Людмила Позмогова
Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие познавательных способностей и познавательного интереса дошкольников – один из важнейших вопросов воспитания и развития ребёнка раннего возраста. От того, насколько будут развиты у ребёнка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения и успех его развития в целом. Ребёнок, которому интересно узнавать что-то новое и у которого это получается, всегда будет стремиться узнавать ещё больше – что самым положительным образом скажется на его умственном развитии.
Публикация «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Что представляет собой познавательный интерес?
Познавательный интерес имеет особое значение в развитии детей. Он формируется и развивается в процессе игровой, трудовой, общественной деятельности человека и зависит от условий жизни, обучения и воспитания. Это интеллектуальная, волевая и эмоциональная сторона психических процессов человека и составляют они единое взаимное целое.
В интеллектуальной деятельности, протекающей под влиянием познавательного интереса, проявляются такие качества, как активный поиск, догадка, исследовательский подход, готовность к решению задач.
В эмоциональном проявлении вплетенные в познавательный интерес – это эмоции, удивления, чувства ожидания нового, чувства интеллектуальной радости, успеха.
По мнению педагогов и психологов (К. Д. Ушинского, Б. Г. Ананьев, Н. Ф. Добрынина, А. В. Петровского и др.) в таком своеобразном сплаве психических процессов, лежащих в основе познавательного интереса, важнейшим элементом является волевое усилие. Самыми характерными для познавательного интереса волевыми проявлениями следует считать инициативу поиска, самостоятельность добывания знаний, выдвижение и постановку задач на пути познания.
Следует учитывать и возраст ребёнка, каждому возрастному периоду присущи свои особенности формирования познавательной активности. Рассмотрим их более подробно.
С 1 года до 3 лет.
Дети в этом возрасте особенно активно познают мир вокруг себя, а главными объектами познания являются предметы, с которыми ребёнок взаимодействует. Процесс познания в этом возрасте происходит за счёт взаимодействия ребёнка с предметами. Чтобы простимулировать развитие познавательных способностей дошкольника в этом возрасте, необходимо дать ему свободу действия в познании окружающего мира, достаточно места и времени для познавательной деятельности. Конечно, все эти условия нужно соблюдать не забывая о безопасности ребёнка.
В этом возрасте эффективное развитие познавательных способностей будет обеспечиваться с помощью такого рода игр:
- игры на развитие мелкой моторики (игры с песком, с водой, лепка, лабиринты);
- ролевые игры (дочки-матери, продавец – покупатель, игры с игрушечным набором посуды, врача, парикмахера и т. д.).
С 3 до 4 лет.
К этому возрасту дети уже, как правило, накапливают достаточное количество знаний об окружающем мире, но пока ещё не способны установить взаимосвязи между представлениями об окружающей действительности. В этом возрасте у детей начиняет формироваться чувственное познание и эстетическое восприятие. На смену интересу к действиям и предметам приходит интерес к их признакам и свойствам. Ребёнку в этом возрасте интересно не только видеть предметы в действии, но и определять их особенности и сравнивать один предмет с другим. Одним словом, теперь развитие познавательных способностей дошкольника предполагает не только наблюдение за тем, как игрушечная машинка едет, но и определять ее формы, цвета, сходство и различие ее от других машинок по этим признакам.
В этом возрасте эффективное развитие познавательных способностей у дошкольника будет обеспечиваться с помощью такого рода игр:
- игры математической направленности на сравнение формы, цвета, размеров, простого счёта и т. д. ;
- игры, направленные на развитие воображения и творческого мышления; рисование, лепка, создание творческих поделок и т. д.
- занятия, направленные на обогащение словарного запаса детей (чтение детских книг, беседы, заучивание потешек и песенок).
С 4 до 5 лет.
