лариса логинова
Развитие пространственного мышления средствами конструктора Тико у детей старшего дошкольного возраста. Результаты апробации
▼ Скачать + Заказать документы
В главе представлены процедура и результаты опытно – практической работы по исследованию развития пространственного мышления детей старшего дошкольного возраста. Работа осуществлялась в марте 2020 года на базе МБДОУ ПГО «Детский сад № 34» город Полевской. Исследование проходило в старшей группе, «Смешарики», группу посещают дети с 5-6 лет, в количестве 20 человек.
Публикация «Развитие пространственного мышления средствами конструктора Тико у детей старшего дошкольного возраста, Результаты апробации» размещена в разделах
- Конструкторы, занятия с конструкторами
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Тико-конструктор
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция май 2020
На практике использовала методику изучения пространственных представлений Н. Я. Семаго, М. М. Семаго. Данная методика включает в себя следующие показатели исследования:
- исследование представления о пространстве собственного тела по
вертикальной и горизонтальной оси;
- исследование пространственных представлений во взаимоотношении
внешних объектов тела и по отношению собственного тела;
- исследование уровня вербализации пространственных представлений;
- исследование пространственных представлений на уровне
собственного тела в направлении вправо/влево;
исследование лингвистических представлений (пространство языка).
На констатирующем этапе ограничилась такими показателями исследования, как исследование представления о пространстве собственного тела; о взаимоотношении внешних объектов тела; взаимоотношение объектов по отношению к собственному телу; исследование уровня вербализации пространственных представлений; представлений на уровне собственного тела в направлении вправо/влево.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что развитие пространственных представлений у детей находится преимущественно на среднем и низком уровне.
Результаты исследования по выбранным показателям пространственных представлений можно представить в виде сравнительных диаграмм.
Мы видим, что В -3ребенка -25%
С – 5 детей – 42%
Н – 4 ребенка – 33%
В старшем дошкольном возрасте игры с конструкторами способствуют становлению предпосылок учебной деятельности таких, как умение действовать по образцу, ориентироваться на правило и на способ действия. Развитие у детей пространственного мышления и воображения дает возможность в будущем разбираться в чертежах, схемах, планах, развивает способность воссоздавать образ в трехмерном пространстве.
В работе с детьми я использовала конструктор «ТИКО».
Моя работа на практике включала в себя три направления:
1. Создание условий для использования технологии «ТИКО».
В группе создала уголок-конструктивно-модельной деятельности, в котором находятся разнообразные конструкторы, в том числе и «ТИКО».
Для работы с «ТИКО» подобрала методический материал, альбомы, схемы, атрибуты для обыгрывания построек. В уголке с детьми сделали выставку с работ, тематика менялась по желанию детей.
2. Работа с детьми.
При подготовке к занятиям старалась продумать, какой результат может и должен быть у детей, учитывала индивидуальные особенности каждого ребенка, его интересы и возможности, желание.
Как же мы использовали конструктор – «ТИКО» в группе:
- из «ТИКО» – деталей конструировали декорации и персонажей для сказок;
- в физкультурном уголке из «ТИКО» – строили атрибуты для спортивных игр и соревнований;
- в кукольном уголке конструировали мебель;
- в уголках с сюжетно-ролевыми играми «Больница», «Парикмахерская», «Путешествие», «Почта» конструировали игровые атрибуты из «ТИКО» -деталей;
- дети с удовольствием конструировали красочные узоры и орнаменты в уголке изобразительной деятельности;
- в уголке конструктивно-модельной деятельности дети строили из «ТИКО» дома, мосты, гаражи, роботов, ракеты, самолеты, машины.
3. Взаимодействие с родителями.
В своей работе использовала разнообразные формы работы с семьё й:
- консультации : «Что такое конструктор «ТИКО»?»
- ширма для родителей: «Роль конструирования в развитии детей дошкольного возраста»
- мастер класс: «Строим вместе с детьми».
Привлекла родителей к участию в Городском фестивале творчества «ТИКО – БУМ» «Военная техника», который проводился к 75 Победы в Великой Отечественной Войне. Родители с интересом участвовали, с удовольствием собирали из конструктора «ТИКО» военную технику. За что были награждены дипломами 1 и 2 степени, и сертификатами.
