Наталья Рябова
Развитие речи детей 2–3 лет.
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд
Уважаемая аттестационная комиссия и коллеги, Вашему вниманию предоставляется выпускная аттестационная работа по теме «Развитие речи детей третьего года жизни» студентки группы Бор 14-2 Рябовой Натальи Николаевны, научный руководитель Белинова Наталья Владимировна.
2 слайд
Публикация «Развитие речи детей 2–3 лет,» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2017
Актуальность проблемы исследования заключается в том, что в соответствии с требованиями ФГОС мы должны обеспечить всесторонне развитие психических и физических качеств ребенка в соответствии с возрастными особенностями, подготовить его к жизни в современном обществе, к обучению в школе.
Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шири его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
3 слайд
В соответствии с ФГОС ДО образовательная область «Речевое развитие» включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
4 слайд
Цель исследования: изучить, экспериментально апробировать средства речевого развития детей первой младшей группы.
Задачи исследования:
1. Изучить научно методическую, теоретическую основу речевого развития.
2. Проанализировать эффективные технологии, методики, средства.
3. Разработать картотеку артикуляционной гимнастики.
4. Обследовать уровень речевого развития.
5. Апробировать систему работы по речевому развитию.
6. Проанализировать полученные результаты, сделать выводы.
5 слайд
Объект работы – развитие речи детей третьего года жизни.
Предмет исследования – влияние артикуляционной гимнастика на развитие речи детей младшего дошкольного возраста.
Гипотеза: Если в системе педагогической работы направленной на развитие речи включить дополнительные игры и упражнения на развитие артикуляционного аппарата, фонематического слуха и речевого дыхания речевое развитие улучшиться.
6 слайд
Начало научной разработки вопросов обучения детей родному языку в русской педагогике положили видные деятели народного образования и литературы, такие, как М. В. Ломоносов, И. И. Бецкой, В. Ф. Одоевский, В. Г. Белинский, Н. А. Добролюбов, Л. Н. Толстой и др.).
Физиологи И. М. Сеченов, И. П. Павлов, Н. А. Бернштейн придавали большое значение мышечным ощущениям, возникающим при артикуляции.
Метод воспитания звукопроизношения путём специальной гимнастики признан целым рядом известных теоретиков практиков, специализирующихся по расстройствам речи (М. Е. Хватцев, О. В. Правдина, М. В. Фомичёва и др.)
В специальной логопедической литературе достаточно полно раскрыта значимость работы по развитию моторики артикуляционного аппарата для формирования правильного звукопроизношения, даны описания и методические указания по выполнению комплексов специальных упражнений
7 слайд
В исследовании приняли участие 20 детей в возрасте от 2 до 3 лет.
1 этап - констатирующий. Цель: обследовать развитие речи детей.
На этом этапе был проведён первичный мониторинг изучения интегративного качества «овладевший необходимыми умениями и навыками» в образовательной области «Развитие речи» под редакцией Ю. А. Афонькиной по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой детей в экспериментальной и контрольной группах.
2 этап - формирующий. Цель: разработка и апробация в воспитании комплекса артикуляционной гимнастики.
На этом этапе проводились занятия, направленные на развитие речи детей. С контрольной группой на формирующем этапе эксперимента проводились занятия, предусмотренные воспитательным планом. Дети, составлявшие данную группу, не включались в формирующий эксперимент.
3 этап - контрольный.
На этом этапе был осуществлён повторный мониторинг уровня развития детей в экспериментальной и контрольной группах, проведен анализ полученных результатов.
8 слайд
По результатам первичного мониторинга были получены следующие результаты: дети с высоким уровнем развития отсутствовали, 4 ребёнка (20%) со средним уровнем и 15 детей с низким уровнем развития (75%, 1 (5%) ребёнок с низшим уровнем развития.
Из этого я сделала вывод, что наблюдается снижение уровня речевого развития, поэтому необходима система мероприятий, направленная на развитие речи детей.
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
9 слайд
В ходе формирующего эксперимента была проанализирована и подобрана соответствующая методическая литература.
Проанализировав и изучив психолого - педагогическую литературу по теме. Мной был разработан план специальных игровых упражнений, в котором за основу взят материал, предложенный Т. В. Будённой.
