Мария Николаевна Кускова
Развитие пространственных представлений у дошкольников с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Пространственные представления – это представления о пространственных и пространственно-временных свойствах и отношениях: величине, форме, относительном расположении объектов.
Развитие пространственных представлений, являющихся сложнейшей, особой, целостной сенсорно-перцептивной способностью закладывается с самого раннего возраста и формируется постепенно. В основе элементарных функций ориентировки в пространстве, возникающих уже в первые месяцы жизни, лежит тесная взаимосвязь двигательных, зрительных, кинестетических и осязательных ощущений (активное осязание руками вместе со зрением). На ранних этапах формирование пространственной ориентации закладывается на основе самостоятельного понимания ребенком чувства собственного тела и двигательной активности в реальном пространстве – представления о расположении внешних объектов по отношению к собственному телу. Как отмечал Л. С. Выготский в книге «Мышление и речь»: «Понятие образуется, когда сформируются ощущения», соответственно, важнейшая задача раннего детства – формирование ощущения пространства.
Публикация «Развитие пространственных представлений у дошкольников с ОНР» размещена в разделах
Когда появляется речь, становится возможным понимание таких слов как «вверху», «сзади», «дальше» и т. д. сначала по отношению к себе, затем по отношению к другим объектам; а также вербальное обозначение пространственных отношений. В дальнейшем, с выделением ведущей руки, что является необходимым добавочным механизмом помимо содружественной деятельности различных анализаторов (А. Р. Лурия, становится возможным правильная, адекватная ориентировка в столь сложном, асимметричном мире. До того времени, пока ведущая рука не будет определена, дети путаются в симметричных сторонах пространства и правильное усвоение пространственных понятий не представляется возможным. Опираясь же на ведущую руку, дети осуществляют сложный анализ пространства и овладевают системой абстрактных пространственных обозначений («влево», «вправо», «слева», «справа» и т. д.). С появлением в активном словаре ребенка слов «влево», «вправо», «вперед», «назад», «близко», «далеко» восприятие пространства поднимается на качественно новый, более высокий уровень. Следующий этап – это формирование способности ориентироваться не только в реальном пространстве окружающей действительности, но и в схематичном пространстве, например, в пространстве листа. Последний этап формирования пространственных представлений - ориентация в так называемом квазипространстве, которое понимается как некоторая упорядоченность в системах знаков и символов. Это, например, представления о времени, понимание логико-грамматических конструкций, понимание художественных текстов, нотная запись. (А. В. Сунцова, С. В. Курдюкова).
Своевременное формирование пространственных функций наряду с другими психическими процессами тесно связано со становлением познавательной деятельности, а следовательно, выяснение связей и отношений между предметами и явлениями окружающей действительности становится основой развития речи. Эта важнейшая взаимосвязь подчеркивалась А. Р. Лурией, Л. С. Выготским, А. Н. Леонтьевым и другими исследователями. Также пространственные представления имеют большое значение для формирования практически всех высших функций: праксиса (адекватно координируемое действие, сопровождающееся развернутым контролем, гнозиса (процесс опознания стимулов разной модальности, устной и письменной речи, зрительно-пространственной памяти и мышления. Следовательно, недостаточность понимания ориентировки в пространстве негативно отражается на состоянии познавательной и речевой деятельности ребенка, вызывает затруднения при овладении школьными навыками.
Современные исследования нейропсихологии выявили, что пространственные представления связаны с работой височно-теменно-затылочной области коры головного мозга, являющейся областью перекрытия отделов мозга по переработке информации зрительной, слуховой и тактильной модальности. Эти зоны играют основную роль в обеспечении сложных симультанных (пространственных) синтезов, объединяя работу нескольких анализаторов (А. В. Сунцова, С. В. Курдюкова). В сложных процессах ориентации в пространстве участвуют как правое, так и левое полушарие. Исследуя состояние пространственных представлений у детей с тяжелыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи; общее недоразвитие речи, осложненное стертой дизартрией, была выявлена недостаточная сформированность этих функций, требующая отдельной коррекционной работы. Ниже приводится набор некоторых игр и увлекательных заданий, предложенных нейропсихологами А. В. Сунцовой и С. В. Курдюковой (к играм предлагается комплект материалов для работы). Включение игр в систему логопедических занятий очень нравится детям, позволяя переключить внимание от основной темы занятия; отдохнуть, используя игры на формирование схемы тела в качестве динамической паузы; постепенно расширяя свои знания и практические навыки, дети сами с удовольствием берут на себя роль взрослого и загадывают свои задания согласно обозначенной игре.
