Сердитых Анна
Развитие речи детей четырех лет
▼ Скачать
При благоприятных условиях воспитания усвоение звуковой системы языка происходит к четырем годам. Ребенок уже накапливает определенный запас слов, который содержит все части речи. Главное место в детском словаре занимают глаголы и существительные, которые обозначают предметы и объекты ближайшего окружения, но начинают активно употребляться и прилагательные, и местоимения.
Публикация «Развитие речи детей четырех лет» размещена в разделах
Дети овладевают основными грамматическими формами : появляется множественное число, настоящее и прошедшее время глаголов, повелительные наклонения и т. д. Начинают развиваться и сложные формы предложений. Дети осваивают навыки разговорной речи, могут уже выражать свои мысли простыми и сложными предложениями, начинают составлять высказывания описательного характера.
Но в речи многих детей четырех лет отмечаются и другие особенности. В этом возрасте дошкольники могут неправильно произносить шипящие, сонорные звуки. Детям необходима работа над развитием элементов звуковой культуры речи (темп, сила голоса, дикция).
Детям четвертого года жизни доступна простая форма диалогической речи. Речь ребенка ситуативна. Если ребенок не произносит какие-то звуки правильно, с ним надо заниматься. Рассматривания картинки предложить ребенку назвать предметы, животных. Хорошо, если ребенок произносит чистоговорку или потешку,громко и тихо, медленно и быстро.
В процессе разучивания стихотворения с ребенком, добиваться от ребенка четкого произношения слов и фраз.
Обогащения словаря ребенка четвертого года жизни-важная задача. Для этого его учат различать предметы по существенным признакам, правильно называть их. Вопросы при рассматривании предметов должны быть продуманы. Вопрос должен быть построен таким образом, чтобы ребенок дал развернутый ответ или даже составил сложное предложение.
Дальнейшее развитие речи происходит в играх «Что за предмет», «Скажи какой?» и т. д. От названия ярких и видимых признаков предметов надо переходить к перечислению скрытых свойств и качеств.
Большое внимание надо уделять пониманию и употреблению обобщающих понятий. Надо учить ребенка подбирать слова с противоположным значением. Взрослый называет слово, а ребенок подбирает к ними антоним. Одновременно с этим ребенок упражняется в правильном согласовании прилагательного с существительным в роде и падеже-это уже идет работа над формированием грамматического строя речи.
Именно на четвертом году жизни ведется активный поиск ребенком правильной грамматической формы слова. Для обучения изменению слов по падежам проводятся специальные игры и упражнения( «Чего не стало?», «Чего нет у куклы?»).Взрослый помогает усвоить ребенку формы родительского падежа единственного и множественного числа. Обязательно надо следить, чтобы ребенок четко выговаривал окончания слова.
Родителям необходимо шире использовать глаголы-для обучения детей образованию повелительной формы. Это обучение можно проводить как в подвижной игре так и упражнениях, когда ребенок дает задание игрушке.
Нельзя забывать и про работу над звукоподражательными словами, они помогают детям усваивать разные формы словообразования глаголов. Закрепляются разные формы употребления глаголов в играх «Добавь слово» и т. д. Такие упражнения помогают ребенку правильно строить разные типы предложений- простые и сложные, а это умение необходимо детям для подведения их к построению связного высказывания.
Сначала надо научить ребенка строить короткий связный текст вместе со взрослым. К самостоятельному высказыванию лучше подвести ребенка через игру-драматизацию, когда после чтения сказки взрослый предлагает поиграть в нее, берет на себя какую-то роль и начинает диалог знакомых персонажей. Ребенок четырех лет уже может пересказать литературный текст,что-то рассказать из своего опыта или составить рассказ по картинке. Надо следить, чтобы высказывание имело начало, основную часть и конец.
Если родители будут развивать все стороны речи ребенка, то он будет подготовлен к тому, чтобы в будущем усваивать более сложный материал.