Марина Григорьева
Развитие профессионального мастерства педагогов ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: в статье рассмотрена тема профессионального развития педагогов ДОУ. Автор отмечает, что, созданная в ДОУ система методического сопровождения способствует профессиональному развитию, личному, творческому и мастерскому.
Публикация «Развитие профессионального мастерства педагогов ДОУ» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Ключевые слова: профессиональное развитие, программа сопровождения, формы методической работы, профессиональная компетентность, педагог, ДОУ.
Сегодня предъявляются особые требования к профессиональной деятельности педагогов. В условиях модернизации и развития системы образования произошли значительные изменения, как в организации, так и содержании педагогической деятельности коллектива ДОУ. Появилась реальная возможность для стандартизации образования как деятельности и повышения качества образования. В этой ситуации особенно важна профессиональная компетентность, основу которой составляет личностное и профессиональное развитие педагогов. И определяется нами как уровень его знаний и профессионализма, позволяющий принимать правильные решения в каждой конкретной ситуации при организации образовательной деятельности в ДОУ.
Профессиональное мастерство педагогов в нашем дошкольном учреждении развивается и совершенствуется в соответствии с разработанной программой «Методическое сопровождение педагогов ДОУ как средство развития профессиональной компетентности». Содержание Программы состоит из Пояснительной записки и 3-х блоков: I блок – Научно-методическое обеспечение; II блок – Работа с кадрами, повышение профессиональной компетентности; III блок – Взаимодействие с семьей и социумом. В одном из разделов II блока Программы представлен перспективный план профессионального роста педагогов. На первом Диагностическом этапе происходит изучение уровня профессиональной компетентности педагогического коллектива. Выявление проблем. Второй этап – Разработка стратегии и тактики развития методического сопровождения. Овладение педагогами теоретическими и практическими знаниями происходит посредством использования активных методов и форм методической работы; изучение и внедрение современных технологий; работы в творческих группах; инновационной деятельности по реализации ФГОС ДО; обобщение собственного опыта; участие в конкурсном движении. На третьем заключительном этапе – Подведение итогов: Анализ результатов; планирование работы на следующий период. Сейчас поделюсь опытом по повышению педагогического мастерства педагогов, раскрою некоторые факторы, формы и методы методической работы.
1) В методическом кабинете для этого созданы необходимые условия, постоянно обновляется и пополняется фонд информационной и методической литературы, оформляются тематические выставки, выставки новой литературы. Книги, энциклопедии, методические пособия систематизируются по годам, по направлениям, используются для составления программно-методического обеспечения, помогают педагогу, выбравшему тему самообразования, познакомиться с разными взглядами ученых и практиков на проблему. Результатом усилий педагогов является совершенствование работы с детьми. Во время работы с методической литературой часто встречаются незнакомые термины. В этих случаях наши педагоги пользуются имеющимися словарями, энциклопедиями, интернет – ресурсами, т. к. имеется компьютеры в свободном доступе для педагогов.
2) В работе с педагогами стараюсь использовать самые разнообразные формы, но наиболее эффективны те, где участники максимально активны. Распространенной формой методической работы с включением педагогов в творческую деятельность являются консультации. Чтобы консультации способствовали повышению квалификации воспитателей, использую активные методы обратной связи, к которым относится экспресс-тестирование или экспресс-опрос. Наиболее эффективной формой повышения профессиональной компетентности педагогических кадров являются обучающие семинары. В процессе подготовки к семинарам педагоги совершенствуют свой теоретический уровень, взаимодействуя с коллегами, участники семинара получают информацию, связанную с их образовательными потребностями, что отражает качество работы. Для развития профессионально ценностных ориентаций педагогов использую форму «Деловая игра», в которой скрыт огромный потенциал активизации познавательной деятельности участников. Такие игры создают условия для совместной деятельности, активизация создается за счет приближения игровых условий к реальным. Следующим методом активизации педагогов является Проектный метод. Умение пользоваться проектным методом - показатель высокой квалификации педагога, овладения им прогрессивной методикой обучения и развития детей. Темы проектов могут быть различными. Также новые формы методической работы, связаны с использованием ИКТ: это электронные ссылки, вебинары, презентации на собственных сайтах педагогов. В своей практической деятельности наравне с традиционными методами, упражнениями и формами организации работы использую инновационные и интерактивные. Например: «Микрофон». Коллегам предлагается высказать свою точку зрения по поставленному вопросу или проблеме. По залу пускаю предмет, имитирующий микрофон. Каждый, получивший такой «микрофон» обязан четко и лаконично изложить свою мысль и сделать вывод. «Коучинг-сессия». Интерактивное общение, развивающее консультирование, дискуссия (вопрос - ответ). Например: «Работа с аттестуемым педагогом по листам самооценки». «Образовательный салон» – в рамках работы салона происходит распространение информации, практических материалов, полученных одним из педагогов после прохождения курсов или семинаров по повышению квалификации. Педагог в ходе работы не только знакомит членов коллектива с основными идеями ранее изученного материала, но и практическими рекомендациями по его реализации. Также идет выполнение индивидуально-практических заданий с прицелом на дальнейшее использование в работе с детьми.
