Катерина Ильина
Консультация «Развитие ребенка от 4 до 5 лет. Осваиваем велосипед, гимнастика, развитие речи, мышления»
▼ Скачать + Заказать документы
В этом возрасте коренастый пухленький малыш превращается в стройного, гибкого и ловкого ребенка, который умеет прыгать на одной ножке, лазать по шведской стенке, играть с мячом, а нередко даже и плавать.
Осваиваем двухколесный велосипед
Если ребенок 4-5 лет еще ни разу не садился на велосипед, начинать следует с маленького четырехколесного с приставными колесиками. Седло надо отрегулировать по высоте так, чтобы малыш мог сидя доставать носками до земли, а колесики чтобы были примерно на 5 см выше обода большого колеса и подключались, только когда ребенок заваливается.
Публикация «Консультация „Развитие ребенка от 4 до 5 лет, Осваиваем велосипед, гимнастика, развитие речи, мышления“» размещена в разделах
- Велосипед для детей
- Гимнастика для детей. Утренняя, оздоровительная, зарядка
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Средняя группа
- Темочки
Поначалу предпочтительнее ножной тормоз. Ручной небезопасен: при резком торможении велосипед может перевернуться. На руль необходимо закрепить звонок и зеркало заднего вида. Оденьте ребенка в джинсовые брюки и куртку, чтобы защититься от ссадин. Не помешает и велосипедный шлем. Конечно, сначала малыш будет ездить медленно и серьезные травмы маловероятны, но надо с самого начала приучать его к разумной осторожности. Учиться лучше всего в парке, на ровных грунтовых дорожках, вдали от машин.
Когда ребенок научится крутить педали, трогаться с места, поворачивать и тормозить, можно открутить колесики и дать ему попробовать ездить без них.
Чтобы научить малыша держать равновесие, придется побегать за ним, придерживая велосипед за седло. Родители изобретают всякие хитрые приспособления, чтобы не двигаться на полусогнутых, - закрепляют на седле держатели, обматывают его скакалкой. Но в любом случае обычно требуется 4-5 дней, чтобы ребенок понял, что к чему. Постепенно вы начинаете давать ему стартовый разгон, после чего отпускаете, он проезжает какое – то расстояние и тормозит. Позже малыш научится разгоняться сам.
«Правило маленького слоненка»
Ребенок на двухколесном велосипеде становится очень мобильным. Чтобы не потеряться, научите его «правилу маленького слоненка». Слоны – замечательные родители, они всем стадом защищают малышей от хищников. Для того чтобы оставаться в безопасности, слоненку достаточно не терять родителей из виду. А для этого он должен периодически проверять, видит ли их, и не убегать туда, откуда их не видно, ведь тогда и они тоже не смогут увидеть его.
!Велосипед – отличный повод научить малыша соблюдать правила дорожного движения.
Займемся гимнастикой
Упражнения с обручем
1. Встать в обруч, ноги на ширине плеч. Присесть, поднять обруч до пояса, наклониться вправо-влево («как неваляшка», выпрямиться. Присесть, опуская обруч на пол, - выдох. Выпрямиться – вдох.
2. Стоя на четвереньках, руки в обруче, передвигаться приставным шагом по окружности. Обойти весь обруч. Немного отдохнуть и снова обойти его на четвереньках, но уже двигаясь в другую сторону.
3. Держа обруч перед собой, повернуться сначала вправо, а затем влево. Дыхание произвольное.
4. Только обруч так, чтобы он покатился по полу. Побежать за ним, догнать и поймать.
5. Обруч в руках, упирается в пол. Поднять обруч вверх, потянуться за ним. Опустить его сначала к плечам, а затем на пол.
Упражнение с мячом
1. Встать, ноги на ширине плеч, мяч держать перед собой в одной руке. Перебрасывать его по дуге из одной руки в другую.
2. Встать, ноги на ширине плеч, руки вперед, мяч перед грудью. Наклониться вниз, вправо, прокатить мяч вокруг правой ноги, делая длительный выдох. Выпрямиться, вдохнуть. Повторить в другую сторону.
3. Встать на четвереньки, мяч перед ногами. Сделать 5-8 шагов вперед, толкая мяч ногами, а затем 5-8 шагов назад, толкая мяч руками.
4. Встать сбоку от мяча и перепрыгнуть через него на двух ногах.
5. Сесть на пол, мяч зажать между ступнями. Опереться правой рукой о пол. Не сдвигая ноги с места, повернуть корпус вправо, левой рукой коснуться пола рядом с правой рукой – выдох. Вернуться в исходное положение – вдох. Повторить в другую сторону.
Мяч хорош тем, что подходит не только для спортивного зала и других закрытых помещений. В него очень весело играть во дворе, в парке, на лужайке или на пляже.
Упражнения со стулом
1. Сесть на стул задом наперед, положить руки на спинку. Развести руки, повращать ладонями вверх-вниз, принять исходное положение – выдох.
2. Сесть на стул. Держась за сиденье, поднять правую ногу вверх, вытягивая носок, - выдох. Опустить – вдох. Повторить с другой ноги.
