Папки-передвижки

Опыт работы «Развитие речевой компетенции дошкольников через организацию деятельности в мини-лаборатории»

Чирохина Ольга Николаевна
Опыт работы «Развитие речевой компетенции дошкольников через организацию деятельности в мини-лаборатории»
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие речевой компетенции дошкольников через организацию деятельности в мини-лаборатории

Существует несколько определений речевой компетенции. Для характеристики речевой компетенции детей дошкольного возраста я остановилась на определении А. Богуша.

Речевая компетенция – это умение адекватно и уместно практически пользоваться речью в конкретных ситуациях (высказывать свои мысли, желания, намерения, просьбы и т. д.)

Анализ научной литературы свидетельствует о том, что речевая недостаточность у детей с ОНР проявляется в невозможности оперировать языковыми средствами общения.

Темочки:

В речи детей существует следующие проблемы:

• односложная, состоящая из простых предложений речь;

• неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение;

• недостаточный словарный запас;

• бедная диалогическая речь: дети не способны грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ;

• неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами;

• отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов

Развитие речевой компетенции у детей с ОНР требует специализированной, целенаправленной работы. Основную работу по данному направлению ведет учитель-логопед, а и мы, воспитатели, также стараемся использовать разные режимные моменты для развития речи детей. Одним из таких моментов нами была выбрана деятельность детей в мини-лаборатории.

Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.

Опытно-экспериментальная деятельность интересна дошкольникам, и этот интерес мы решили использовать в решении проблем в речевого развития детей.

Целью нашей работы стало: создание условий для развития речевых компетенций старших дошкольников через организацию деятельности в мини-лаборатории.

Исходя из цели были, определены задачи:

• способствовать расширению словарного запаса и обогащению активного словаря;

• способствовать формированию и совершенствованию грамматического

оформления речи;

• способствовать формированию навыков словообразования;

• способствовать формированию коммуникативных умений;

• создавать условия для обучения диалогической и монологической речи;

• обеспечить развитие познавательных интересов, расширение кругозора, умение экспериментировать;

• способствовать развитию умения наблюдать и осмысливать предметы и

явления окружающей действительности.

Работу по развитию речевых компетенций в процессе исследовательской

деятельности у детей старшего дошкольного возраста мы решили построить по этапам, от простого к сложному.

На I этапе обучения (сентябрь-декабрь) предполагается овладение детьми навыками составления простых предложений по вопросам, демонстрируемым действиям, с последующим составлением коротких рассказов; совершенствовать навыки ведения диалога; обучение составлению простого описания предмета.

На II этапе (январь-апрель) идет обучение детей составлению коротких

рассказов с опорой на сложные схемы опытов, рассказов-описаний.

Главная задача этого этапа - развитие самостоятельной связной речи

детей. Особое внимание уделяется упражнениям по составлению сложных

сюжетных рассказов с опорой на схему, сочинений на основе личного

опыта экспериментирования.

Работу по решению поставленных задач мы начали с организации предметно- развивающей среды в группе. Пересмотрели расположение и наполняемость уголка опытно-экспериментальной деятельности, вследствие чего он был перенесен в новое место и дополнен новыми материалами. Мини-лаборатория есть в каждой группе, но мне хотелось показать, как использовать его содержание для развития речи детей.

В нашей «мини-лаборатории» имеются приборы – «помощники», природный материал, бросовый материал, красители, медицинские материалы и т. п. В ходе практической деятельности с материалами дети подбирают сенсорные признаки, слова с противоположными значениями, слова – синонимы (при взвешивании: легкий – тяжелый, при рассматривании в микроскоп и через лупу: далеко – близко, при измерении с помощью рулетки: длинный – короткий, при наблюдении за всходами: быстро – медленно и т. д., знакомятся со свойствами материалов, природными явлениями и объектами.

Рассматривая коллекции ткани, камней, фантиков, насекомых дети узнают новые названия, учатся задавать вопросы, составлять небольшие описательные загадки (это насекомое маленькое, черного цвета, у него прозрачные крылья).

Экспериментируя с песком (сухим, мокрым, кинетическим, дети познают его свойства и качества, учатся устанавливать причинно – следственные и другие отношения между песком и разными предметами, стремятся рассказать об этом родителям, составляя небольшой рассказ: песок – это сыпучий материал. Он состоит из маленьких твердых песчинок; из сухого песка трудно что – либо сделать, а из мокрого можно лепить).

Манипулируя с маленькими зеркалами, можно не только «ловить» лучик света и направлять «солнечного зайчика» в разные места группы, но и закреплять в речи слова, обозначающие пространственное расположение: слева, справа, внизу, вверху, а также употреблять предлоги: на столе, под стулом, в коробке, около шкафа, над телевизором и т. д.

Накладывая цветные стеклышки друг на друга, дети не только учатся смешивать цвета, но и учатся согласовывать существительные с прилагательными, рассматривая различные предметы: игра «Что ты видишь?» «Я вижу: красный стол, красную куклу, красное дерево, красные кубики…

Играя с весами, дети не только знакомятся с таким свойством предметов, как легкий – тяжелый, но и учатся согласовывать числительные с существительными: игра «Посчитай-ка!» (один кубик, два кубика, пять кубиков, а также составлять предложения с союзом: монетка легкая, а гайка тяжелая, пластмассовый болтик лёгкий, а металлический тяжелый.

В уголке познавательно-исследовательской деятельности есть лэпбуки, рассматривая которые, ребята пополняют и систематизируют знания о предметах и объектах окружающего мира. Лепбук «Вода», например, знакомит детей со свойствами воды, её агрегатными состояниями, с состояниями воды в природе (обогащение словаря за счет слов: иней, роса, снег, дождь, лед и др., ребята вспоминают названия сказок, в которых встречается вода, как человек использует воду, знакомятся с пословицами и поговорками о воде, подбирают однокоренные слова (вода – водный – водяной – водоем).

