-три животных разного цвета и детали такого же цвета, будущие хвостики, дети находят, где, чей хвостик. Педагог помогает правильно озвучить работу выполняемую детьми – «это хвостик кошечки, присоединим его, какой красивый котёнок у нас получился, как он разговаривает, что любит, где у него глазки и т. д.»
Игра «Что делает Ваня?». Детям раздают по Лего куколке и по предмету, с которым можно осуществить какое-то действие. Например, Ваня сидит на стуле, Ваня едет на машине и т. д. Дети по примеру педагога должны осуществить действие и озвучить его. Далее ребята меняются игрушками и так несколько раз, каждый раз педагог в случае неудачи помогает сформулировать мысль ребёнка, соответственно действия повторяются и закрепляются участниками игры.
Игра «Строитель». Малышам раздают по Лего-куколке и по три кирпичика одного цвета. Педагог говорит, что будем играть в строителей, и каждый строитель должен построить свою башенку. Своим примером показывает, что кирпичика три, и они собираются друг на друга. Когда работа сделана, педагог говорит, какого цвета башенка получилась у него, и спрашивает какого цвета башенки у ребят. Так закрепляется знание цветов. На следующем занятии башенки строятся разного размера и закрепляются понятия «выше-ниже», «больше-меньше». Ещё одно задание для строителей, это строительство башенки разного цвета, но по образцу педагога, для изучения и закрепления предлогов «на-за», «над-под». Пример: Какой кубик на красном кубике? Какой кубик под синим кубиком?
Игра «Орнамент». Небольшой узор из деталей конструктора, который детям нужно повторить. Дети думают, работают руками, спрашивают, сравнивают, помогают тем, у кого не получилось, и совместно с педагогом рассматривают полученный результат. Развитие речи идёт непосредственно в ходе занятия. «Таня возьми красный кирпичик. Лена поменяй кирпичики местами, вот этот сверху, а этот пониже и т. д.»
Конструирование по образцу. Работа по схеме. Детям предлагается собрать, например уточку, рыбку и т. д. по схеме, изображённой на карточке. Для этого у педагога должна быть картотека с карточками-схемами. Так же в группе могут висеть плакаты с такими схемами для самостоятельной деятельности детей. Здесь так же идёт развитие мелкой моторики, полученные игрушки используются в игре, в обыгрывании различных ситуаций. Например, рыбка проплывает под мостиком или утка кушает травку.
В сюжетно-ролевых играх можно обыгрывать огромное количество ситуаций и активно пополнять словарный запас малышей.
Проигрывая ситуацию «Маша идёт в магазин» педагог показывает детям куколку и говорит, что её зовут Маша, что Маша собирается сходить в магазин, она берет тележку или сумку и идёт, приходит, здоровается с продавцом, спрашивает, что-то о товарах, покупает, даёт денежку, складывает покупки, говорит спасибо и идёт домой. Потом воспитатель предлагает детям поиграть в покупателей, а сам, например, становится продавцом.
Играя в «Аэропорт» обыгрываются разнообразные ситуации – посадка пассажиров, взлёт, времяпровождение в аэропорту, получение багажа и многие другие.
«Пожарная машина» спешит тушить пожар, обговариваются правила безопасности в игре, знакомство с профессией пожарный, что может пожарная машина – поливает водой, выдвигает лестницу. Она издаёт звуковой сигнал и световой сигнал. Все это обговаривается в ходе интересной игры.
На «Железной дороге» кто-то будет машинистом, кто-то пассажиром. Воспитатель начинает игру и постепенно вовлекает детей. Перевозятся грузы и пассажиры. Поезд проезжает под мостом, желательно по железной дороге. Делает остановки. Станции построены для выхода пассажиров!
«Домик для Маши» игра, в которой можно обсудить не только из чего сделан домик, но и то, что у него есть – стены, крыша, окно, дверь. Про мебель в домике. Для чего дома нужны людям.
Игры «Город», «На прогулке» расширят словарный запас и кругозор детей на все что нас окружает на улице – здания, кусты, деревья, машины, светофоры, трава, цветы, дороги, дворы… Обыгрывается наша деятельность на прогулке – Давай нарвём цветов и подарим их маме, давай прокатимся на машине и т. д.
Игра «Давай дружить» научит детей быть приветливыми и общительными. «Здравствуй. Как тебя зовут? А меня Коля. Давай будем дружить! Ты поможешь мне кубики собрать в машинку? и т. д.»
