Маргарита Ильяшенко
Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал.
Сухомлинский В. А.
С самого рождения ребенка окружают различные явления неживой природы: яркое солнце, теплый ветер, мороз зимним днем и многое другое. Дошкольники с удовольствием собирают различные камни, рисуют мелом на асфальте, играют с песком и водой. Предметы и явления неживой природы входят в их жизнь, являются объектами наблюдений, опытов и игры. Это обстоятельство делает возможным систематическое ознакомление детей с объектами природы посредством экспериментальной деятельности.
Публикация «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Эксперимент – это один из важнейших методов исследования в любом научном направлении и практически неотделим от научной работы. Дефиниция слова – это «проба», «опыт», то есть, это метод познания окружающего мира (явления, процесса, феномена, который проводится в лабораторных, контролируемых условиях, при этом предполагается воздействие человека на объект (предмет) исследования.
Экспериментирование – это большая область педагогической работы в дошкольной организации. Экспериментирование играет большую роль в развитии познавательных и творческих способностей малышей. Практически исследуя явления, ребенок получает множество впечатлений, которые помогают ему, осознано относиться к окружающему миру, понимать закономерности происходящего и делать объективные выводы. Кроме того, экспериментирование создает основу к творческому поиску, формирует творческие способности, позволяет развивать любознательность, самостоятельность и инициативность.
Одни из важных фигур в психологии развитии ребенка – Л. С. Выготский и Н. Н. Поддъяков– считали, что информация лучше воспринимается, запоминается и анализируется тогда, когда она понятна (соответствует возрасту, нозологической группе, интеллектуальным возможностям и др., а так же, когда она наглядна. Практически доказано, что при взаимодействии субъекта с информацией и знаниями, шанс того, что она усвоится быстрее и надолго сохраниться в памяти – возрастает. Поэтому, одним из эффективных способов развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста является эксперимент.
Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка после игровой деятельности.
Помимо эффективности развития познавательного интереса у детей, экспериментирование становится на ряду с ведущей – игровой -деятельностью в этом возрасте.
Развитие исследовательских способностей ребенка - одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надежнее для ребенка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путем.
Опыты чем-то напоминают детям фокусы, они необычны, они удивляют. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие его творческих способностей, они дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, срaвнения и классификaции, обобщения и экстраполяции.
Главное достоинство применения метода экспериментирования в дошкольном возрасте заключается в том, что в процессе эксперимента дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, o его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
Так же, происходит обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации.
Экспериментирование развивает речь ребенка, так как дошкольнику необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы. В процессе эксперимента происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
Детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.
Кроме того, в процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.
Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Делаем вывод, что детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников, оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребёнка; на развитие творческих способностей, на укрепление здоровья за счёт повышения общего уровня двигательной активности.
Экспериментирование является наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.