Катерина Ильина
Консультация «Развитие ребенка от 3 до 4 лет. Гимнастика, развитие мышления, речи, кризис 3 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Физические упражнения
В этом возрасте дети уже достаточно смышлены, чтобы усвоить концепцию соревнований. Главное, чтобы они понимали: состязание – это просто игра. Выигрывать, безусловно, приятно, но и тот, кто проиграл, вовсе не становится от этого плохим или менее любимым.
1. Поставьте 5-7 кеглей на большом расстоянии друг от друга. Нужно пробежать между ними «змейкой» и не сбить их. Постепенно сдвигайте кегли.
2. Сделайте бабочку и подвесьте ее на нитке. Держите бабочку над головой ребенка, и пусть он ее ловит: сначала правой рукой, потом – левой. Постепенно увеличивайте высоту.
Публикация «Консультация „Развитие ребенка от 3 до 4 лет, Гимнастика, развитие мышления, речи, кризис 3 лет“» размещена в разделах
- Гимнастика для детей. Утренняя, оздоровительная, зарядка
- Капризы и упрямство детей. Кризис трех и семи лет
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
3. Попросите малыша ударить по воздушному шарику 10 раз, чтобы тот не коснулся земли. А теперь пусть ребенок сделает 4 удара, но уже по двум шарикам. Можно увеличивать количество шаров.
4. Проведите на земле черту и бросайте мяч, кто дальше.
5. Научите ребенка подбрасывать и ловить мяч, придумывая ему разные задания.
6. Можете поиграть с ребенком в детский боулинг, начните с большого количества кеглей, постепенно уменьшая их.
! Чтобы дети не слишком переживали из – за проигрыша, периодически устраивайте «соревнования наоборот» : кто медленнее всех добежит до качелей, кто больше раз бросит мяч мимо корзины и т. д.
Развитие речи и мышления
К 4 годам многие дети начинают правильно произносить все звуки родного языка. Стоит ли родителям беспокоиться, если этого не произошло?
Проверим произношение
Чтобы проверить, овладел ли ваш малыш шипящими (ч, щ, ш, ж) и, пожалуй, самыми коварными звуками – «рь» и «р», попросите его повторить две скороговорки: «Чижик, щука, три леща ищут фишки, трепеща» и «Тридцать три вагона в ряд тараторят, тарахтят». Если произношение хромает, не огорчайтесь. Проконсультируйтесь у хорошего логопеда и выясните, есть ли смысл заниматься сейчас (иногда маленьким детям достаточно трудно справляться с заданиями). И не паникуйте: у вас еще достаточно времени.
Детские неологизмы
В 3года дети начинают задаваться вопросом: «Что значит это слово?»
В их речи появляются фразы в условном наклонении: «Вот бы сейчас был Новый год». Их восприятие мира усложняется, они начинают понимать разницу между фантазиями и реальностью и постигать всю прелесть фантазий. Ребенок также чувствует, что язык, на котором он говорит, подчиняется определенным правилам, и соблюдает их порой столь строго, что…ошибается.
Например, мальчик 3, 5 года говорит: «Один – это человек, а много – это человеки». Когда же его поправляют: «Не человеки, а люди», он тут же называет младшую сестру: «Маленький людь!»
В это период в речи детей появляется множество неправильных, но милых словечек. Например, девочка уговаривает родителей посидеть с ней перед сном: «Я же ваша любля!»
Со временем ребенок, слыша вокруг грамотную речь, научится понимать нюансы словоупотребления и выучит все исключения. Для этого взрослые должны постоянно разговаривать с малышом. Даже если темы, на которые он желает побеседовать, совершенно вам не интересны, постарайтесь, по крайней мере, терпеливо его выслушать.
! Если ребенок спросит, в чем смысл скороговорки про чижика, щуку и трех лещей, не отмахивайтесь, а ответьте ему, что героям, вероятно, очень хочется сыграть в какую-то настольную игру.