3. Встать боком к стулу, опереться на него одним коленом. Руки на поясе. Наклониться к ноге, стоящей на полу, - выдох, выпрямиться – вдох. Можно помогать себе руками. Сделать 3-4 наклона и поменять ногу.
4. Сидя на краешке стула и держась руками за сиденье, аккуратно приподняться и сесть на корточки – выдох. Вернуться в исходное положение – вдох.
Развитие монологической речи
Маленькие дети обычно хорошо чувствуют ритм и рифму и без труда заучивают длинные стихи, даже не совсем для них понятные. Так, Д. С. Мережковский вспоминает, что в детстве воспринимал строчку из стихотворения М. Ю. Лермонтова «По небу полуночи ангел летел» как «По небу, по луночи ангел летел» и был уверен, что луночь – это лунная ночь. Но это лишь показывает, насколько уже развиты речь и мышление ребенка, - он с легкостью заполняет непонятное осмысленным содержанием.
Если ребенок расслаблен и никого не стесняется, он любит поговорить, рассказать о том, что с ним происходило интересного. Рассказывать без посторонних подсказок малыш может очень долго и красочно. Играя сам с собой, он часто бубнит себе под нос, комментирует игру, описывая не только действия, но и переживания персонажей. Русский психолог Л. С. Выготский в своих исследованиях показал, что эти монологи, так называемая «эгоцентрическая речь» (то есть речь «для себя», - зародыш внутренней речи, которая сопровождает мышление и деятельность взрослых людей. Она используется, в частности, для решения задач в уме, мысленного планирования, запоминания и припоминания. Малыш буквально «думает вслух». Поэтому взрослым не стоит критиковать идеи ребенка, высказанные в таких монологах, а тем более стыдить его, если, по мнению родителей, он говорит что-то глупое или не приличное: мысли вслух, как и мысли про себя, - дело интимное. Вообще, когда ребенок достигает возраста 4 лет, следует начинать уважать его мнение (это не обязательно соглашаться с ним, иногда достаточно признать: «Ты так думаешь», иначе малышу будет трудно выстроить границы, различить мнение родителей и свое собственное и вся автономность, завоеванная в ходе кризиса 3 лет, будет потеряна.
Дальнейшее усложнение речи
Ребенок уже усвоил все грамматические формы русского языка, хотя еще может ошибаться в сложных и незнакомых словах, а также в исключениях. Он пытается объяснить значение слова на своем, примитивном уровне и иногда бывает очень изобретателен. Например: «Надо говорить не молоток, а колоток, ведь им колотят». В таком случае можно рассказать малышу, что действительно было такое древнее слово, которое обозначало деревянный молоток, но позже его заменили на «колотушку». Название же «молоток» произошло от слова «молотить» - сильно бить. Так раньше молотили хлеб – били колосья цепями, чтобы выбить из них зерна. Этому слову родственно слово «молоть», то есть измельчать.
Рассказы по картинкам
Для развития речи в этом возрасте очень полезно составлять рассказы по картинкам.
1. Подберите или нарисуйте картинки, где в изображении есть какие-то ошибки. Например, дети купаются летом в речке в шубах, шапках и даже на лыжах; девочка в лесу собирает в корзину маленькие домики, растущие под кустами; доктор из шприца наклеивает на руку малыша картинку; мальчик катается на велосипеде с квадратными колесами; чайник с носиком, повернутым вниз; щенок с тремя ушами и т. д.
Сначала спросите ребенка, что на этих картинках неправильно. А потом, если малыш любит фантазировать, поинтересуйтесь: «А как такое могло получиться?» Например: «Доктор изобрел специальный веселый шприц, чтобы дети больше не боялись уколов»; «Ребята вышли гулять зимой, а добрый волшебник решил пошутить и превратил зиму в лето»; «Это такие специальные домики – их сажают на огороде и поливают, и из них вырастают большие дома»; «Мальчик готовится выступать в цирке»; «Это не чайник, это умывальник»; «За спиной щенка спрятался второй щенок».
2. Существуют большие картины с множеством смешных ошибок, которые нужно обнаружить. Есть и картинки с другими заданиями: найти отличия между двумя изображениями или спрятанные однотипные предметы (например, 15 яблок).
3. Познакомьте малыша с замечательной книгой Николая Радлова «Рассказы в картинках». Подписи сначала не читайте. Пусть ребенок сам догадается, что произошло. Если его версия окажется особенной удачной – запишите ее и подклейте рассказ в книгу.
4. Комиксы не сложно делать самим. Можно придумать увлекательную историю, используя фотографии ребенка, картинки, вырезанные из журналов, наклейки или фотошоп. Темы могут быть как взятыми из реальной жизни, так и фантастическими. Все зависит от вашей фантазии и пожеланий малыша. Позже, когда ребенок научится читать, сделайте под картинками короткие подписи. Вполне вероятно, что эта самодельная книга долгое время будет у ребенка любимой.
! Разгадывание ребусов является хорошей подготовкой к чтению.
В 1930-е годы в журнале «Чиж» печатались замечательные комиксы по Умную Машу – девочку, которая неизменно находила выход из любой ситуации.