Чирохина Ольга Николаевна
Опыт работы «Развитие речевой компетенции дошкольников через организацию деятельности в мини-лаборатории»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речевой компетенции дошкольников через организацию деятельности в мини-лаборатории
Существует несколько определений речевой компетенции. Для характеристики речевой компетенции детей дошкольного возраста я остановилась на определении А. Богуша.
Речевая компетенция – это умение адекватно и уместно практически пользоваться речью в конкретных ситуациях (высказывать свои мысли, желания, намерения, просьбы и т. д.)
Анализ научной литературы свидетельствует о том, что речевая недостаточность у детей с ОНР проявляется в невозможности оперировать языковыми средствами общения.
Публикация «Опыт работы „Развитие речевой компетенции дошкольников через организацию деятельности в мини-лаборатории“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
В речи детей существует следующие проблемы:
• односложная, состоящая из простых предложений речь;
• неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение;
• недостаточный словарный запас;
• бедная диалогическая речь: дети не способны грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ;
• неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами;
• отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов
Развитие речевой компетенции у детей с ОНР требует специализированной, целенаправленной работы. Основную работу по данному направлению ведет учитель-логопед, а и мы, воспитатели, также стараемся использовать разные режимные моменты для развития речи детей. Одним из таких моментов нами была выбрана деятельность детей в мини-лаборатории.
Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.
Опытно-экспериментальная деятельность интересна дошкольникам, и этот интерес мы решили использовать в решении проблем в речевого развития детей.
Целью нашей работы стало: создание условий для развития речевых компетенций старших дошкольников через организацию деятельности в мини-лаборатории.
Исходя из цели были, определены задачи:
• способствовать расширению словарного запаса и обогащению активного словаря;
• способствовать формированию и совершенствованию грамматического
оформления речи;
• способствовать формированию навыков словообразования;
• способствовать формированию коммуникативных умений;
• создавать условия для обучения диалогической и монологической речи;
• обеспечить развитие познавательных интересов, расширение кругозора, умение экспериментировать;
• способствовать развитию умения наблюдать и осмысливать предметы и
явления окружающей действительности.
Работу по развитию речевых компетенций в процессе исследовательской
деятельности у детей старшего дошкольного возраста мы решили построить по этапам, от простого к сложному.
На I этапе обучения (сентябрь-декабрь) предполагается овладение детьми навыками составления простых предложений по вопросам, демонстрируемым действиям, с последующим составлением коротких рассказов; совершенствовать навыки ведения диалога; обучение составлению простого описания предмета.
На II этапе (январь-апрель) идет обучение детей составлению коротких
рассказов с опорой на сложные схемы опытов, рассказов-описаний.
Главная задача этого этапа - развитие самостоятельной связной речи
детей. Особое внимание уделяется упражнениям по составлению сложных
сюжетных рассказов с опорой на схему, сочинений на основе личного
опыта экспериментирования.
Работу по решению поставленных задач мы начали с организации предметно- развивающей среды в группе. Пересмотрели расположение и наполняемость уголка опытно-экспериментальной деятельности, вследствие чего он был перенесен в новое место и дополнен новыми материалами. Мини-лаборатория есть в каждой группе, но мне хотелось показать, как использовать его содержание для развития речи детей.
В нашей «мини-лаборатории» имеются приборы – «помощники», природный материал, бросовый материал, красители, медицинские материалы и т. п. В ходе практической деятельности с материалами дети подбирают сенсорные признаки, слова с противоположными значениями, слова – синонимы (при взвешивании: легкий – тяжелый, при рассматривании в микроскоп и через лупу: далеко – близко, при измерении с помощью рулетки: длинный – короткий, при наблюдении за всходами: быстро – медленно и т. д., знакомятся со свойствами материалов, природными явлениями и объектами.
Рассматривая коллекции ткани, камней, фантиков, насекомых дети узнают новые названия, учатся задавать вопросы, составлять небольшие описательные загадки (это насекомое маленькое, черного цвета, у него прозрачные крылья).
Экспериментируя с песком (сухим, мокрым, кинетическим, дети познают его свойства и качества, учатся устанавливать причинно – следственные и другие отношения между песком и разными предметами, стремятся рассказать об этом родителям, составляя небольшой рассказ: песок – это сыпучий материал. Он состоит из маленьких твердых песчинок; из сухого песка трудно что – либо сделать, а из мокрого можно лепить).
