Светлана Власова
Развитие познавательной активности воспитанников старшего дошкольного возраста через использование блоков Дьенеша
▼ Скачать + Заказать документы
На современном этапе развития общества, в условиях перехода на ФГОС ДО особую значимость приобретает развитие познавательной активности детей. Содержание образовательной области «Познавательное развитие» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов их интеллектуального развития.
Публикация «Развитие познавательной активности воспитанников старшего дошкольного возраста через использование блоков Дьенеша» размещена в разделах
Современные дети живут и развиваются в эпоху информационной цивилизации, новых компьютерных технологий. Особую ценность сегодня приобретает развитие познавательных психических процессов, познавательной активности, умение самостоятельно мыслить.
Исходя из наблюдений за детьми группы: их отличает способность решать задачи, находить выход из проблемных ситуаций, опираясь на помощь взрослого, на свой прошлый опыт. Дети редко находят иной путь решения, то есть мыслят репродуктивно
Эти объективные факторы указывают на то, что проблема познавательного развития важна сегодня, как никогда.
Проблема познавательной активности разрабатывается в отечественной психологии достаточно давно, хотя она далека еще от своего окончательного решения. Данную проблему широко исследовали в психологии Борис Герасимович Ананьев, Михаил Фёдорович Беляев, Лидия Ильинична Божович, Сергей Леонидович Рубинштейн и в педагогической литературе Галина Ивановна Щукина, Наталья Григорьевна Морозова. Опыт педагогов-практиков Анны Витальевны Белошистой, Зинаиды Алексеевны Михайловой убеждает в том, что важно сформировать у дошкольников познавательный интерес, желание и привычку думать, стремление узнать что-то новое. Дидактические игры разрабатывались исследователями – Александрой Платоновной Усовой, Фаней Наумовной Блехер, Зоей Борисовной Богуславской, Анной Ивановной Сорокиной. Игра - это особая, необходимая для развития ребенка ведущая деятельность, именно в процессе игры дети вычисляют, сравнивают предметы, занимаются конструированием, решают логические задачи, контролируют свои действия. Им это интересно, потому что они любят играть, каков ребенок в игре, таким в значительной степени он будет и в жизни. Наиболее эффективным способом формирования операций логического мышления является игра с использованием блоков Дьенеша. О большом значении Блоков Дьенеша в умственном развитии детей говорят многие исследователи. На экране представлено определение блоков Дьенеша.
Этапы работы
1. Подготовительный (анализ литературы, обследование воспитанников, анкетирование родителей, обогащение развивающей предметно – пространственной среды, создание перспективного плана и системы занятий по развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами блоков Дьенеша). (август - сентябрь)
2. Основной (организация работы с воспитанниками по реализации перспективного плана, организация работы с родителями) (октябрь - апрель)
3. Итоговый (повторное обследование особенностей познавательного развития детей, диапазон личностного вклада, трансляцию собственного опыта и определение перспектив деятельности). (май)
На подготовительном этапе проанализирована литература по проблеме, представленная раннее. Также было проанализировано математическое развитие детей по методике Ю. А. Афонькиной
Математическое развитие диагностируется методом наблюдения за деятельностью детей на занятиях и в повседневной жизни. Критериями обследования и отнесения к уровню являются содержательность ответов, инициативность и самостоятельность при выполнении математического задания. Получены следующие результаты: Основная масса детей осуществляет классификацию по 2-3 свойствам, самостоятельно выделяет признак, по которому можно классифицировать, считает, сравнивает числа, выражает в речи логические связи, но не проявляет инициативу и творчество. Только двое Агния и Вика проявляют интерес к решению задач на преобразование, оказывают помощь сверстникам, проявляют элементы творчества в математической деятельности.
Также был проанализирован уровень выраженности познавательной активности воспитанников по методике (Е. И. Щербаковой).
На основании вышеизложенного, мы ставим следующие цели и задачи работы.
Цель работы: Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами блоков Дьенеша.
Задачи.
