Елена Чигина
Развитие речи детей в детском саду и дома
▼ Скачать + Заказать документы
Взрослый ни в коем случае не должен навязывать свою волю ребёнку.
Он должен лишь способствовать естественному росту, создавать условия для развития его природы.
Жан Жак Руссо.
Слайд 3
Владение даром слова важно для человека любой профессии, да и в каждодневной жизни особенно приятное, выигрышное впечатление на окружающих всегда производит человек, который умеет быть интересным собеседником. Такой человек оказывается более успешным как в бытовых ситуациях, так и в деловой жизни.
Публикация «Развитие речи детей в детском саду и дома» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2014
Однако снижающийся уровень бытовой культуры, широкое распространение низкопробной, бульварной литературы, невыразительная, иногда безграмотная речь, звучащая с телеэкранов, агрессивно-примитивная манера общения, насаждаемая рекламными роликами, боевиками, даже детскими мультфильмами, — все это создает предпосылки, а возможно, и прямую угрозу языковой катастрофы, не менее опасной, чем экологическая. Вот почему формирование и развитие правильной, выразительной речи ребенка становится все более актуальной проблемой, стоящей перед семьей и образовательными учреждениями.
В настоящее время значительно возросли требования к развитию речи детей старшего дошкольного возраста.
Слайд 4
Речь ребенка развивается постепенно. К 3-4 годам закладываются основы детской речи.
На пятом году жизни речь ребенка активно формируется. Он усваивает способы образования слов: существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов (например, животных и их детенышей); глаголов с помощью приставок; степеней сравнения прилагательных. Словарь расширяется, в нем появляются существительные, обозначающие части предметов, и больше качественных прилагательных.
Слайд 5
На шестом году жизни продолжается совершенствование всех компонентов речевой системы. Словарь обогащается обобщающими понятиями, систематизируется (усваиваются отношения антонимии-синонимии, многозначность). Развивается функция словоизменения: ребенок учится изменять существительное по падежам, глаголы по лицам и числам. Совершенствуется звуковая сторона речи. Ребенок начинает различать недавно усвоенные звуки (свистящие, шипящие, сонорные).
Слайд 6
У старших дошкольников 6-7 года жизни формируются фонематическое восприятие и слухо-произносительные дифференцировки следующих оппозиционных фонем: С-3, Ш-3 (отличаются работой голосовых связок); С-Ш, СЬ-Щ, 3-Ж (отличаются местом образования); Т-Ц, С-Ц, ТЬ-Ч, Щ-Ч, P-JI (отличаются способом образования).
Ребенок уже понимает, что изменение одной фонемы в слове («дар-дал», сор-бор-хор) или их последовательности («соль-лось», «замок-мазок») меняют смысл или разрушают слово.
В период обучения чтению, счету и письму достаточно часто обнаруживаются недостатки зрительно-пространственных восприятия и представлений у детей.
Слайд 7
Кажется, что об игре сказано все. Возможно. Но в нашей сегодняшней практике именно игре отказано быть первой, самой важной ступенькой к успехам детей. Дети, как птицы. Они учатся летать. И лучше всего это делают, играя. Они большие выдумщики, фантазеры и любят привносить в игры свои правила, усложняют или упрощают их содержание. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.
Слайд 8
Речевые игры на:
Развитие восприятия и различение слов
Формирование умения устанавливать парадигматические связи
Развитие словообразовательных моделей
Формирование умения выделять синтагматические связи
Развитие грамматических форм словоизменения
Развитие умения определять родственные слова
Развитие умений понимать картины
Слайд 9
Игры на развитие восприятия и различение слов на основе дифференциальных признаков фонем
«Звук спрятался»
Взрослый предлагает детям ряд слогов, из которых нужно выделить заданный звук (например, поднять флажок, если в слоге слышится звук [с] — па, ка, са, ма, да, ва, га). Слоги не должны включать оппозиционных звуков и предъявляются с одинаковыми гласными.
«Поймай звук»
Взрослый называет слова и предлагает детям хлопнуть в ладоши, если они услышат заданный звук (например, [с] — сапоги, рама, вагон, песок, книга, лампа, автобус, топор).
