Семернина
Развитие познавательных интересов детей через опытно-экспериментальную деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие познавательных интересов детей через опытно-экспериментальную деятельность».
Перед государством, школой, дошкольным учреждением и родителями встает задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждый ребенок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и - обязательно - инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу. Именно на это указывается в законе “Об образовании” в РФ.
Публикация «Развитие познавательных интересов детей через опытно-экспериментальную деятельность» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
В основе экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и задача педагога - удовлетворить потребность детей, что в свою очередь приводит к интеллектуальному и эмоциональному развитию. Учитывая интересы детей, мы определили для себя наиболее актуальную тему для самообразования «Развитие познавательных интересов детей через опытно-экспериментальную деятельность».
Совместно с родителями мы создали «Детскую научную лабораторию» Работая в лаборатории дети превращаются в «ученых», спасателей, фармацевтов, операторов, геологов, которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике, а также лаборатория помогает в реализации проектов разной направленности. Мы хотим поделиться своими небольшим, но результативным опытом : Эксперименты мы проводили в разных видах деятельности и в разных режимных моментах.
На одном из занятий по познавательному развитию мы знакомили с достопримечательностью Дивногорья, детям стало интересно, их удивило, что все фигуры и постройки сделаны из мела. Мы стали изучать свойства мела и провели опыт. «Исчезающий мелок» Для этого нам пригодился небольшой кусочек мела. Мы опустили мел в стакан с уксусом и понаблюдали, что получилось. Мелок в стакане начал шипеть, пузыриться, уменьшаться в размере и вскоре совсем исчезнет. Дети сделали для себя вывод, что мел растворяется в жидкости.
Провести опыт «Дождевые облака» нам помог дождь, за которым мы наблюдали за окном. Для данного опыте мы взяли банку, налили воды примерно на 2/3. Выдавливали взбитую пену для бритья прямо поверх воды, которая стала похожа на кучевое облако. Затем, дети набирали окрашенную воду в пипетку и капали на пену. И наблюдали, как цветная вода проходит сквозь облако и продолжает свое путешествие ко дну банки. Восторг не заставил долго ждать, дождь был не только за окошком, но и в нашей группе. Опыт помог детям закрепить знания о круговороте воды в природе.
Опыт №4. «Надуй шар»
Мы с детьми надували шарики к празднику. Это задание оказалось не легким для них. Пришла идея дать детям творческое задание на дом, как надуть шарик необычным способом? Ребята предлагали много вариантов, а Варя рассказала необычный способ надувания с помощью пищевой соды и уксуса. Такой опыт мы провели в группе. В бутылку мы налили один стакан уксуса. Далее попросили детей наполнить шары пищевой содой примерно по 2-3 чайных ложки. Далее мы надели шарик на горлышко бутылки и подняли шарик в верх чтобы высыпалась сода и шарик начал надуваться. Удивление детей было не поддельным они сделали вывод: что пищевая сода, смешанная с уксусом вступая в реакцию, выделяет углекислый газ, который и надувает шарик.
Изучая звуки природы: шум леса, пения птиц, шелест травы, журчание ручья. Предложила детям найти предмет, который поможет услышать шум моря. Дети догадались, что это ракушка.
Опытно-экспериментальная деятельность «В ракушке шумит море, потому что она была в воде?» чтобы доказать гипотезу провели опыт. Прикладывая ракушку к уху- слышу шум моря, потом отвожу ракушку немного дальше и звук исчезает. Я спросила у детей почему мы слышим шум моря. Дети ответили, что раковина лежала в воде, и в ней осталось немного воды, поэтому она и шумит. Это правильный ответ. При ближайшем рассмотрении, мы сделали вывод, что раковина закрученная, поэтому воздух передвигается внутри раковины и получается шум моря.
Опыт №5 «Извержение вулкана»
На занятиях по экологическому воспитанию мы изучали природные явления «Извержение вулкана». Теоретически объяснить детям как происходит это явление было сложно и мы реши показать практически. Для этого опыта нам понадобилось : гуашь красного цвета, пищевая сода, лимонная кислота и вода
Сухие вещества мы смешали и засыпали в середину вулкана, затем дети добавили воды и началось извержение. Для более яркого эффекта лавы мы воду подкрасили красной краской.
В результате проведения опытов мы сделали для себя выводы, что:
1. Проводить опыты лучше утром, когда ребенок полон сил и энергии;
2. необходимо объяснить ребенку правила безопасного поведения при проведение опытов - нельзя пробовать на вкус неизвестные вещества, как бы красиво и аппетитно они не выглядели;
3. Не просто показать ребенку интересный опыт, но и объяснить доступным ему языком, почему это происходит;
4. Не оставлять без внимания вопросы ребенка – ищите ответы, предоставляйте ребенку больше самостоятельности;
5. И самое главное: радуйтесь успехам ребенка, хвалите его и поощряйте желание учиться. Только положительные эмоции могут привить любовь к новым знаниям.