Следует отметить, что упражнения, предлагаемые Т. В. Будённой могут использоваться начиная с раннего возраста детей в профилактических целях (для предотвращения неправильной постановки звуковой речи, а также для коррекции уже имеющихся речевых нарушений.
10 слайд
Анализ и синтез существующих комплексов артикуляционной гимнастики.
Систематизация и обработка методической литературы по использованию артикуляционной гимнастики для развития речи детей раннего возраста.
Использование артикуляционной гимнастики при проведении НОД.
Применение артикуляционной гимнастики в ходе режимных моментов.
Работа с родителями (Родительское собрание «Влияние артикуляционной гимнастики на развитие речи детей 2-3 лет». Консультации для родителей. Буклеты для родителей. Папки – передвижки.
Проведение мониторинга.
Пополнение предметно-развивающей среды.
11 слайд
Создание соответствующей предметно – пространственной среды, сделало артикуляционную гимнастику неотъемлемой частью общения.
Для создания необходимых условий для использования артикуляционной гимнастики мною был оборудован специализированный уголок с зеркалом, с картинками для артикуляционной гимнастики, игровые тренажёры для развития речевого дыхания, тематические картинки.
В музыкальном уголке были подобраны игрушки для развития фонематического слуха: различные музыкальные инструменты – погремушки, ложки, дудочки, свистульки, музыкальные молоточки, барабан, металлофон.
В книжном уголке подобраны книги различной тематики и структуря, например музыкальные книги, с помощью обычных книг мы развиваем словарный запас и выполняем артикуляционные упражнения, такие как «Звуки и звукоподражания», что способствует развитию речевого аппарата и
Слайд 12
Я использовала артикуляционную гимнастику в различных видах деятельности.
1 фото. При проведении культурно-гигиенических навыках, я использовала, артикуляционную гимнастику «Чистим зубки», на стене изображена картинка.
2 фото. Утреннюю гимнастику мы всегда заканчиваем «Дыхательной гимнастикой».
3 фото. Вводя новый элемент артикуляционной гимнастики или закрепляя результат я отрабатываю его с детьми индивидуально.
4 фото. Помимо режимных моментов, я использую артикуляционную гимнастику при проведении непосредственно-образовательной деятельности.
Таким образом, использование на занятиях артикуляционной гимнастики, делает занятия эмоциональными, интересными, что способствует лучшему усвоению материала.
Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики
1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.
2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.
13 слайд
Существует несколько групп упражнений.
Упражнения для губ и языка «Лягушка»
Цель: учиться удерживать кончик языка за нижними зубами, развивать умение управлять языком, точность движений.
Упражнение «Чистим зубки».
Цель: учиться удерживать кончик языка за нижними зубами, развивать умение управлять языком, точность движений.
Упражнение «Блинчик».
Цель: учиться удерживать кончик языка за нижними зубами, развивать умение управлять языком, точность движений.
Таким образом, использование на занятиях артикуляционной гимнастики, делает занятия эмоциональными, интересными, что способствует лучшему усвоению материала.
14 слайд и 15 слайд по тексту слайда
16 слайд
Для проверки эффективности формирующего этапа эксперимента, был проведён контрольный мониторинг по определению эффективности проделанной нами работы.
Контрольный мониторинг проводился по той же методике, что и первоначальный.
Контрольная диагностика показала, что высокий уровень речевого развития имеют 3 ребёнка (30%) (в экспериментальной группе, а в контрольной группе только 1 ребёнок (10%). Средний уровень показали 7 детей в экспериментальной группе (70%, а в контрольной группе 9 детей (90%). По результатам мониторинга мы видим, что в экспериментальной группе детей с высоким уровнем речевого развития больше, чем в контрольной. А дети с низким и низшим речевым развитием отсутствуют.
17 слайд
Заключение. Выводы и обобщения, определение перспектив.
Анализируя данные диаграммы мы видим, что уровень развития речи детей повысился.
Из этого можно сделать вывод, что применение артикуляционной гимнастики благотворно повлияло на развитие речи детей 2-3 лет.
Считаю необходимым продолжить работу в данном направлении для улучшения и закрепления результатов.
18 слайд