Анна Чижова
Развитие познавательной активности у детей раннего возраста посредством освоения сенсорных эталонов
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность исследования. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. На формирование полноценного восприятия окружающей действительности направлено сенсорное воспитание, которое служит основой познания мира.
Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для успешного обучения ребенка. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Овладение знаниями и умениями требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов (форме, цвету, величине).
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Модель трёх вопросов. Образовательная технология
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2014
От сенсорного развития ребенка зависит и его готовность к школьному обучению. Далее идёт полноценное становление личности ребёнка.
Прежде чем приступить к своей работе, мне нужно было произвести первичную диагностику сенсорного развития детей. В основные аспекты диагностики я включила знание и определение четырёх основных цветов, знание ребёнком величины (большой, маленький) и знание формы (круглая, квадратная, треугольная). Так как дети пришли вновь, уровень развития не имеет высоких результатов.
Главное, возрасте до 3 лет – обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов. Исходя из результатов первичной диагностики уровня развития детей и из требования программы я поставила перед собой цель и задачи.
Цель: Целенаправленное и систематическое обогащение сенсорного опыта детей в разных видах деятельности.
Задачи:
• Создание условий для обогащения и накопления сенсорного опыта детей
• Знакомство в детей с разными видами сенсорных эталонов (Цвет, форма, величина)
• Формирование умения сравнивать предметы на основе главного сенсорного признака
• Развитие интереса детей к совместному со взрослыми и самостоятельному обследованию предметов.
Предметно-развивающая среда в ДОУ. Задача педагогов в детских учреждениях заключается в организации игрового места малыша, насыщении его такими предметами, игрушками, играя с которыми малыш учится понимать их свойства – величину, форму, а затем цвет, так как правильно подобранный дидактический материал, игрушки привлекают внимание малыша к свойствам предметов. Необходимым и обязательным условием сенсорного воспитания является самостоятельная деятельность детей в специально созданной развивающей среде. Для создания предметно-развивающей среды мною был создан сенсорный стол, где дети могут упражняться в группировании предметов по цвету и форме. В кукольном уголке имеются куклы, одетые в наряды основных цветов, у каждой куколке есть своя чашечка, блюдце и ложка. В уголке для мальчиков имеются разные по цвету автомобили, большие и маленькие машины. В изо-уголке так же сознаны условия для сенсорного развития малышей – гуашь, пластилин и карандаши 4 основных цветов. Дети очень любят собирать и разбирать доски-вкладыши, с их помощью они развивают мышление и мелкую моторику рук. Путём проб и ошибок дети размещают вкладыши разной величины или разной формы в соответствующие гнёзда. Так же у нас имеется различный материал, для усвоения детьми свойств и признаков предметов. Ребёнок может самостоятельно выбирать себе игру. Есть и дидактические игры, многие из них сделаны своими руками. А из мозаики дети самостоятельно формируют различные образы.
Знакомство с цветом. Начав знакомить детей с 4 основными цветами, я предлагала множество упражнений и дидактических игр. В подгрупповой работе я обращала внимание на то, правильно ли ребёнок выбирает цвет, а в индивидуальной – на то ли поле он кладёт фигурку. Конечно, без ошибок не обходилось, но важно было объяснить это малышу.
В современной системе сенсорного воспитания определённое место отводится занятиям, которые проводятся в форме организованных дидактических игр. На занятиях такого рода сенсорные и умственные задачи воспитатель ставит перед детьми в игровой форме, связывает с игрой. Варианты таких игр могут быть разные. Широко использовались игры-занятия, игровая деятельность для ознакомления детей с цветом. В игровой форме я учила детей соотносить цвет реальных предметов (чашка, блюдце, одежда) с сенсорными эталонами, которые постепенно осваивали малыши.
Малыши любят самостоятельно заниматься с дидактическим материалом, тем самым они закрепляют свои знания о цвете, развивают своё мышление.
В соответствии с этим предлагались дидактические игры на закрепление цвета.
Знакомство с формой. Проанализировав отечественную и зарубежную педагогическую литературу, я решила, что важным аспектом в развитии сенсорных эталонов у детей является знакомство детей с формой. С помощью словестных и наглядных методов мною чётко были описаны основные формы – квадрат, треугольник, круг. Дети с удовольствием повторяли за мной эти названия. Так как обследование предметов является важным сенсорным методом, я уделяла этому много внимания. Предлагала обводить пальчиком геометрические фигуры, потрогать уголки, рассмотреть фигуру со всех сторон. Затем, учила детей находить определённую фигуру из множества других.