Стимулируя развитие игровых ситуаций, детям даётся речевой образец.
Пересказ рассказа не по сюжетной картинке, а по объемному образу декораций из конструктора, помогает ребёнку лучше осознать сюжет, что делает пересказ более развёрнутым и логичным.
Воспитатель обыгрывает сказки совместно с детьми, затем дети сами обыгрывают понравившиеся сказки.
Сказки «Репка», «Теремок», «Заюшкина избушка» и другие становятся более понятными и привлекательными для малышей! Дети легко запоминают их, пополняют словарный запас и обыгрывают их сами.
Созданные постройки из Лего можно использовать в играх-театрализациях, в которых содержание, роли, игровые действия обусловлены сюжетом и содержанием того или иного литературного произведения, сказки и т. д., а также имеются элементы творчества. Выполняя постройку, дети создают объемное изображение, которое способствует лучшему запоминанию образа объекта. О лошадке, которую сделал сам, ребенок рассказывает охотнее, придумывает разные истории и т. д. А своих героев дети наделяют теми качествами, которыми они хотят. Посредством героев сказки, выполненных своими руками, ребёнку легче раскрыть свои индивидуальные особенности, а сама игра создаёт условия для развития речи, творчества и благоприятно влияют на эмоциональную сферу ребёнка.
Огромное количество образовательных бесед можно провести с использованием конструктора Лего. В атмосфере живого и интересного общения, обогащения словаря, введения в словарь детей новых слов. Вот некоторые из тем: «Мы купили в магазине овощи и фрукты», «Уход за любимым питомцем», «Домашние животные», «Кто как кричит», «Виды транспорта» и многие другие.
Осваивая игру с Лего-конструктором, дети самостоятельно начинают придумывать сказки или лего-истории. На первом этапе работы воспитатель с детьми придумывает истории. Дети делают постройки и описывают их. Можно записать рассказы, сделать фотографии. И оформить книгу рассказов.
На втором этапе педагог с детьми уже придумывает полноценные сказки, в которых есть начало, середина и конец. Сказки придумываются совместно, затем дети создают свои Лего-сказки.
В процессе всех видов конструктивной деятельности большое внимание также уделяется воспитанию детей навыков культурного поведения и положительных взаимоотношений. Если требуется помощь товарища или воспитателя есть возможность закрепить с детьми формулы речевого этикета при обращении с просьбой благодарения, ведь дети должны учиться выражать просьбу словами, благодарить за оказанную услугу. Задача воспитателя учить детей понимать и использовать при обыгрывании элементов этикета: поведение за столом при встрече гостей и поведение в гостях, при выражении чувств, при знакомстве и прощании, разговоре по телефону. Все это способствует развитию речевого общения совместной деятельности.
Развитие мелкой моторики и речи продолжается в самостоятельной деятельности детей с Лего-конструктором!
Выводы:
Действия с конструктором помогают обогащать словарь существительными, прилагательными, наречиями предлогами, глаголами с приставками и другими частями речи.
Таким образом, работа по развитию речи детей дошкольного возраста с применением Лего конструирования является результативной, так как дети воспринимают её как игру, которая не вызывает у них негативизма, а наоборот приучает к внимательности, усидчивости, обсуждению и выполнению словесных инструкций по конструированию поделки. Это все способствует лучшему усвоению речевого материала.
Перспективы:
Активизацию речи детей раннего возраста можно осуществлять в разных видах деятельности через конструктор Лего. Важно помнить, что для этого необходимо направлять процесс обогащения и активизации словаря детей, используя разные методы и приемы словарной работы с учетом психологических особенностей каждого ребенка и особенности каждого вида деятельности. Поощряйте двигательную и познавательную активность малыша, больше разговаривайте с ним в процессе игры. Результатом вашей работы станет в скором будущем правильное стилистически и эмоционально богатая, красивая речь ребенка!
В своей работе планирую ввести Лего-конструктор так же для таких образовательных задач:
Личная и пожарная безопасность. Изучение времён года. Использование Лего в качестве мозайки-аппликации. Так же Лего можно использовать в логопедии, при постановке нужных звуков, подбирая нужные детали для занятий.
По отработанным задачам, задания усложняются, дополняются новыми задачами. Дети подключают больше воображения, выдумки! Педагог направляет их в нужное русло. Например по сказке «Теремок», Терем строится не один, а для каждого свой, это могут быть и замки, и башни, и дома… Вообщем, в Лего играем, речь развиваем!