Развитие мышления
Ребенок продолжает разбираться с понятиями пространства и времени. Он уже знает, что такое «утро», «день», «вечер», «ночь», «очень» и «не очень», «зима» и «лето» и т. д. Но более точно определить время пока затрудняется. Малыш может сказать, играя на площадке: «Мы пойдем домой очень скоро – часов через сто», и это не будет иронией или намеком, что он хотел бы задержаться подольше. Просто в его понимании «часов через сто» обозначает «через какое – то время».
Ребенок осваивает числа : сначала до пяти, потом до десяти, учится считать подряд и в обратном порядке, а также складывать и вычитать в этих пределах. Он сравнивает количество предметов и их размеры, оттенки цвета (темнее – светлее) и звука (громче – тише).
Как все устроено
В мышлении детей все четче проступают контуры прошлого, настоящего и будущего. Ребенок, хотя и смутно, но уже понимает, что когда-то он был совсем малышом, а со временем вырастет во взрослого дядю или тетю. Если подобная перспектива огорчает ребенка, нужно утешить его, сказав, что на этот счет пока можно не беспокоиться: он не проснется взрослым завтра утром. Он будет расти постепенно, учиться новому, узнавать интересные вещи, осваивать новые игры (не забудьте упомянуть, что взрослые тоже играют, их жизнь не обязательно скучна и монотонна, они могут заниматься любимым делом, и когда придет его время повзрослеть, это покажется ему самой естественной вещью на свете.
В том же ключе можно ответить на вопрос о смерти, если ребенок его задаст : отношение к ней с возрастом меняется, и взрослые постепенно привыкают к мысли о том, что все имеет свой конец, и начинают радоваться тому, что оставят после себя.
Но гораздо интереснее вопрос, как зарождается жизнь, почему появляются новые ростки в огороде, цыплята, щенки, люди. В этом возрасте ребенка интересуют еще не тайны пола и секса, а откуда непосредственно берутся дети. Вы можете продемонстрировать ему фотографии беременных людей и животных, посмотреть вместе фильмы, где роды у животных показаны как красивое и радостное событие. Расскажите, например, что слоны приветствуют новорожденного слоненка, что мать и старшие сестры помогают ему встать на ноги, что вся семья заботится о малыше и защищает его, пока он не превратится в большого сильного слона. Расскажите о птицах, которые высиживают, а потом выкармливают птенцов (только не забудьте упомянуть, что из тех яиц, которые мы едим на завтрак, цыплята вывестись не могут). Расскажите о нежной маме – крокодилице, которая в пасти носит своих малышей к воде, и о жабе под названием пипа суринамская, которая вынашивает икринки на спине. Можете поделиться своим опытом: расскажите, как вы ждали малыша, как хотели угадать, каким он будет, и как были рады его появлению.
Проблемы поведения. Кризис трех лет.
От 3до 4 лет ребенок переживает возрастной кризис, по масштабу и «спецэффектам» очень похожий на подростковый. Это как бы репетиция подросткового бунтарства. Вы наверняка услышите немало советов быть с малышом построже и не распускать его. Однако первым делом следует понять, что происходит с ребенком и как вы можете помочь ему.
«Нет!»
Иногда кажется, что малыша подменили. Еще вчера он был смышленым и покладистым, все понимал и с ним легко можно было договориться. Сегодня же на все ваши предложения, зачастую вопреки здравому смыслу, он отвечает: «Нет!» И когда вы предлагаете альтернативу, тоже слышите: «Нет!» «Пойдем гулять!» - «Нет!» - «Ну тогда оставайся дома». – «Нет! Пойдем гулять!»
Иногда это может доходить до смешного. Родителям удается накормить ребенка кашей, только если они оставляют тарелку на столе и приказывают: «Не смей есть кашу! Тебе нельзя! Даже не пытайся!» Малыш порой понимает, что это игра, но не в силах ее прекратить. Однако чаще всего подобное отрицание не смешно, ведь каждая попытка сделать что-то вместе с ребенком дается боем, причем сам он при этом сильно расстраивается, громко кричит и плачет, падает на пол, стучит ногами. Все это очень утомляет родителей, и они поневоле задумываются о том, что неправильно воспитывали ребенка и избаловали его.