В этом возрасте ребёнок учится правильно понимать и принимать информацию, переданную посредством слова. В этот период активный словарь ребёнка обогащается не только словами, обозначающими предметы, но и словами– понятиями. В возрасте после 4 лет выделяется несколько основных направлений развития познавательных способностей дошкольника :
- установление взаимосвязей между предметами, явлениями и событиями, в результате чего ребёнок воспринимает мир не как отдельные фрагменты, а как целостную цепь событий;
- познание и знакомство с теми предметами и явлениями, которые ребёнок не видит перед собой и не осязает;
- происходит начало проявлений личных интересов (напр., ребёнок начинает понимать, что ему нравится рисовать, петь или танцевать);
- формируется положительное отношение к окружающему миру.
В этом возрасте эффективное развитие познавательных способностей у дошкольника будет происходить, если занятия для него будут подбираться с учетом его личных интересов. Не зря именно в этом возрасте педагоги рекомендуют вести ребёнка в кружки, где осуществляются занятия по интересам. В этом возрасте полезны для ребё нка будут следующие виды игр:
- игры на выявление соотношений предметов друг с другом (напр., найти в предмете недостающий элемент);
- очень полезно рисование;
- игры на сравнение форм предметов, сходства и различия между ними, на сравнение ширины и длины предметов и т. д. ;
- игры с картинками на сравнение;
- игры на пространственное мышление (напр., на картинке определить кто позади, кто на переднем плане, кто слева и справа от…);
- игры на развитие речи, на формирование умения согласовывать существительные и прилагательные и т. д.
С 5 до 7 лет.
В этом возрасте развитие познавательных способностей дошкольников включает в себя познание «больно мира», а также понимание и претворение в жизнь таких понятий, как гуманность, доброта, вежливость, заботливость, сострадание и т. п. В этом возрасте дети уже не просто воспринимают информацию и устанавливают взаимосвязи между явлениями окружающей действительности, но и способны систематизировать полученный знания, запоминать их и использовать по назначению. В этом возрасте формируется бережное отношение к миру, основой которого являются представления о моральных ценностях. Теперь ребёнок не только сравнивает, но и делает выводы, самостоятельно выявляет закономерности в явлениях и даже способен прогнозировать те или иные результаты. Одним словом, если раньше ребёнок воспринимал готовые решения, то сейчас он стремится сам прийти к какому-то результату и проявляет интерес к поиску решений той или иной задачи.
В этом возрасте развитие познавательных способностей у дошкольника, в большей степени, осуществляется за счёт проведения экспериментов и опытов. Ребёнок в этом возрасте должен учиться делать выводы и умозаключения, а также прогнозировать те или иные результаты. Именно с целью научить ребёнка таким вещам и необходимо проводить такого рода занятия.
Кроме того, в этом возрасте очень полезны игры, направленные на поиск нестандартных решений и проявление творческих способностей. В связи с формированием у ребёнка базовых моральных качеств, в этот период очень полезно читать детские книги и смотреть совместно с ребёнком фильмы и мультфильмы с демонстрацией им нравственных ценностей человека (напр., м/фильм «Сказки старого дуба»). В связи с тем, что начало школьной жизни в этом возрасте у ребенка уже не за горами, необходимо особое внимание уделять развитию речи детей, вести с ним беседы на разные темы, учить культуре общения со взрослыми и детьми.
Итак, формирование познавательных интересов осуществляется в познавательной избирательной направленности на предметы и явления окружающей действительности. Элементарные проявления неосознанного познавательного интереса наблюдаются на первом году жизни, когда они начинают ориентироваться в окружающем их мире. Объектами таких интересов являются яркие красочные, а также подвижные и издающие звуки предметы. Ребёнок непроизвольно обращает на них внимание и испытывает чувство удовлетворения при манипулировании ими. Первые познавательные интересы связаны с игрой и практической деятельностью. Чаще всего в этих случаях познавательный интерес, являясь побудительной силой познания как таковой не осознается. Ребёнок играет, действует, живет не ради того, чтобы узнать, а ради самой игры, практической деятельности и др. Только в разнообразной деятельности интересы превращаются в познавательный интерес как направленность личности ребёнка на процесс познания и содержания знаний. Постепенно в условиях обучения начинают формироваться интересы. К концу дошкольного возраста они приобретают осознанный характер, познавательный интерес становится мотивом их познавательной, а затем и учебной деятельности.
