Анна Николаевна Буйленко
Развитие речевой творческой активности посредством современных форм работы
▼ Скачать + Заказать документы
Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию и к построению своей личности, своего мира через диалог с другими личностями. Развитию речи в детском саду и в нашей группе уделяется большое внимание.
«В пустых стенах ребенок не заговорит». В группе созданы все условия для развития речи детей:
- насыщенная предметно-развивающая среда: уголок книги, центр театрализации, сюжетные игры по ознакомлению детей с социальной действительностью.
- для полноценного речевого развития детей оформлен центр речевого творчества, представляющий возможность нашим воспитанникам действовать индивидуально.
- накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр: пособия для проведения артикуляционных упражнений, материалы для рассказывания, разнообразные дидактические, настольно-печатные игры, игры для развития мелкой моторики рук, комплексы пальчиковых игр, игрушки для развития правильного речевого выдоха, тематические альбомы, игры для обогащения словарного запаса, формирования грамматического строя, связной речи, развития фонематического слуха и мелкой моторики.
Часто бываем в библиотеке. Всегда интересно узнать что-то новенькое. Овладение связной речью - это не только умение правильно построить предложение, а именно цепочку слов, объединенную одним глаголом. Художественная литература служит могучим, действительным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка.
Готовясь к занятиям по развитию речи, подбираю иллюстрации, картины. Большое значение для развития навыков самостоятельной речи, придаю рассказам по сериям сюжетных картинок. На занятиях уделяю большое внимание развитию словаря, приучаю детей к слушанию текстов, задаю вопросы, беседую по содержанию; использую в работе материал на дифференциацию звуков. Постоянно идет работа над звуковой культурой речи, как на занятиях, так и в режимных моментах.
Индивидуальную работу провожу в утренние и вечерние часы, в игровой форме, в обстановке естественного общения, чтобы развивать речевые способности каждого ребенка. Использую разнообразные методы и приемы, формы работы, стимулирующие речевую деятельность детей. Это и создание проблемных ситуаций, в которых ребенку необходимо было бы высказаться, решение речевых логических задач, мини-эксперименты по логическим задачам, игры-драматизации, составление загадок, использование опорных схем и картинок и др.
Художественное творчество- уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. В процессе продуктивной деятельности дети учатся анализировать формы, наблюдать, сравнивать, выделять черты сходства и различия предметов по величине. Создаю условия, способствующие активизации речи: рассматривая с детьми их работы по изобразительной деятельности, побуждаю к рассказу о созданных образах, предметах окружающего мира; создаю для ребенка культурную богатую речевую среду
Сказка – один из наиболее доступных для детей жанров художественной литературы. Язык сказки прост и доступен. Пересказывая сказку, формируется звуковая выразительность речи, дикция, фонематическое восприятие, словарь.
Заучивание стихов - это утомительный процесс, поэтому я использую такие приемы: рассказывание парами, нарисуй стихотворение, пропой. Зарисовка стихов - это прекрасный помощник для решения многих образовательных задач. На каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка. Глядя на эти схемы-рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
В своей работе стараюсь использовать как можно больше дидактических и настольно-печатных игр, так как они включают решение всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь.
Пословицы и поговорки являются жанрами устного народного творчества. В свободное время мы любим отгадывать пословицы, инсценируем их, играем в игру «Закончи пословицу». Дети знают много пословиц и поговорок по временам года.
Прогулка - это не только важный режимный момент, но и замечательный способ развития речи ребёнка. На прогулках дети отмечают все, что они видят вокруг себя и стараются выразить свое впечатление словами.
Экскурсия – одна из форм образовательно – воспитательной работы с детьми; дает возможность изучить предметы или явления в естественной обстановке. Целью экскурсий является уточнение и обогащение активного и пассивного словарного запаса детей, развитие связной речи детей, расширение представлений детей об окружающем мире. Развитие любознательности и наблюдательности.
Сюжетно-ролевая игра оказывает положительное влияние на развитие речи. В ходе игры ребёнок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за неё, подражает гудению самолёта, голосам зверей и т. д., развивается диалогическая игра.
Театрализованная деятельность делает жизнь детей интересной и содержательной. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. В группе организован центр театрализованной деятельности, который соответствует возрасту детей. В наличии имеются различные виды театров: конусный, пальчиковый, настольный, теневой, ложковый и д. р. Используются также детские костюмы персонажей сказок.
Участие семьи в речевом развитии начинается с момента прихода ребенка в детский сад. Я предлагаю родителям различные консультации по развитию речи ребёнка в семье, папки-передвижки дидактических игр и упражнений «Домашняя игротека», открытые занятия, индивидуальные беседы, родительские собрания, памятки для родителей, подготовка детей к праздникам и досугам, выставки поделок из овощей, природного и бросового материалов, которые были сделаны детьми дома, сочинение сказок и загадок, рисование к ним картинок.
Работая над данной проблемой, сделала вывод, чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а, следовательно, и его личность в целом.
Список использованных источников
1. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей. – М. : Мозаика – Синтез, 2002. –272 с.
2. Лямина Г. М. Воспитание детей в старшей группе детского сада. – М. : Просвещение, 1984. – 288 с.
3. Мухина В. С. Детская психология / Под ред. Л. А. Венгера. – М. : Просвещение, 1985. – 272 с.
4. Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под ред. А. Г. Рузской. – М. : Педагогика, 1989. – 216 с. 5. Умственное воспитание детей дошкольного возраста / Под ред. Н. Н. Подъякова, Ф. А. Сохина. – М. : Просвещение, 1984. – 207 с.