Упрямство
Если же малыш чего-то пожелал сам, он будет настаивать на этом буквально до посинения, причем, скорее всего, сопровождая свои требования криком и слезами. Иной раз нелепость этих желаний просто пугает родителей. Так, например, ребенок может требовать, чтобы ему в чашку сначала наливали заварку, потом насыпали сахар, а потом добавляли кипяток, и отказывается пить чай, приготовленный с нарушением этой «китайской церемонии».
Своеволие
Хотя малышу еще часто не хватает силы и координации, чтобы справиться с простейшими бытовыми делами, он уже считает себя вполне самостоятельным, временами даже слишком. Ему трудно достать что-то с полки, надеть куртку, завязать шнурки. Раньше родители постоянно приходили ему на помощь. Теперь же ребенок отталкивает руку мамы: «Я сам!» Это может выглядеть очень мило, но только тогда, когда вы спешите и у вас нет времени ждать, пока он справится.
Смысл и значение кризиса 3 лет
В этом возрасте в речи ребенка появляется важное новшество – он перестает говорить о себе в третьем лице и осваивает местоимение «я» : не «Вася пошел», а «Я пошел». Малыш понимает, что на свете есть некий «я», которого он может увидеть в зеркале и который обладает свободной волей: желаниями и возможностями для их осуществления. И буквально все проявления данного кризиса – это испытание «я» и прояснение его границ. И отрицание объясняется тем, что ребенок раз за разом выстраивает ситуации, когда его воля противопоставляется воле родителей. Тут важно сознание: «Мама решила так, а я - по-другому». Малыш будет постоянно пытаться испытать новое ощущение – когда ты подчиняешься своей собственной воле.
Что делать?
Нужны ли в данном случае ежовые рукавицы? Сказав ребенку : «У нас не забалуешь!» - мы тем самым дадим ему понять: «Никакого твоего «я» не существует, ты хороший только тогда, когда хочешь того же, что и мы. Не пытайся настоять на своем – это бессмысленно и приведет только к наказанию».
Дальше события могут развиваться по двум сценариям :
Малыш согласится и позже превратится в безропотного и безотказного взрослого, не видящего своих желаний за желаниями родителей (а потом – супруга и детей) и живущего чужой жизнью ради чужого комфорта;
Ребенок с сильным характером будет пытаться протестовать, защищать себя и бороться с родителями из-за каждого пустяка.
Понятно, что оба сценария неблагоприятны. Где же выход?
Признайте логичность желаний и чувств ребенка. «Ты хочешь еще покачаться на качелях. Ты обижен, что я тебе это не разрешаю».
Решите, стоит ли быть категоричным в этот раз. Малышу нужно позволять иногда выигрывать, чтобы он не боялся настаивать на своем, когда вырастет.
Если вы вынуждены отказать (а такое будет случаться очень часто, не мешайте ребенку горевать. Скажите ему (а точнее себе) : «Я понимаю, что ты расстроен. Я тоже огорчаюсь, когда меня отрывают от любимого дела».
Как вести себя во время истерик?
«Да, но зачем вести себя так ужасно? – скажете вы. – Неужели обязательно валяться по полу и бить ногами? Это распущенность». Совсем наоборот – это зародыш самоконтроля. Дети не могут проглотить обиду, как взрослые, им нужно куда-то ее выплеснуть. Бьющийся в истерике ребенок не пытается во что бы то ни стало добиться своего – он уже понял, что это невозможно. Но ему надо выплеснуть пар. Поэтому не нужно требовать от ребенка, чтобы он успокоился, и нанизывать запрет на запрет, наказание на наказание. Постарайтесь увести (унести) его в уединенное место и создать комфортную обстановку, в которой он сможет успокоиться сам. И только после того, как малыш выплачет всю обиду, можно спокойно поговорить с ним о том, что произошло и почему вы запретили ему делать то, что ему хотелось.