Развитие познавательного интереса детей дошкольного возраста является одной из задач умственного воспитания, т. к. дошкольное детство является оптимальным периодом в умственном развитии человека. В этом возрасте закладывается фундамент представлений и понятий, который обеспечивает дальнейшее умственное развитие ребёнка.
Важным и сильным фактором в развитии познавательного интереса и интеллектуальной активности детей является окружающий мир и природа. Природа является огромным источником красоты и знаний, доступным источником наглядно-чувственного, эстетического, творческого, эмоционального и речевого развития детей. Способствует формированию у них доброжелательности, внимания, чуткости, наблюдательности и других положительных качеств.
Роль взрослых в развитии познавательного интереса детей.
Задачей взрослых является поддержка и помощь детям в создании специальных условий и ситуаций, в которых ребёнок в полной мере начинает ощущать радость первых своих открытий (напр., посадка и выращивание растения из семечки от съеденных фруктов дома вместе с родителями, самостоятельного добывания новых знаний и конструирования способов умственной деятельности. Формируя понятия и представления об объектах природы, о разнообразных природных и социальных явлениях, также необходимо постоянно показывать, что в мире все взаимосвязано, все зависят друг от друга. Если под воздействием каких-то факторов происходят изменения в одном звене, то как по цепочке, происходят изменения и во многих ее звеньях, приводя к нежелательным, а зачастую вредным последствиям, как для окружающей действительности, так и для самого человека. Знакомя детей с отрицательными воздействиями человека на природу и на мир, раскрывая целостность окружающего мира, необходимо прививать им устойчивую потребность заботливого и бережного отношения ко всему окружающему миру, желание сохранять и преумножать его богатства. Помогаем детям видеть интересное, необычное, прекрасное в простом, что окружает нас каждый день.
Для активизации познавательного интереса необходимо взрослым обращать внимание на детские вопросы. Детские вопросы нельзя равнодушно обходить, также и нельзя смеяться над ними. Ведь они показывают нам ход мысли ребёнка. Детские вопросы важны для их умственного развития, благодаря им расширяется кругозор, развиваются мышление и речь, формируется устойчивый интерес к приобретению знаний.
Итак, выделяем три основных пути в формировании познавательной активности детей. Первое направление в работе с детьми будет состоять в формировании положительного эмоционального отношения к окружающему, в желании выражать свои чувства в продуктивных видах деятельности – речевой, художественной, творческой. Второе направление в работе с детьми по развитию познавательного интереса должно состоять в процессе накопления знаний об окружающем мире. Причём знания должны быть разного уровня, от знаний об отдельных предметах, объектах и представителях мира, о их взаимоотношениях, до знаний о ценности и значении их в окружающем мире. Третье направление будет заключаться в развитии самостоятельности ребёнка в процессе познания окружающего мира, формировании потребности в самостоятельном добывании глубоких и точных знаний об окружающей действительности (из статьи Т. А. Серебряковой).
Многие исследователи считают, что формирование познавательной активности детей требует целенаправленной работы с детьми дошкольного возраста. Этот процесс проходит путь от проявления эмоциональной отзывчивости к окружающему и выделение внешних качеств предметов к выделению внутренних связей и отношений, к самостоятельной постановке задач и первым попыткам решать их с помощью наблюдений, экспериментов, опытов, рассуждений.
Роль семьи в развитии познавательного интереса и воспитании ребёнка.
Взрослым необходимо обращать внимание ребёнка на яркий цветок, летящую бабочку, красивый камушек, пушистые хлопья снега. Помогая ребёнку активно познавать мир (слушать, трогать, насыпать, переливать, крошить, замечать и т. д., следует ненавязчиво предлагать ему целесообразные виды деятельности и правила взамен тех отрицательных, которые он практикует (напр., если малыш хлещет веткой по траве, то можно предложить ему послушать как она шуршит под ветром или как стрекочут в ней насекомые и др.). Без участия родителей, законных представителей, ребёнка невозможно заложить фундамент культуры у дошкольника. Ведь примером для малыша является, в первую очередь, образец положительного отношения к окружающему миру близких ему людей.