Мария Емцева
Развитие произвольного внимания дошкольников с задержкой психического развития посредством ниткографии
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема задержки психического развития многие годы является объектом исследований многих ученных. Это связано с тем, что с каждым годом число детей с задержкой психического развития (ЗПР) многократно увеличивается. ЗПР – замедление темпа психического развития с его временной фиксацией на более ранних возрастных этапах. Когнитивное развитие детей данной нозологической категории в значительной степени отстает от нормативного. Недостатки развития познавательной сферы в дошкольном возрасте становятся в будущем причинами плохой успеваемости ребенка в школе. [2]
Публикация «Развитие произвольного внимания дошкольников с задержкой психического развития посредством ниткографии» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Ниткография. Рисование, аппликация, картины из ниток
- Поделки из ниток. Помпоны, пряжа, изонить, ниткография
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
В дефектологической науке изучением и коррекцией ЗПР занимались такие отечественные специалисты, как Т. С. Власова, К. С. Лебединская, М. С. Певзнер, Г. Е. Сухарева, С. Г. Шевченко и др.
Во многих научных трудах, посвященных изучению проблематики задержки психического развития, исследователи отмечают недостаточный уровень развития произвольного внимания в качестве характерного признака данного нарушения. (В. И. Лубовский, М. Н. Назарова, В. Б. Никашина, Л. И. Переслени, Е. А. Стребелева и др.)
Внимание детей дошкольного возраста, имеющих психолого-педагогическое заключение : «ЗПР», достаточно трудно привлечь к какой-либо деятельности, так как оно обладает высокой неустойчивостью. Дети данной нозологической категории крайне рассеяны, на занятиях часто отвлекаются. Существенные недостатки в развитии произвольного внимания у детей с задержкой психического развития проявляются при утомлении, при отсутствии мотивации как к игровой, так и к учебной деятельности. [3]
Многими исследованиями подтверждается тот факт, что изобразительная деятельность оказывает развивающее влияние на многие стороны психики ребенка, в том числе и на произвольное внимание. Однако в работе с детьми, имеющими задержанное психическое развитие, использование только традиционных методов недостаточно эффективно. Чтобы дети продуктивно занимались, их обязательно нужно заинтересовать и замотивировать. Поэтому особое значение в коррекционно-педагогической работе приобретают нетрадиционные техники изобразительной деятельности. Одним из наиболее интересных ее видов является ниткография. Ниткография – это особая техника изображения, в которой нитки используют вместо красок, карандашей и фломастеров. На наш взгляд, использование комплекса упражнений и игр с нитками может повысить эффективность коррекционно-развивающей работы по развитию произвольного внимания детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Для подтверждения нашей гипотезы о том, что ниткография может стать эффективным средством развития произвольного внимания у дошкольников, имеющих задержанное психическое развитие, нами было проведено экспериментальное исследование.
Цель экспериментального исследования заключается в разработке и апробации комплекса упражнений по развитию произвольного внимания дошкольников с задержкой психического развития с помощью ниткографии.
На базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 2 «Аленушка» города Тамбова, где проводилось экспериментальное исследование, была сформирована экспериментальная группа из 5 человек с психолого-педагогическим заключением : «ЗПР» в возрасте 6-7 лет. Эксперимент проводился в 3 этапа.
Первый этап был посвящен обследованию уровня развития произвольного внимания у детей, которые входили в экспериментальную группу. Для этого использовались следующие методики: «Прокалывание кружочков», «Проставь знаки» и «Переплетенные линии». Выбор данных методик обусловлен возможностью обследования всех свойств внимания. Задания каждой методики оценивались по трехбалльной шкале. [1]
В ходе количественного анализа мы выяснили, что у 2 детей (40%) экспериментальной группы был выявлен низкий уровень развития произвольного внимания. Средний уровень развития произвольного внимания был зафиксирован у 3 детей (60%) экспериментальной группы.
Высокий уровень развития произвольного внимания у детей экспериментальной группы на начальном этапе исследования выявлен не был.
Результаты качественного анализа показали, что дети испытывали затруднения в длительном удержании внимания на выполнении задания, с легкостью отвлекались на посторонние шумы, путались в выполнении задания, а также допускали множество ошибок.