Манипулируя с маленькими зеркалами, можно не только «ловить» лучик света и направлять «солнечного зайчика» в разные места группы, но и закреплять в речи слова, обозначающие пространственное расположение: слева, справа, внизу, вверху, а также употреблять предлоги: на столе, под стулом, в коробке, около шкафа, над телевизором и т. д.
Накладывая цветные стеклышки друг на друга, дети не только учатся смешивать цвета, но и учатся согласовывать существительные с прилагательными, рассматривая различные предметы: игра «Что ты видишь?» «Я вижу: красный стол, красную куклу, красное дерево, красные кубики…
Играя с весами, дети не только знакомятся с таким свойством предметов, как легкий – тяжелый, но и учатся согласовывать числительные с существительными: игра «Посчитай-ка!» (один кубик, два кубика, пять кубиков, а также составлять предложения с союзом: монетка легкая, а гайка тяжелая, пластмассовый болтик лёгкий, а металлический тяжелый.
В уголке познавательно-исследовательской деятельности есть лэпбуки, рассматривая которые, ребята пополняют и систематизируют знания о предметах и объектах окружающего мира. Лепбук «Вода», например, знакомит детей со свойствами воды, её агрегатными состояниями, с состояниями воды в природе (обогащение словаря за счет слов: иней, роса, снег, дождь, лед и др., ребята вспоминают названия сказок, в которых встречается вода, как человек использует воду, знакомятся с пословицами и поговорками о воде, подбирают однокоренные слова (вода – водный – водяной – водоем).
Также у нас имеются наборы для самостоятельных несложных опытов: с водой, с магнитами, с песком, а также протоколы для фиксации результатов этих опытов. Протокол, как опорная схема, помогает составить ребенку небольшой рассказ о том, что он делал и какие у него получились результаты. А если предложить двум ребятам провести один и тот же опыт с фиксацией результатов, то можно организовать между ними диалог, побуждать задавать вопросы и отвечать на них с опорой на протокол: «у тебя монетка примагнитилась?» У меня примагнитилась, а у тебя скрепка примагнитилась?»
Для самостоятельного проведения несложных опытов детьми мы изготовили схемы, которые помогают строить простые предложения, предположения: два магнита примагничиваются друг к другу, линейка не примагничивается к магниту, скрепка примагничивается к магниту; а в дальнейшем строить сложно- подчиненные предложения с причинно-следственными связями: ластик не примагничивается к магниту, потому что он резиновый.
В уголке познавательно-исследовательской деятельности «живет» герой – «Умная сова», которой можно задавать вопросы, возникшие в ходе эксперимента (например, для нагревания воды, использовали свечу, возник вопрос: из чего сделана свеча и почему она плавится) Сова стимулирует детей правильно и грамотно задавать вопросы.
Выделили место для создания мини музея. Организовали экспозицию «Свойства воздуха», целью которой было не только расширить представление об окружающем мире, развить любознательность, но и формировать умение задавать вопросы, (почему сюда поставили парусник, зачем здесь фен и др.) побуждать самостоятельно находить ответы на вопросы через индивидуальные задания и поручения, рассказывать сверстникам о том, что узнал сам, т. е. строить небольшой рассказ. Детей очень заинтересовал экспонат, который принес Андрей. Вопросы дети задавали разные: Что это? Как он работает? В нем что, есть батарейки? А кто тебе помогал его делать? Андрей отвечал на вопросы, а потом подготовил небольшой рассказ о своем экспонате, для тех детей, которые отсутствовали на момент создания выставки.
Практика показала, что в процессе познавательно-исследовательской деятельности наблюдается положительная динамика речевого развития воспитанников. У детей увеличился словарный запас, формируется умение выстраивать простые предложения, умение задавать вопросы, делать самостоятельно выводы и строить небольшой рассказ.
Достоинство познавательно – исследовательской деятельности заключается в том, что она дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы, стимулирует речевое развитие.
Т. о. начатую работу планируем продолжать. Мы приобрели и изготовили наборы для более сложных опытов, планируем изготовить более сложные схемы для составления сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, будем дальше обучать детей рассказыванию на основе экспериментальной деятельности, а также привлекать родителей к созданию выставок в мини-музее для стимуляции познавательно- речевого развития.