3) В течение всего межаттестационного периода педагоги ДОУ формируют портфолио, которое является дополнением к индивидуальной программе профессионального развития. Структура портфолио утверждена Положением ДОУ и выстроена по компонентам деятельности как в листе экспертного заключения на аттестации. Материалы портфолио рассматриваются как свидетельства профессионализма педагога. Это позволяет педагогу провести анализ своего профессионального роста, обобщить опыт работы, поставить дальнейшие цели, спланировать и организовать собственную деятельность.
4) Как показывает практика, результаты работы по повышению профессионального мастерства педагогов во многом зависят от создания положительного психологического климата в дошкольном учреждении. На существование в коллективе неформальных приятельских и дружеских микрогрупп педагогов, отсутствие конфликтов благотворно влияет совместное проведение досуга, свободное общение. Мероприятия, проводимые в ДОУ, способствуют созданию атмосферы психологического комфорта. Например, периодические выезды в театры, цирк, аквапарк города Екатеринбурга. Оздоровление сотрудников в бассейне, городской сауне, на горячих источниках г. Режа, Тюмени. Активное участие в городской Спартакиаде. Проведение вечеров-развлечений к праздникам и незабываемые праздничные программы для коллег-юбиляров.
5) Немаловажный фактор - стимулирование деятельности педагогов. Необходимо заметить, что в педагогическом коллективе лучше всего стимулируют сотрудников к эффективной работе справедливая оценка руководством качества их работы и соответствующая оплата труда (показатели эффективного контракта). Несмотря на то, что у части педагогов нашего учреждения материальные стимулы преобладают, использование морально-психологического стимулирования все-таки остается тоже значимым. Многие воспринимают в качестве подобной нормы похвалу в свой адрес на собрании коллектива или Педагогическом совете, благодарность с занесением в трудовую книжку. Поэтому, стало уже традицией, на Итоговом педагогическом совете награждать Грамотами, Благодарственными письмами педагогов за профессионализм и творческий подход к работе, результативность и активную жизненную позицию в течение учебного года.
6) Сопровождение педагогов для участия в конкурсном движении на различных уровнях. Чтобы стимулировать педагогов на ситуации профессионального успеха регулярно сначала на уровне ДОУ проводила открытые просмотры, выставки, смотры, конкурсы, как творческие, так и профессиональные : «Лучшая разработка дидактической игры», «Лучшее открытое занятие», «Копилка педагогических идей», «Я – профессионал», «Мое портфолио – лучший методический ресурс». Затем разработала «Методические рекомендации по оформлению материалов на профессиональный конкурс». За последние 5 лет заметно вырост процент педагогов, участвующих в различных конкурсах, и занимающих призовые места на уровне города, области и РФ. 7) Постоянно мотивирую педагогов на ситуации творческого профессионального роста. Можно проследить положительную динамику в аттестации педагогов : увеличение числа аттестованных с 87% до 93% (1КК – 65%; ВКК – 21%; СЗД – 7%). Идеализирована система повышения квалификации педагогов с целью формирования эффективного самообразования с учетом мотивов и профессиональных потребностей сотрудников. Наблюдается значительное повышение квалификации педагогов через курсовую подготовку: с 50% до 100%.
Для подведения итога и определения уровня профессиональной компетентности, педагогов использовала методику следующих авторов-составителей: А. С. Агафоновой, С. А. Воротниковой и др. Результаты диагностики показали, что довольно большой процент педагогов (58%) на допустимом уровне, которые используют аналитические навыки, диагностические методы, творческий подход в работе с детьми, применяют современные средства и технологии в продуктивной, познавательной деятельности. Но пока еще не всегда могут объективно оценить результаты своей профессиональной деятельности. Радует, что выделяются педагоги оптимального уровня (28%, которые выбирают инновационные методы, формы и средства образовательной деятельности. Прогнозируют развитие воспитанников с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей. Хорошо владеют доказательной научной аргументацией. Педагогам, которые пока на низком уровне (14%, нужна постоянная мотивация, поддержка начинающим педагогам для дальнейшего профессионального продвижения и совершенствования в работе с дошкольниками.
Таким образом, целенаправленная и систематическая работа с педагогами, в соответствии с программой сопровождения, способствует положительным изменениям в педагогическом процессе, позволяет вести контроль и повысить профессиональную компетентность педагогических кадров, а это самое главное для качественной организации образовательной деятельности в ДОУ.