Светлана Еремеева
Развитие речевого дыхания во второй младшей группе (3–4 года)
Правильное дыхание важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Источником образования речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.
Публикация «Развитие речевого дыхания во второй младшей группе (3–4 года)» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речевого дыхания
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Речевое дыхание в процессе речи отличается от обычного (физиологического) дыхания :
- более быстрый вдох и замедленный выдох,
- значительным увеличением дыхательного объема,
- преимущественно ротовой тип дыхания.
Для малышей такой тип дыхания дается очень сложно, их речь прерывиста, паузы не точны, отсутствует выразительность.
Малышей необходимо научить правильно дышать, что будет способствовать правильному речеобразованию.
Существует очень простая техника постановки речевого дыхания :
- воздух набирать через нос
- плечи не поднимать
- выдох должен быть длительным и плавным
- необходимо следить за тем, чтобы не надувались щеки (в первое время щеки можно придерживать руками)
- нельзя много раз подряд выполнять упражнения, так как это может привести к головокружению.
Основная задача, на которую направлены упражнения по развитию речевого дыхания – это формирование у ребёнка сильного и плавного выдоха ртом. Для отработки правильного дыхания, используются различные игры-тренажеры.
Можно широко применять игры на развитие речевого дыхания и во время прогулки в теплое время года.
У малышей можно широко использовать игры-упражнения, объединяющие комплекс дыхательной и голосовой гимнастики во время утренней зарядки.
Маятник
Ребёнок стоит прямо, ноги на ширине плеч, руки подняты вверх, взяты в замок. Делает вдох, затем наклоняет корпус тела в сторону и на выдохе говорит: «Буммм».
Водитель.
Ребенок стоит прямо, ноги расставлены врозь, руки вытянуты вперёд, кулачки сжаты. Сделав вдох, малыш начинает вращать кулаки друг вокруг друга, и на выдохе говорить произносить звук «р-р-р-р», имитируя звук запускающегося двигателя.
Хлопушка.
Дети стоят на коленях, их руки опущены вдоль туловища. Сделав вдох, они разводят руки в стороны, а потом, выдыхая, сводят руки и хлопают в ладоши, при этом громко сказав «Хлоп!»
От развития речевого дыхания во многом зависит формирование у ребенка связной речи, а именно правильное звукопроизношение, способность поддерживать нормальную громкость речи, ее плавность и интонационная выразительность. Уделяя внимание постановке правильного речевого дыхания малыша в раннем детстве, можно избежать многих речевых нарушений в будущем.