1. На начальном, первом этапе коррекционно-развивающей работы по формированию пространственных представлений отрабатываются упражнения на развитие представлений о схеме собственного тела, как основу для формирования более сложных систем пространственной ориентировки.
«Веселая зарядка»
Цель: закрепление представлений о схеме тела, формирование умения переводить зрительно-гностическое пространство в телесно-гностическое и наоборот.
Оборудование: карточки со схематичным изображением человечков в разных позах.
Ход игры: карточки перемешиваются и кладутся изображением вниз. Карточка показывается ребенку, его задача – быстро принять нарисованную позу. Можно показывать карточки по очереди, ребенок проверяет правильность выполнения.
«На зарядку становись!»
Цель: учить ориентироваться в пространстве своего тела.
Ход игры: ребенку называется последовательность движений, которые он должен совершать. Например: «Подними правую руку вверх…» и т. п. Можно использовать другой вариант: взрослый показывает серию движений, а ребенок проговаривает.
2. Второй этап – ориентировка в окружающем пространстве.
«В поисках клада»
Цель: ориентировка в окружающем пространстве с опорой на схему собственного тела.
Ход игры: в комнате, где проходит занятие, нужно спрятать какую-нибудь вещь (игрушка, книга и т. п.). Ребенку объясняется, как ее найти, следуя четкой инструкции. Инструктируя ребенка, следует произносить как можно больше слов, обозначающих пространственные характеристики среды: вперед, влево, дальше и т. д. Например: «Три шага вперед, повернись налево, два шага вперед, повернись спиной к окну и сделай вправо три шага, присядь и загляни под журнал. Что ты нашел?».
Данная игра может усложняться: ребенку можно предложить превратиться в «сломанного робота», который все команды выполняет наоборот. Это усложнит задачу ребенка.
«Карта сокровищ»
Цель: учить ориентироваться не только в реальном пространстве, но и в схематичном изображении пространства.
Ход игры: вместе с ребенком нарисовать схематичное изображение помещения, где происходит игра, проговаривая вслух, что стоит справа, что слева, что посередине и т. д. Затем на схеме (карте) крестиком обозначается место, где спрятан клад. Ребенка просят помочь найти обозначенное место, сверяясь с картой. Можно также играть в эту игру меняясь ролями: ребенок сам обозначает на карте место клада и рисует стрелками дорогу к нему на плане.
«Разложи предметы»
Цель: учить ориентироваться в пространстве, различать расположение предметов относительно друг друга.
Оборудование: карандаш, тетрадь, ластик и предметы, используемые для раскладывания на столе в соответствии с инструкцией.
Ход игры: ребенок становится помощником продавца и раскладывает товар разными способами, следуя инструкции. Например: положи карандаш на тетрадь; положи тетрадь слева от карандаша, но справа от ластика и т. п.
«Почта»
Цель: развитие умения ориентироваться в пространстве, понимания речевого обозначения пространственных характеристик.
Оборудование: поле для игры (квадрат, разделенный на пять строк и пять столбцов; в каждом маленьком квадратике пронумерованное изображение игрушки) и карточки с «зашифрованными» адресами. Изображения игрушек повторяются в трех цветах – красном, синем и зеленом.
Ход игры: ребенок превращается в почтальона, которому предстоит разнести письма по правильным адресам. Например: справа от адресата расположена машинка; над ним и под ним – медвежата. Или такой «адрес»: все четыре соседа адресата одного цвета, среди них два медвежонка.
3. Третий этап – ориентировка на листе бумаги.
«Волшебный маршрут»
Цель: ориентировка в пространстве листа, закрепление понятия «лево-право», «верх-низ», развитие графомоторных навыков.
Ход игры: на листочке в клеточку под четкие инструкции взрослого от определенной точки в центре листа ребенок должен вести линию, желательно не отрывая карандаш от листа бумаги. В случае правильного выполнения должно получиться какое-то загаданное изображение (например, животного). Если сложно ориентироваться на листе, можно нарисовать символы-подсказки. Например, вверху солнышко, внизу травка и т. д.
«Муха»
Цель: ориентировка в пространстве листа, закрепление понятия «лево-право», «верх-низ», развитие внимания.
