Любовь Кузнецова
Развитие речевой среды детей в группе компенсирующей направленности старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речевой среды детей в группе компенсирующей направленности старшего дошкольного возраста
Хорошо развитая речь детей является одним из главных показателей готовности обучения в школе. Психологи утверждают: «Родной язык можно считать центральным и важным предметом в начальной школе, так как он «проникает» в их результат». По существу, речь является основой, на которой строится вся учебная деятельность.
Публикация «Развитие речевой среды детей в группе компенсирующей направленности старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения – устной речью. Речевое общение в его полном виде – понимание речи и активная речь – развивается постепенно. В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками и окружающими. Такие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другом у человеку, порой даже стесняются ответить, если к ним обращается кто-либо.
Для развития речи дошкольников нужна речевая среда. Это не только речь окружающих взрослых, детей, но и телевидения, радио, кино, театр, интернет. Ребенок успешнее овладевает речью, когда с ним занимаются не только в дошкольном учреждении, но и в семье. Воспитатель может рекомендовать родителям для заучивания стихи, загадки пословицы, считалки, потешки, чистоговорки. Посоветовать какие книги следует читать детям дошкольного возраста. В процессе работы с родителями, воспитатель помогает и указывает, чем и как следует заниматься с ребенком дома, чтобы малыш в процессе занятия, не только получал знания, умения и навыки, но испытывал интерес к речевым занятиям.
Ребенок пяти-шести лет должен уметь: составлять предложения из предложенных слов: рисунок, девочка, рисовать, краски; Ребята, горка, санки, кататься.
Быстро образовывать новые словосочетания. Например, шапка из меха – меховая шапка, стол из дерева – деревянный стол.
Объяснять содержание пословиц. Например : «без труда не вытащишь и рыбку из пруда».
Составлять рассказы по одной картинке, по серии картинок, из собственного опыта из жизни.
Выразительно исполнять стихи с разной интонацией, передавать строки содержащие радость, восхищение, грусть и т. д.
В своей работе мы используем разные методические приемы и задания.
Задание 1:
Если стол выше стула, то стул …
Если мама старше сына, то …
Задание 2:
«Узнай по описанию»
(желтый, кислый, овальный)
(белое, воздушное, овальное)
(круглое, желтое, яркое)
Задание 3:
«Произнеси ласково»
(белый заяц – беленький зайчик)
(синяя чашка – синенькая чашечка)
(Новая сумка – новенькая сумочка)
Задание 4:
«Подбери слова противоположные по смыслу»
Веселая девочка – грустный мальчик
Холодная зима – теплое лето
(показываем картинку)
Очень полезно включать стихотворные тексты, так чтобы ребенок мог закончить фразы, т. е. подобрать слова, близкие по звучанию и смыслу.
Часто к озеру напиться, ходит рыжая ….(лисица)
К нам на пестрые страницы, прилетели две … (синицы)
Для развития речи мы используем чистоговорки «Ав-ав-ав мы поставим в угол шкаф».
«Су-су-су в лесу видели лису».
Также, используем в работе игры: «Кто самый вежливый?», «Четвертый лишний», «Чего не хватает?» и т. д.
Лучшим примером для развития речи является речь воспитателя. Она должна быть грамотной, четкой, литературной, по форме и тону должна быть вежливой, особенно во внимание требует четкость и простота речи.
Каждое слово родителей и воспитателей должно быть значимым, помогать ребенку познавать окружающий мир и осваивать язык речи. Хорошо если родители выражают свою любовь к ребенку не только физическом уходе за ним, но и вы речи и эмоциональном общении: участливо разговаривают с ним, беседуют и играют. Речь детей зависит от форм и особенностей речи людей, с которыми они живут и общаются. Подражая взрослым, дети перенимают все точности произношения. Поэтому, в первую очередь, речь детей зависит от воспитателей и их родителей.