Способствовать формированию познавательной активности дошкольников через игровую деятельность
Привлекать детей к игровой деятельности с использованием блоков Дьенеша
Обогащать представления детей о количестве и счёте, форме, величине, ориентировке в пространстве.
Развивать умение анализировать, обобщать, устанавливать элементарные причинно-следственные связи.
Воспитывать интерес к математической деятельности и культуру общения.
Способствовать привлечению родителей воспитанников в сотрудничеству и активному участию в образовательной деятельности.
Определив основное направление работы, мы приступили к созданию развивающей предметно-пространственной среды. Для этого, изучив литературу по данному вопросу, разработали перечень компонентов развивающей предметно-пространственной среды. Мы постарались максимально пополнить новыми играми.
Организуя уголок для занятий с блоками Дьенеша, мы исходили из принципов доступности игр детям в данный момент, помещали в уголок такие игры и игровые материалы, освоение которых детьми возможно на разном уровне. От усвоения заданных правил и игровых действий они переходят к придумыванию новых вариантов игр. Большие возможности для творчества имеются в играх “Помоги птичкам найти свою веточку”, “Загадки без слов”, “Дорожки для автомобилей”, «Посади клумбу», «Засели жильцов» и др.
Добавлены в среду игры на развитие познавательных и творческих способностей: «Лото», «Наряди ёлочку», «Построим дом», «Строители дорог», «Помоги фигуркам выбраться из леса», «Ключики к замочкам» и др. мы предоставили детям возможность свободно экспериментировать с занимательным математическим материалом. Результаты наблюдений за детьми показали, что дети любят играть дидактическими играми.
Работа по развитию познавательной активности детей через использование блоков Дьенеша проходила в несколько этапов:
1. Объяснение правил игры с блоками Дьенеша, знакомство с общими способами действия.
2. Совместная игра воспитателя, с ребёнком, подгруппой детей.
3. Создание воспитателем проблемно-поисковой ситуации в совместной с ребёнком игровой деятельности.
4. Объединение в совместной игре детей. взаимное обучение игре одних детей другими.
На первом этапе мы объясняли детям правила игры, знакомили с общими способами действий, исключая сообщение детям готовых решений. Мы старались способствовать проявлению самостоятельности в играх, поощряли стремление детей достичь результата. В содержании деятельности были включены следующие развивающие задания с использованием Блоков Дьенеша, направленные на развитие познавательных способностей, взаимодействие детей между собой: «Посади цветы в клумбу», «Найди свой домик», «Найди клад», «Собери урожай» «Угадай фигуру», «Дорожки» «Найди пару» и т. п. В процессе этих игр ярко виден взаимоконтроль и самоконтроль, когда дети сами видят свои ошибки и ошибки у своих друзей, при этом думая и исправляя их, они общаются, самостоятельно решают проблему. Эти задание интересны и тем, что они облекается в игровой сюжет, не просто рассортировать блоки по цвету и форме, а попасть муравьишкам в свой домик или найти клад под одним из волшебных камней, собрать урожай в стране геометрических фигур, расселить жителей по своим квартирам т. п. На данном этапе дети развили умение ориентироваться на словесные инструкции, а также на карточки символы, освоили умение анализировать, объяснять и делать выводы.
Следующим этапом была работа по введению свойства отрицания «не» и работа со схемами. Для этого детям была предложена игра «Строители дорог», «Вырасти дерево», «Раздели блоки», «Лото», «Угадай фигуру», «Найди ключик к замочку» где для того, чтобы выполнить задание необходимо использовать карточки символы с отрицанием свойств.
После чего перешли к игре с обручами. Перед игрой объяснили основную терминологию – «внутри» и «вне» обруча. Для этой цели используются два стандартных обруча, которые отличаются цветовым исполнением. Далее предложите ребёнку встать в различные зоны обруча, при этом проговариваются слова: внутри и вне обруча. Например, встань внутрь красного обруча, но вне жёлтого обруча или встань внутри обоих обручей. Потом просили располагать логические блоки внутри двух обручей. Например, внутри красного обруча необходимо поместить все синие блоки, а внутри жёлтого – блоки круглой формы. Следует отметить, что в данной игре блоки определяются по двум основным признакам: цвет и форма.