Таким образом, проведенное обследование показало, что у большинства детей экспериментальной группы недостаточный уровень развития произвольного внимания.
На втором этапе экспериментальной работы нами был разработан и апробирован комплекс игр и упражнений с использованием ниток. Игры и упражнения, вошедшие в комплекс: «Повтори рисунок нитью», «Только то, что назову», «Съедобное-несъедобное», «Геометрические фигуры», «Найди такой же». Для каждой игры комплекса нами были поставлены цели и разработаны подробные инструкции. Ниже представлена одна из игр комплекса:
Игра «Только то, что назову»
Цель: развитие слухового и зрительного произвольного внимания.
Оборудование: лист с изображениями по лексическим темам (приложение 6, клей ПВА, цветные нитки, ножницы.
Проведение: Ребенку предлагают лист с контурными изображениями по лексической теме. Затем предлагается следующая инструкция: «Внимательно рассмотри все предметы, изображенные на этом листе. Назови их. Когда я назову тебе предмет, ты должен будешь найти все его изображения на этом листе и обвести по контуру ниткой».
В данной игре происходит развитие произвольного внимания за счет того, что ребенку необходимо зрительно искать предметы на листе, при этом стараться внимательно следить за тем, чтобы не пропустить ни одного предмета.
Организация коррекционной работы по развитию произвольного внимания у детей с ЗПР 6-7 лет предполагает проведение игр и упражнений в качестве частей, дополняющих основное занятие. Занятия, включающие игры и упражнения с использованием ниткографии проходили 2 раза в неделю на протяжении 3 недель. Тематика рисунков определялась тематическим планированием, по которому работал учитель-дефектолог. Занятия с использованием подобранного нами комплекса проводились по следующим лексическим темам: «Посуда», «Продукты питания», «Домашние животные».
Применение данного комплекса игра и упражнений предполагает подготовительный этап. На данном этапе учитель-дефектолог рассказывает об истории возникновения ниткографии, о способах выполнения рисунка в этой технике, о правилах ее использования, а затем показывает пример выполнения рисунка. На основном этапе использования комплекса игр и упражнений работа проводится учителем-дефектологом на индивидуальных занятиях.
На третьем этапе экспериментального исследования для того, чтобы определить степень эффективности применения комплекса игр и упражнений с нитками в коррекционно-развивающей работе по развитию произвольного внимания дошкольников с задержкой психического развития нами была проведено повторное обследование уровня развития внимания детей экспериментальной группы. Диагностика проводилась с помощью методик, которые мы использовали на первом этапе эксперимента.
Количественный анализ результатов повторного обследования показал, что процент детей с низким уровнем развития произвольного внимания после применения комплекса игр и упражнений с нитками снизился до 20 % (1 ребенок). Процент детей со средним уровнем развития произвольного внимания повысился до 80% (4 ребенка). Количество детей с высоким уровнем развития произвольного внимания осталось неизменным (не выявлено).
Результаты качественного анализа показали, что дети стали на более длительное время сохранять концентрацию внимания на выполнении задания, стали меньше отвлекаться на посторонние шумы, ошибки в выполнении наблюдались крайне редко.
Таким образом, результатом применения комплекса игр и упражнений в коррекционной работе стало повышение уровня развития произвольного внимания у детей с задержкой психического развития 6-7 лет, входящих в экспериментальную группу. Следовательно, разработанный нами комплекс игр и упражнений с нитками является эффективным средством для развития произвольного внимания дошкольников с задержкой психического развития и может быть рекомендован к широкому применению.
Литература
1. Блинова Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития : Учеб. Пособие. М. : НЦ ЭНАС, 2013
2. Лебединский В. В. Нарушение психического развития в детском возрасте : учеб. пособие для студ. псих. фак. высш. учеб. заведений. М. : Академия, 2003.
3. Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития. / Л. Б. Баряева, И. Г Вечганова, О. П. Гаврилушкина, С. Ю. Кондратьева, И. Н. Лебедева, Е. А. Логинова, Л. В. Лопатина, Н. А. Ноткина, Т. С. Овчинникова, Н. Н. Яковлева; под ред. Л. Б. Баряевой, К. А. Логиновой. СПб. : ЦДК, 2010.