Ход игры: в центре поля сидит муха, которая пытается вылететь из клетки. На каждый ход она может пролететь только одну клеточку. Взрослый называет направление ее движения, ребенок внимательно следит. Как только муха вылетает за пределы клетки нужно сразу хлопнуть в ладоши, чтобы ее поймать пока не прозвучал следующий ход. Если же следующий ход уже прозвучал, значит, мухе удалось улететь. Кто же окажется проворнее? Если у ребенка игра идет с затруднениями, то на игровом поле можно пометить верх, низ, лево, право соответствующими буквами. По мере тренировки можно ускорять темп и удлинять маршрут «полета» мухи.
- Для усложнения данной игры опять же можно использовать ситуацию, когда муха вдруг стала непослушной и все делает наоборот. Задача остается прежней – не давать мухе вылететь за пределы поля.
- Усложнение: ребенок диктует взрослому, сидящему напротив, маршрут мухи. Сложность в том, что ребенок должен мысленно развернуть пространство, так как маршрут он диктует по отношению сидящего напротив.
- Еще более сложный вариант: ребенок следит за передвижениями мухи с закрытыми глазами, представляя ее маршрут мысленно.
- При освоении ребенком варианта игрового поля 33, можно усложнить игру, нарисовав поле 44 или 55.
«Пчелка»
Цель: ориентировка в пространстве листа, закрепление понятия «лево-право», «верх-низ», развитие внимания; закрепление образа буквы, формирование образа слова.
Ход игры: игра «Пчелка» аналогична игре «Муха» и будет интересна ребенку, знающему буквы или уже умеющему читать. Его задача – следить за перемещением пчелы по игровому полю в соответствии с инструкцией и запоминать (или записывать) буквы, на которых она останавливается, чтобы потом назвать слово, которое «собрала» пчела. В последующем размер поля может быть увеличен.
«Лабиринт»
Цель: ориентирование в пространстве листа с точки зрения другого, находящегося в иной позиции; развитие внимания.
Ход игры: ребенку необходимо правильно пройти по лабиринту, следуя по маршруту, изложенному в записке. Сложность в том, что ребенок должен ориентироваться в инструкции не со своей позиции, а с точки зрения героя, идущего по нарисованной дороге. В случае затруднения можно использовать игрушку (солдатика например).
4. Четвертый этап – формирование оптико – пространственных представлений.
«Танки»
Цель: развитие пространственных представлений; помогает уменьшить «зеркальность при письме».
Оборудование: лист бумаги размера А4, две шариковые ручки разного цвета.
Ход игры: лист бумаги сложить пополам и провести линию сгиба – получится два ровных поля. Каждый игрок рисует на своем поле по 6 танков. Задача игроков – сбить танки противника. Чтобы сбить танк, игрок на своем поле рисует «снаряд» (жирная точка, стараясь попасть в то пространство, где на соседнем поле нарисован танк противника. Затем складывает листок по линии сгиба и «отпечатывает» точку на поле противника (или отмечает место, где она оказалась). Если «снаряд» отпечатался на танке другого игрока, то танк считается сбитым. Игроки ходят по очереди. Выигрывает тот, кто стрелял точнее и раньше подбил все танки противника.
«Золотой ключик»
Цель: формирование графической (зрительно-пространственной) составляющей образа буквы и слова, развитию внимания.
Ход игры: ребенка просят сравнить каждую фигуру из заданных с ключом (точнее его язычком) и дорисовать красным карандашом те элементы, которых не хватает, так, чтобы буквы стали одинаковые. Из красных линий будут получаться буквы, прочитав которые, ребенок сможет узнать черепашью мудрость. (Правильный ответ: «Песня не гость, а товарищ»).
«Загадочные слова»
Цель: развитие пространственных представлений, формирование графической составляющей образа буквы, развитие внимания.
Ход игры: ребенку предлагается лист со словами, составленными из букв с недостающими элементами. Задача ребенка – дописать слова.
«Разрезные буквы»
Цель: развитие пространственных представлений, формирование образа буквы, развитие внимания.
Ход игры: ребенку предлагаются разрезанные буквы разных цветов. Его задача – выбрать все кусочки одного цвета, узнать букву по элементам и правильно сложить ее.
В случае затруднения используется азбука, чтобы ребенок видел все буквы. Для закрепления же звучания буквы предлагается придумывать вместе с ребенком по три слова, начинающихся с нее или небольшие предложения, где все слова начинаются с этой буквы.
Литература
1. Ахутина Т. В., Пылаева Н. М., Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход. – СПб: Питер, 2008.
2. Выготский Л. С. Психология развития человека. – М. : Эксмо, 2003.
3. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. – М. : Издательский центр «Академия», 2003.
4. Сунцова А. В., Курдюкова С. В. Изучаем пространство с нейропсихологом. – М. : Генезис, 2016.