Более сложным уровнем отличается игра с тремя обручами. В данной игре дети выполняют сортировку блоков по трём признакам. Для игры необходимо расположить обручи так, чтобы получилось восемь областей. В игре с тремя обручами моделируется множества на восемь классов с помощью трёх свойств. При повторении игры дети могли сами выбирать, какие блоки положить внутри каких обручей. Для того, чтобы игра не надоедала создавали новые проблемные игровые ситуации.
Далее следовало Создание воспитателем элементарной проблемно-поисковой ситуации в совместной с ребенком игровой деятельности. В ходе игры мы старались привлечь ребенка к оценке своих действий, просили его подсказать следующий ход, дать совет, высказать предположение. В данном случае ребенок занимает активную позицию в организованной подобным образом игре, овладевает умением рассуждать, обосновывать ход поисков. Использовали словесные игры : «Покупки в магазине печенья», где один из детей был продавцом, а остальные покупателями. Покупатели должны были сказать какое печень он хочет купить называя три свойства блока, а продавец должен был продать нужное печенье. Игра «Сколько» дети делились на две команды. Воспитатель раскладывает логические фигуры в любом порядке и предлагает детям придумать вопросы, начинающиеся со слов "Сколько. "За каждый правильный вопрос фишка. Выигрывает команда, набравшая большее количество фишек. Варианты вопросов: "Сколько больших фигур?" "Сколько красных фигур в первом ряду?" (по горизонтали, "Сколько кругов?" и т. д. Данные методы способствовали расширению кругозора детей, развитию их любознательности, пытливости.
Когда дети достаточно усвоили правила той или иной игры мы старались объединить в совместной игре детей, в разной степени освоивших ее, с тем чтобы имело место взаимное обучение одних детей другими. Мы использовали разнообразные формы организации деятельности в уголке: соревнований кто быстрее выложит дорожку по схеме, кто выведет больше фигур из леса, кто быстрее построит дом по схеме, организация вечеров досуга, математических развлечений.
Также обогащение элементарных математических представлений осуществлялось через сюжетно-дидактические игры с математическим и экономическим содержанием, такие как «Магазин», «Детский сад», через использование разнообразного игрового материала (муляжей и карточек, изображающего продукты, предметы, деньги, цифры). Дети познавали экономические закономерности, особенности купли-продажи, стоимости товара. Включение в игру взрослого как равноправного партнера способствовало созданию условий для развития навыков общения детей друг с другом. В игре «Магазин игрушек» давали детям возможность практически осуществить процесс купли-продажи.
Развиающие задания и занимательный материал стали элементами самостоятельной деятельности детей.
Параллельно с работой с детьми по развитию познавательных способностей в математической деятельности, необходимо взаимодействие с родителями. Формы представлены на экране.
Ребята вместе с родителями решали задачи, играли. Они рассуждали, беседовали со своими сверстниками, радовались друг за друга. В тесном взаимодействии с семьей мы решили многие проблемы детей. Ушла застенчивость, боязнь не справиться с заданиями, поставленными перед ними.
В результате проделанной нами работы была проведена повторная диагностика.
Результаты проведенных исследований показали положительную динамику в развитии познавательной активности дошкольников, инициативности в использовании блоков Дьенеша и занимательного математического материала в самостоятельной деятельности. Большая часть детей испытывает устойчивый интерес к логическим задачам и упражнениям. Возросла степень их активности в самостоятельной деятельности. Дети стали смело высказывать суждения, доказательства. При этом они очень заинтересованы в результате своей деятельности. Дети правильно решают задачи, Могут найти последовательность событий и составлять логический рассказ.
Исходя из данных диагностики можно сделать вывод, что проведенная работа дала следующие результаты:
-повышение интереса детей
-развитие познавательной активности,
-развитие творческих и познавательных способностей
-воспитание навыков сотрудничества
Перспективы работы следующие
Продолжать работу по развитию познавательной активности и интереса в математическом развитии детей.
Продолжать работу по взаимодействию с родителями по данному вопросу.