Слайд 10
Игры на формирование умения выделять синтагматические связи между словами
«Кто как ест»
Взрослый демонстрирует детям на наборном полотне картинки, на которых нарисованы животные и птицы, и предлагает определить, кто как ест (например, кошка лакает молоко, собака грызет кости, корова жует сено, курица клюет зерно, белый медведь ест рыбу).
«Что делает человек этой профессии и с помощью чего он это делает?».
Детям предлагается составить словосочетания по образцу, предложенному взрослым. Взрослый демонстрирует детям предметные картинки, изображающие людей разных профессий, и предлагает сказать:
что делает человек этой профессии (например, учитель учит детей, доктор лечит людей).
Слайд 11
Игры на формирование умения устанавливать парадигматические связи слова
«Разложи на две группы»
Взрослый, не называя критериев отбора, предлагает детям разложить предметные картинки на две группы.
«Назови лишнее слово»
Взрослый называет ряд слов, предлагая детям определить среди них лишнее и объяснить свой выбор.
Груша, яблоко, помидор, апельсин; капуста, банан, огурец, картофель.
Слайд 12
Игры на развитие понимания и дифференциации грамматических форм словоизменения.
«Найди картинку»
Взрослый попарно произносит словосочетания с одним предлогом, но имеющим различные значения (направления действия, местонахождения, и предлагает детям найти соответствующие картинки.
Речевой материал:
поставить под кровать — стоять под кроватью.
вешать в шкаф — висеть в шкафу.
«Подбери к схеме картинку»
На наборном полотне попарно расположены схемы одного предлога, но с разными значениями. Перед каждым ребенком на столе лежат картинки, изображающие различное пространственное расположение предметов. Взрослый предлагает детям разложить картинки под схемы предлогов.
Речевой материал: пальто вешают в шкаф, стакан ставят на стол, книгу кладут на полку, тапки ставят под кровать.
Слайд 13
Игры на развитие понимания и дифференциации словообразовательных моделей.
«Комарик и слон»
Перед детьми на столах лежат карточки с изображением слона и комара. Взрослый в случайном порядке называет слова (существительные, образованные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов и суффиксов со значением «очень большой») и предлагает детям поднять карточку, изображающую слона, если речь идет о большом предмете, карточку с изображением комара, если — о маленьком.
Слайд 14
Игры на развитие умения определять родственные слова и находить их общую морфему
«Подбери слова -„родственники"»
Взрослый предлагает детям подобрать родственные слова:
лес, лесок, лесной, лесник;
снежок, снежинка, снежная.
Слайд 15
Развитие умений понимать картины.
Составление рассказа по сюжетной картинке.
Попросите ребенка внимательно рассмотреть картинку и рассказать, что на ней нарисовано. Не надо задавать наводящих вопросов. Пусть он самостоятельно попробует свои силы в этом нелегком деле.
Составление рассказа по серии сюжетных картинок.
Вам понадобится любая серия сюжетных картинок. Это могут быть «Забавные истории» В. Г. Сутеева, «Про девочку Машу и куклу Наташу» В. А. Чижикова или другие истории, которые есть у вас дома.
Хорошо, если последовательность событий, изображенных на картинках, ребенок будет устанавливать самостоятельно. Для этого картинки, которые обычно располагаются на одном листе в определенном автором порядке, необходимо разрезать, чтобы дошкольник смог найти начало истории, ее продолжение и конец.
Слайд 16
Вывод
Речевые игры способствуют сенсорному и умственному развитию, усвоению лексико-грамматических категорий родного языка, а также помогают закреплять и обогащать приобретенные знания, на базе которых развиваются речевые возможности ребенка.
Речевые игры способствуют выполнению важных методических задач: психологически готовят детей к речевому общению; обеспечивают многократное повторение ими речевого материала; тренируют детей в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанной речи вообще.
Использование речевых игр позволяют достичь формирования определенных навыков; развития речевых умений; умения учиться; развития необходимых способностей и психических функций; познание (в сфере становления собственного языка); запоминания речевого материала.