С помощью дидактических игр «Найди домик для фигуры» и «Собери картинку из фигур» дети закрепляли свои знания о форме предметов. Каждому ребёнку предоставлялась возможность поупражняться в выборе фигуры. Если у ребёнка что-то не получалось всегда помогал воспитатель, который следил за выполнением действий ребёнка. Постепенно геометрические формы становились для детей сенсорными эталонами. При этом велась опора на наглядный, раздаточный материал.
Я предлагала детям в свободное от занятий время логические домики, машины. С помощью них, дети не только развивали логику и мышление, но и моторику рук. Путём проб и ошибок дети находили правильное решение.
Знакомство с величиной. При знакомстве детей с величиной в начале работы для оценки размера использовался приём наложения двух предметов разного размера. Затем в игровой форме предлагала детям сравнить предметы по размеру на глаз.
Знакомство детей с сенсорными эталонами проводилось в различных видах деятельности. Проводились занятия в игровой форме, художественное творчество, труд и т. д.
Интегрирование образовательной области «Познание».
Начиная с 2 лет у ребёнка активно развивается восприятие. Этот процесс идёт под влиянием продуктивной, конструктивной и художественной деятельности. Развитие восприятий и представлений ребёнка, усвоение знаний и формирование умений происходит в ходе интересных игровых действий. Сенсорное развитие детей идёт в тесном контакте с другими видами деятельности: музыкальное и физическое развитие, художественное творчество, социализация, коммуникация, труд и др.
Так, например, с образовательной областью художественное творчество ребёнок познаёт мир различных цветов и признаков предметов; с образовательной областью коммуникация, ребёнок закрепляет знания о свойствах и признаках предметов, называя их, и т. д.
Богатые возможности для сенсорного развития и совершенствования ловкости рук таят в себе народные игрушки: башенки, матрёшки, неваляшки, разборные шары, яйца и многие другие. Детей привлекают красочность этих игрушек, забавность действий с ними. Играя, ребёнок приобретает умение действовать на основе различения формы, величины, цвета предметов, овладевает разнообразными новыми движениями, действиями. И всё это своеобразное обучение элементарным знаниями и умениям осуществляется в формах увлекательных, доступных ребёнку.
Работа с родителями. Важную роль в данном вопросе играет и работа с родителями. Я включила в этот важный пункт несколько аспектов:
1. В начале года на родительском собрании (тема: «Сенсорное развитие малышей») предлагалась анкета по вопросу знания родителей о сенсорном развитии и воспитании дошкольников;
2. Была создана папка-передвижка «Сенсорное развитие ребёнка раннего возраста» с фотографиями занятий, рекомендации в родительском уголке;
3. Родителям было предложено поучаствовать в конкурсе «Игры и пособия в обогащении сенсорного опыта детей».
Было очень приятно видеть родителей в конкурсе «Игры и пособия в обогащении сенсорного опыта детей». Ими было сделано панно «Воздушные шарики», где дети могут поупражняться в соотнесении цвета; дидактическая игра «Спрячь мышку» - дети должны закрыть окошко с мышкой определённой плоскостной фигурой; мягкий логический куб, где дети упражняются в соотнесении цвета; яркая сумочка, где дети развивают мелкую моторику рук и логическое мышление; дидактическая игра «Большой, маленький» (на соотнесение размера). Родители с удовольствием рассказали о значимости игр, которые они сделали своими руками для нашей группы. Они были заинтересованы тем, что могут создать множество подобных игр и обещали, что ещё что-нибудь придумают. Все родители, которые участвовали в конкурсе в дальнейшем будут награждены почётными грамотами.
Вывод. Подводя итог вышеизложенному, можно сделать вывод, что в результате систематической работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста у них оказываются сформированными умения и навыки, свидетельствующие о соответствующем уровне развития:
- дети успешно выделяют и учитывают цвет, форму, величину и другие признаки предмета;
- группируют в соответствии с образцом предметы по форме, цвету, величине;
- соотносят разнородные предметы по цвету, форме, величине при выборе из 4-х разновидностей (либо 4 разновидности цвета, либо формы и т. п.);
- узнают в разнообразных цветовых пятнах предметы или явления, имеющие характерный цветовой признак (помидор, трава, лимон и т. д.);
- активно используют "опредмеченные" слова-названия для обозначения формы (крыша, мяч);
- начинают активно пользоваться общепринятыми словами-названиями цвета, формы и величины.
Задачи на будущее: продолжать создавать условия для развития сенсорного опыта детей;
учить детей выполнять простейший сенсорный анализ;
учить группировать предметы по образцу, учитывая их форму, цвет и величину;
учить соотносить однородные и разнородные предметы по форме, цвету, величине.