Татьяна Павлова
Конспект урока по развитию речи во 2 классе «Характерные признаки зимы. Зимние месяцы»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи, класс 2
Учитель: Павлова Татьяна Юрьевна
Тема: Характерные признаки зимы : низкая температура воздуха, осадки, состояние водоемов. Зимние месяцы.
Тип урока : Урок моделирования и преобразования модели (обобщение и систематизации изученного)
Планируемые результаты:
Предметные: -формирование связной речи
Публикация «Конспект урока по развитию речи во 2 классе „Характерные признаки зимы, Зимние месяцы“» размещена в разделах
- Зима
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 2 класс
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
-активизация, уточнение, расширение словаря по теме «Зима»
-развитие психических процессов (внимание, память, мышление, восприятие)
-развитие умения работать со словом, словосочетаниями, с предложениями, текстом.
-воспитание правильного поведения в общественном транспорте (здоровый и безопасный образ жизни для себя
и окружающих).
Личностные: (готовность и способность к саморазвитию и самообучению,
-формирование терпеливого отношения к товарищам и помощи друг другу,
-воспитание уважительного отношения и любви к родному краю,
-понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в общественном транспорте,
-правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Метапредметные: -планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, использовать знаково-символические
средства представления информации (схема предложения,
-осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату,
-формулировать собственное мнение и позицию,
-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (работа в парах,
-строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что знает и видит партнер,
-контролировать действия партнера,
-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить
монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Оборудование: зеркала у каждого ребенка, схема предложения, карточки слов и плана для пересказа, ИКТ.
1. Мотивация к учебной деятельности.
- Улыбнитесь друг другу, подарите мне свои улыбки. Спасибо.
Сейчас мы выполним дыхательную и артикуляционную гимнастику для речевого аппарата и постараемся на уроке говорить чётко и правильно.
-Дыхательная гимнастика
Подуем на снежинку – струя воздуха продолжительная сильная
-Артикуляционная гимнастика
(работа с зеркалом)
Чашечка, грибок, маляр, парусник
2. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.
С каждым днем все холоднее,
Греет солнце все слабее,
Всюду снег, как бахрома, —
Значит, к нам пришла. (зима)
Так какая тема сегодняшнего урока? (Характерные признаки зимы)
О чем мы будем говорить на уроке? Цель урока? (о погоде) (расширить и уточнить знания о зиме и зимних месяцах)
Назовите зимние месяцы.
Назовите первый зимний месяц (декабрь).
Назовите признаки этого месяца.
Какой сейчас месяц? (декабрь)
Что вы о нем знаете?
А вот нам Ирина сейчас еще расскажет немного интересного про первый месяц зимы – декабрь.
Декабрь
Декабрь мостит, декабрь гвоздит, декабрь приколачивает. Декабрь год кончает, а зиму начинает.
С водой покончено: даже буйные реки скованы льдом. Земля и лес укутаны снежным одеялом. Солнце скрылось за тучей. День становится короче и короче, ночь растёт.
В декабре самая длинная ночь и самый короткий день.
- Назовите признаки зимы. (солнце опускается ниже, лучи рассеянные, ….)
- Итак, назовите слова, которые характеризуют зиму (слова (снегопад, Снег, холод, снеговик, мороз, санки, стужа снежинки, снегирь, новый год, лёд, сосулька, прорубь, вьюга, сугроб, снежинка, лыжи, зимушка, холода, декабрь, горка, январь, сани заморозки, варежка, гололёд, Дед Мороз, снежная баба, морозец, зимние узоры, зимовка, шуба, метель, чудо)
3. Построение проекта выхода из затруднения
Работа над словом
- Вы много назвали слов. Молодцы! Но я выбрала вот эти слова: снег, мороз, вьюга.
Давайте прочитаем вместе. (читают на слайде)
- Что такое снег? (атмосферные осадки в виде белых хлопьев, представляющих собою кристаллики льда, покрывающая землю зимой.)
- что такое мороз? (Холодная зимняя погода)
- что такое вьюга? (снежная буря)
- что в них общего? (явления природы)
- на какой вопрос отвечают? (что)
- Какой частью речи являются? (сущ.)
- от этих слов образуйте прилагательные, т. е. слова, отвечающие на вопрос какой? (снег - снежный, мороз - морозный, вьюга - вьюжный) (читают на слайде)
- Какие это слова? (однокоренные)
-почему эти слова являются однокоренными? (одинаковый корень и сходны по смыслу)
- подерите к нашим словам родственные (снежок, снегопад, снеговик, снежинка; морозец, морозильник, морозит, заморозивший; завьюжило)
- Итак, что такое корень? что такое однокоренные слова?
4. Физминутка
-Вы немного устали, давайте отдохнем.
С неба падают снежинки,
Как на сказочной картинке.
Будим их ловить руками
И покажем дома маме. (Дети поднимают руки над головой и делают хватательные движения, словно ловят снежинки.)
А вокруг лежат сугробы,
Снегом замело дороги. (Потягивания – руки в стороны.)
Не завязнуть в поле чтобы,
Поднимаем выше ноги. (Ходьба на месте, колени высоко поднимаются.)
Вон лисица в поле скачет,
Словно мягкий рыжий мячик. (Прыжки на месте.)
Ну а мы идем, идем (Ходьба на месте.)
И к себе приходим в дом. (Дети садятся.)
5. Построение проекта выхода из затруднения
Работа со словосочетанием
- Давайте к слову снег подберем прилагательное и составим словосочетание по схеме (прилагательное + снег)
1. Белый снег.
2. Первый снег.
3. Пушистый снег.
4. Искристый снег.
5. Тающий снег.
6. Холодный снег.
7. Колючий снег.
8. Мокрый снег.
9. Серебристый снег.
10. Новогодний снег.
11. Прошлогодний снег.
Молодцы!
Составьте простое нераспространенное предложение. (выставить схему)
(идет, падает, таит, кружится, ложится, летает, искрится, скрипит, хрустит, липнет, обжигает, заметает, застилает.
Вы придумали очень много слов. Молодцы!
- составьте распространенное предложение к схеме (прил. + сущ. +глаг., использую наши слова.
6. Первичное закрепление
Работа над предложением.
Работа в парах
У вас на партах лежат листочки. Сейчас вы будете работать в парах.
-Как работаем в парах? (дружно, не ссоримся).
- Вам надо составить красивое предложение, используя эти слова. Предложения надо еще распространить, добавить больше слов.
-Сегодня 1вариант – командир, а 2вариант – помощник. Помощник помогает составлять предложение, а командир записывает его. Записываем предложения орфографически правильно. Если команда выполнила задание, поднимает руку. (я читаю).
Две пары выходят к доске и читают предложения.
Вам понравились предложения. Чье понравилось? Все предложения мне понравились. Все поработали хорошо. Молодцы!
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Составление рассказа по плану
Составление рассказа по картине (вопросы на доске)
Посмотрите на картину. Что вы на ней видите? Какое время года изображено?
Какая погода? Какое небо? Что происходит с деревьями? Что делают ребята? Какое настроение у детей?
Я даю вам 2 минуты. Что бы подумали и составили рассказ. (дети составляют небольшой рассказ по картине. Спрашиваю 2-3 чел).
План:
1. Какое время года?
2. Какая погода?
3. Какое небо и облака?
4. Что происходит с деревьями?
5. Что делают ребята?
6. Какое у детей настроение?
7. Рефлексия деятельности
Что вам понравилось на уроке?
Достигли ли мы цели урока?
Что нового узнали?