Anastasiya Kaplun
Развитие речи детей 3–4 лет в сюжетно — ролевой игре
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование правильной речи ребёнка – одна из основных задач дошкольного образования. Однако анализ практической ситуации за последние несколько лет свидетельствуют о ежегодном увеличении количества дошкольников, нуждающихся в логопедической помощи. В связи с этим перед специалистами дошкольного образовательного учреждения встаё т задача: создание психолого – педагогических условий для расширения речевой практики детей, развития их речевой активности, потребности в речевой коммуникации.
Публикация «Развитие речи детей 3–4 лет в сюжетно — ролевой игре» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
В процессе сюжетных - ролевых игр, «режиссёрских», игр драматизаций складывается много благоприятных ситуаций для развития речи. Для детей четвёртого года жизни необходимо уметь - развёртывать парное ролевое взаимодействие, элементарный ролевой диалог с партнёром - сверстником.
В Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования" определенны цели и задачи образовательной области "Коммуникация" :
Овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:
• свободного общения со взрослыми и детьми;
• развитие всех компонентов устной речи (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи - диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;
• практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Осуществляя инновационную деятельность по проблеме «Развитие компонентов устной речи детей 3-4 лет в сюжетно-ролевой игре» мы определили задачи по развитию свободного общения детей со взрослыми и сверстниками, а так же развитие диалогической формы речи. Активный словарный запас, которым располагает ребёнок на этом возрастном этапе, даёт ему возможность свободно общаться с окружающими. Вступая в общение с детьми, у ребёнка развивается диалогическая речь. Способствует этому и тот тип сюжетных связей персонажей (ролей) сюжетно-ролевой игры, который характерен для детей этого возраста. Для игр детей 4-го года жизни характерна линейная структура связи игровых задач, т. е. один ребёнок поочерёдно взаимодействует с каждым из остальных играющих. Это так называемые диалогические сюжетно-ролевые игры ("Больница", "Магазин" и т. п.). Так же способствуют этому особые методические приёмы, которые переключают детей на речевое взаимодействие, это так называемые "телефонные разговоры".
Ввести детей в такую смысловую ситуацию можно, организовав первоначально игру по мотивам известного детям стихотворения К. И. Чуковского «Телефон». Мы вносили телефон в группу и предлагали детям: «Ребята, давайте поиграем в телефон. Я как будто Чукоша. Коля, а ты кем будешь? А ты Света?.» Таким образом, мы распределили все роли. Далее Чукоша (воспитатель) развёртывает диалог поочерёдно с каждым персонажем стихотворения. Повторения точного текста не нужно, достаточно лишь приблизительного воспроизведения смысла стихотворения. Потом телефоны предоставлялись в свободное пользование детей.
Далее мы проводили игры с парами детей на основе известных детям сюжетов с парными взаимодополнительными ролями («дочки - матери», «больница», «магазин» и т. п.). Сначала воспитатель берет основную роль, а детям предлагает одинаковые дополнительные роли: «Давайте в телефон поиграем еще раз, только по - другому. Это у меня больница, а я-доктор. Вы как будто заболели, вы мне позвонили и вызывали врача. Дзинь… У меня телефон звонит. Аллё! Это доктор у телефона. Кто мне звонит?. Маша, вы заболели? Что у вас болит?». Таким образом, развёртывается разговор с каждым ребёнком поочерёдно, несколько изменяя содержание своих вопросов. В первых таких играх некоторые дети отвечали скупо, односложно, иногда приходилось и подсказывать им содержание ответов. Но далее в последующих играх, дети вели себя уже более уверенно и свободно.
На следующем этапе, когда дети научились свободно вступать в ролевой диалог со взрослым, можно вовлекать их в ролевой диалог друг с другом. Наиболее подходящим для такой игры является набор «семейных» ролей : мама-папа-дочка; мама-папа-сын; мама-дочка-бабушка и т. д. Предложите детям: «Ребята, давайте поиграем. Мы как будто одна семья. Можно я буду мамой? Арина, а ты кем будешь? Дочкой? Хорошо. А ты Максим кем? Папой?» Затем воспитатель звонит к «папе» и просит его позвонить к «дочке» и напомнить ей, например, что нужно покормить собачку и погулять с ней. В соответствии с такой сюжетной линией «папа» вынужден позвонить «дочке». Затем воспитатель звонит к «дочке» и просит её позвонить к «папе» с просьбой, например, заехать за мамой после работы.
Ещё одним приёмом, развивающим ролевой диалог является игра воспитателя с небольшой подгруппой детей по мотивам известных сказок, персонажи которых выполняют однотипные действия. Это очень простые сказки : «Репка», «Теремок», «Колобок», «Три поросёнка», «Волк и козлята» … Воспитатель берет на себя роль первого появляющегося в сказке персонажа и последовательно вовлекая детей в игру, развёртывая ролевое взаимодействие поочерёдно с каждым. Данная игра - это импровизация, а не «театральное действие»- не следует от детей требовать точного воспроизведения текста сказки, достаточно воссоздания её общего смысла. Например в игре «Репка», каждого персонажа сказки можно вызвать на диалог, задавая разнообразные вопросы: «Что-то ты долго не приходил на огород, дед, что случилось? Чем занималась в доме, бабка? Как поживают твои котята, Машка? Исправно ли несёшь службу, Жучка?» и т. д.
Игры с использованием «телефонных разговоров» целесообразно вводить лишь во втором полугодии с детьми не младше трёх с половиной лет.
Значение такой совместной игры со взрослым заключается в том, что теперь в свободной самостоятельной игре детей действия с игрушками будут в большей степени сопровождаться ролевыми диалогами, появится называние своей роли партнёру-сверстнику и ролевое обращение к нему : дети будут более свободно вступать в игровые контакты и развёртывать ролевое взаимодействие друг с другом.
воспитатель Калашникова Е. В.