Дети с первых минут знакомства с конструктором «ТИКО» активно включились в работу, проявляли познавательный интерес. В силу своей педагогической универсальности «ТИКО» - моделирование служит эффективным средством развивающего обучения, так как включает в себя несколько функций: развивающую, обучающую и развлекательную.
В работе с детьми использовала различные приемы с помощью конструктора «ТИКО» :
- игры на логические закономерности «Что лишнее?», «Расположите фигуры в пространстве», «Продолжите ряд», «Сконструируйте дорожку с узором, чередуя квадраты и прямоугольники (чередуя квадраты трёх цветов) и т. д.»;
- игры на комбинаторику: по цвету, форме;
Знания и умения закрепляла в дидактических играх: «Расскажи про свой узор» (способствует овладению пространственными представлениями (слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади, середина). А так же игры «Справа – слева», «Что изменилось?» (закрепление знаний пространственных представлений «справа-слева», «впереди – сзади»)
В целом, дидактические игры способствовали развитию навыков ориентировки в пространстве. В играх дети развили и закрепили представления о пространстве собственного тела, о взаимоотношении внешних объектов тела, взаимоотношение объектов по отношению к собственному телу, представлений собственного тела в направлении вправо/влево. Таким образом, у дошкольников с помощью игр развивалось пространственное мышление.
После проведенной работы была проведена промежуточная диагностика, которая показала, что уровень сформированности пространственных представлений у детей повысился. Дошкольникам предлагались те же самые задания, что и на констатирующем этапе исследования.
Результаты исследования пространственных представлений на промежуточной диагностике можно представить в виде сравнительных диаграмм.
Они показали, что В - 4 ребенка -33 %
С – 6 детей – 51 %
Н – 2 ребенка – 16 %
За время исследования разработала методические рекомендации, в них представлен комплекс технологических карт для создания плоскостных конструкций. Тематика технологических карт разнообразна – растения, животные, транспорт и т. д. Технологические карты расположены по принципу «от простого к сложному», так как навык «ТИКО» - моделирования развивается в процессе практической работы с конструктором «ТИКО».
Цель данных методических рекомендаций – развитие пространственного мышления у детей старшего дошкольного возраста по средствам конструктора «ТИКО».
Материал предназначен воспитателям, учителям начальных классов, логопедам, психологам, а так же может быть полезен родителям для совместных занятий с детьми. Форма работы: индивидуальная/подгрупповая.
Работа с конструктором «ТИКО» вначале исследования от детей требовало волевых усилий для достижения результата, т. е. получение конкретного продукта деятельности. Но с каждым занятием у детей интерес к конструированию возрастал. Если в начале исследования дети с огромной неуверенностью конструировали и часто требовали помощь воспитателя, то в дальнейшем дети в большей степени самостоятельно справлялись с выполнением заданной конструкции.
Кроме того у детей повысился интерес к конструированию, наблюдались изменения в развитии пространственных представлений. Дети, у которых в начале исследования был выявлен низкий уровень развития, стали правильно определять пространственное положение фигуры, с лёгкостью справлялись с более сложными заданиями,
Проведенная работа и результаты исследования показали эффективность использования технологических карт, дети с удовольствием пользуются конструктором «ТИКО» как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности. В создании фигур или построек дети показывают свою индивидуальность. Воспитанники успешно осваивают «ТИКО» – конструктор в разных направлениях (в познавательном развитии, в театрализации, в математике, в сенсорном развитии).
Работая с технологическими картами, воспитанники успешно овладевают основными приемами умственной деятельности, ориентируются на плоскости и в пространстве, общаются, работают в группе и индивидуально, конструируют поделки как плоскостные, так и объемные, увлекаются самостоятельным техническим творчеством, создают конструкции на различную тематику.
Исследование показало, что работая с технологическими картами развитие пространственного мышления дошкольников происходит непосредственно в игровой деятельности, у детей развивается умение ориентироваться на плоскости и в пространстве, классифицировать и систематизировать материал, развивается способность к комбинированию деталей, пространственное представление и воображение, способность предвидеть результаты своих действий.
В целом, деятельность по развитию пространственного мышления средствами конструктора «ТИКО» у детей старшего дошкольного возраста
способствовала развитию навыков ориентировки в пространстве, усвоению детьми понятий о геометрических фигурах; развитию умений анализировать, сравнивать, классифицировать; умению конструировать в соответствии со схемой и по собственному замыслу. Таким образом, у дошкольников развивалось пространственное мышление.