Также у нас имеются наборы для самостоятельных несложных опытов: с водой, с магнитами, с песком, а также протоколы для фиксации результатов этих опытов. Протокол, как опорная схема, помогает составить ребенку небольшой рассказ о том, что он делал и какие у него получились результаты. А если предложить двум ребятам провести один и тот же опыт с фиксацией результатов, то можно организовать между ними диалог, побуждать задавать вопросы и отвечать на них с опорой на протокол: «у тебя монетка примагнитилась?» У меня примагнитилась, а у тебя скрепка примагнитилась?»

Для самостоятельного проведения несложных опытов детьми мы изготовили схемы, которые помогают строить простые предложения, предположения: два магнита примагничиваются друг к другу, линейка не примагничивается к магниту, скрепка примагничивается к магниту; а в дальнейшем строить сложно- подчиненные предложения с причинно-следственными связями: ластик не примагничивается к магниту, потому что он резиновый.

В уголке познавательно-исследовательской деятельности «живет» герой – «Умная сова», которой можно задавать вопросы, возникшие в ходе эксперимента (например, для нагревания воды, использовали свечу, возник вопрос: из чего сделана свеча и почему она плавится) Сова стимулирует детей правильно и грамотно задавать вопросы.

Выделили место для создания мини музея. Организовали экспозицию «Свойства воздуха», целью которой было не только расширить представление об окружающем мире, развить любознательность, но и формировать умение задавать вопросы, (почему сюда поставили парусник, зачем здесь фен и др.) побуждать самостоятельно находить ответы на вопросы через индивидуальные задания и поручения, рассказывать сверстникам о том, что узнал сам, т. е. строить небольшой рассказ. Детей очень заинтересовал экспонат, который принес Андрей. Вопросы дети задавали разные: Что это? Как он работает? В нем что, есть батарейки? А кто тебе помогал его делать? Андрей отвечал на вопросы, а потом подготовил небольшой рассказ о своем экспонате, для тех детей, которые отсутствовали на момент создания выставки.

Практика показала, что в процессе познавательно-исследовательской деятельности наблюдается положительная динамика речевого развития воспитанников. У детей увеличился словарный запас, формируется умение выстраивать простые предложения, умение задавать вопросы, делать самостоятельно выводы и строить небольшой рассказ.

Достоинство познавательно – исследовательской деятельности заключается в том, что она дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы, стимулирует речевое развитие.

Т. о. начатую работу планируем продолжать. Мы приобрели и изготовили наборы для более сложных опытов, планируем изготовить более сложные схемы для составления сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, будем дальше обучать детей рассказыванию на основе экспериментальной деятельности, а также привлекать родителей к созданию выставок в мини-музее для стимуляции познавательно- речевого развития.

Публикации по теме:

Опыт работы по теме «Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников» Обобщенный опыт работы по теме: «Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников". Под.

Фотоотчет «Формирование правильной речи у детей с ФФН через организацию деятельности по сенсорно-моторному развитию»Фотоотчет «Формирование правильной речи у детей с ФФН через организацию деятельности по сенсорно-моторному развитию» Речь – одна из линий развития ребёнка. При помощи речи ребёнок может выразить свои желания, мысли, требования. Но этот чудесный дар природы.

Опыт работы «Творческое развитие речи детей через театрализованную деятельность» .

Консультация «Развитие речевой деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования» Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно.

Опыт работы по конструированию «Развитие конструктивных способностей младших дошкольников» Тема опыта: «Развитие конструктивных способностей младших дошкольников». «Конструируя, ребёнок действует, как зодчий, возводящий здание.

Проект «Развитие творческих способностей у старших дошкольников через нетрадиционные техники в изобразительной деятельности»Проект «Развитие творческих способностей у старших дошкольников через нетрадиционные техники в изобразительной деятельности» Предлагаю вашему вниманию проект, целью которого является создание условий для художественно-творческой деятельности детей, стимулирования.

Раскрытие потенциала личности дошкольников, через организацию кружковой работы «Умелые ручки»Раскрытие потенциала личности дошкольников, через организацию кружковой работы «Умелые ручки» Таланты трудно распознать, Не всякий может в них поверить. Таланты надо воспитать, Их надо развивать, в них верить. Простую истину признать.

Развитие художественно-творческих способностей детей с ОВЗ через организацию кружковой деятельности по вышивкеРазвитие художественно-творческих способностей детей с ОВЗ через организацию кружковой деятельности по вышивке Цель • Создание оптимальных условий для развития индивидуальности ребёнка, его художественно - творческих способностей и коммуникативных.

Развитие игровой деятельности детей через реализацию годового проекта коммуникативно-речевой направленности Развитие игровой деятельности детей через реализацию годового проекта коммуникативно-речевой направленности. Главная особенность дошкольного.

Опыт работы на тему «Развитие ребенка через игру «Марблс»Опыт работы на тему «Развитие ребенка через игру «Марблс» Развитие ребенка через игру «Марблс»21 век - век компьютерных технологий. С первых месяцев жизни ребенок сталкивается с благами цивилизации,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Развитие речевой компетенции дошкольников через организацию деятельности в мини-лаборатории»
Опубликовано: 12 февраля 2020 в 22:43
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Развитие речевой компетенции дошкольников через организацию деятельности в мини-лаборатории»» (включая файлы) размещена пользователем Чирохина Ольга Николаевна (УИ 294697) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД