Наталия Груздева
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством игр в сенсорной коробке
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством игр в сенсорной коробке»
Подготовила:
воспитатель
Груздева Наталия Александровна
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В. А. Сухомлинский.
Темочки:
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорные коробки и сухой бассейн
- Темочки
Это означает, что малыш познает мир и развивает речь через пальчики : ему необходимо все потрогать, пощупать, попробовать, поплескаться. Универсальной вещью для тактильных игр является домашняя песочница или сенсорная коробка.
Цель: Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через игры в сенсорной коробке.
Задачи:
• формировать представления о цвете, форме, свойствах, величине предметов, положения их в пространстве;
• развивать внимание, память, мышление.
• Познакомить с дидактическими играми и правилами этих игр;
• воспитывать познавательный интерес, любознательность;
• упражнять в установлении сходства и различия между предметами;
• способствовать развитию у детей обследовательских умений и навыков;
• развивать мелкую моторику рук;
• повышать уровень компетентности родителей по формированию представлений о сенсомоторной деятельности детей.
Из чего сделать сенсорную коробочку?
Емкость для наполнения подойдет практически любая, главное, чтобы она удобной, безопасной и вместительной.
Чем же заполнить коробку?
• Всевозможные крупы: гречка, рис (обычный и окрашенный, пшено, перловка, манка, овсянка.
• Бобовые: фасоль, горох, чечевица.
• Макароны, мука, сахар, соль, крахмал.
• Кофе молотый и в зернах, чай.
• Природный материал: песок, земля, глина, трава свежая и сено, листья, стружки и опилки, камни, перья.
• Водный наполнитель: вода простая и газированная, лед, снег, молоко, мыльный раствор, масло.
• Бумажный: кусочки бумаги и фольги, конфетти, серпантин.
• Текстиль и швейная фурнитура: ленты, кружева, веревки, кусочки ткани, бусины, пуговицы.
• Вата, ватные диски, кусочки поролона и губки
• Гидрогелиевые шарики
• Кинетический песок
Предметы, с которыми можно играть:
мелкие фигурки животных и людей,
кубики,
кольца,
шарики,
лоскуты,
камушки,
игрушечные фрукты,
искусственные и настоящие растения,
деревянные буквы и цифры,
лопатки, ложки, грабли,
мисочки, чашки, щипцы, груша для воды, сито, воронка и д
Варианты сенсорных коробок.
1) Ароматическая сенсорная коробка. Для наполнения используются специи и разные ароматные травы, но без резкого запаха. Например, мята, лаванда, звёздочки аниса, кориандр. Чтобы обезопасить ребёнка от вдыхания мелких частиц, можно упаковать их в небольшие текстильные мешочки, часть положить отдельно (например, апельсиновые корочки).
2) Музыкальная сенсорная коробка. Для детей раннего возраста может быть наполнена предметами, которые шуршат, звенят, брякают и стучат. Подойдут музыкальные инструменты, небольшие бутылочки с бусинками, которые можно трясти, металлические или деревянные ложки, молоточки, колокольчики.
3) Коробочка с одним типом наполнения. Например, только с деревянными фигурками разной формы или с металлической кухонной утварью. Можно добавить в коробку предметы одного цвета: красного, жёлтого, синего или зелёного, но при этом они должны отличаться по фактуре (быть мягкими и твёрдыми, длинными и короткими, гладкими и шершавыми).
4) Сенсорная коробка с разнообразными предметами. Например, «Мишкина коробка», куда можно положить небольшого плюшевого мишку, резиновый попрыгунчик, бубен, крышечку от кастрюли, бусы, зубную щётку, тюбик с пастой. Чем разнообразней вещи, тем больше стимулируются пальчики ребёнка.
5) Сенсорная коробка для сортировки. Детям раннего возраста интересно сортировать предметы. Для этого используют совочки, мерные ложечки разного размера, черпачки, сито и миски. Наполнить ёмкость можно крупой, песком и добавить игрушки. Дети выбирают предметы и раскладывают их по тарелкам или небольшим контейнерам. Также они могут перекладывать содержимое с помощью лопатки, тем самым обучаясь правильно держать ложку.
6) Тематическая сенсорная коробка. Наполнение такой коробки соответствует определё нной теме: «Ферма», «Зоопарк»
7) Водные сенсорные коробки. Необходимо налить в таз немного воды и бросить туда игрушки. Нужно выбирать их так, чтобы одни плавали, а другие тонули. Пусть ребёнок с помощью сита или поварёшки вылавливает предметы. Другой вариант игры – делать игрушкам кораблики и наблюдать, как они плавают по воде. Также это может быть тематическая коробка («Пруд», «Море» и др.).
Правила работы с сенсорной коробкой
1. Занятие проводится индивидуально или подгруппами по 2-3 ребенка
2. Перед работой убедиться (спросить у родителей, нет ли аллергии у кого-либо из участников игры на любой компонент из коробки.
3. Нельзя оставлять ребенка во время игры с сенсорными коробочками наедине!
4. При работе с детьми до 3 лет коробка не должна содержать мелких деталей, которые ребенок мог бы проглотить. Чем младше ребенок, тем крупнее должны быть компоненты, содержащиеся в коробке.
5. До и после окончания работы - помыть руки с мылом!
Чем полезна сенсорная коробка
Развивает мелкую моторику, тактильные ощущения, творческое и пространственное мышление, навыки сортировки и классификации, усидчивость, терпение, координацию движений и многое другое.
Это отличная возможность расширить словарный запас и использовать некоторые новые слова (скользкий, шероховатый, слизистый, кожаный и др.) или сравнения, чтобы выразить идеи (чувствуешь, как).
Помогает изучению математики: счет, группировка, сортировка, измерение и взвешивание – это лишь некоторые из математических преимуществ сенсорной коробки.
Помогает изучению цвета, формы, текстуры.
Помогает детям управлять своими эмоциями, успокаивает.
Учит сотрудничеству и разрешению конфликтов, если с коробкой играет одновременно несколько детей.
Помогает справиться с детскими страхами. Например, со страхом насекомых ребенок может справиться, играя пластиковыми насекомыми.
Обеспечивает бесконечные возможности для творческой игры: дети могут играть с предметами так, как считают нужным.
Развивает интерес к науке : сенсорные коробки могут быть отличным способом стимулировать любовь к науке с помощью таких материалов, как камни, песок, вода и так далее.
Виды игр в сенсорной коробке :
«Прячем ручки» и «Пальчиковый бассейн» - эти игры направлены не только на снятие психоэмоционального напряжения, но и на знакомство с крупой.
Игры на поиски различных предметов
Цель: развитие внимания, мелкой моторики рук
Игры по ФЭМП (найти фигуры, сосчитать 2 синих крышки, 2 красные)
Ц: знакомство с геометрическими фигурами, с понятиями: «один» - «много», развитие мелкой моторики рук, внимания, мышления, логики.
Игры с конструктором (доставать «кубик/деталь конструктора» и строить фигуру)
Ц: развитие тактильных ощущений, мелкой моторики рук, внимания, мышления, логики.
«Узнай по силуэту»
Ц: развитие тактильных ощущений, мелкой моторики рук, внимания, мышления, логики.
Работа по схеме
Ц: развитие тактильных ощущений, мелкой моторики рук, внимания, мышления, логики.
«Составь узор»
Игры с мозаикой, домино, и тд…
«Поймай меня» (в играх с водой)
«Маленькие художники» (например, в манке)
В работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста необходимо использую сенсорные коробки преимущественно большого диаметра: тазы, надувные бассейны, большие коробки, большие пластиковые контейнеры (для хранения игрушек). Это позволяет нескольким детям играть с ней, не мешая друг другу, а также способствует развитию совместного игрового взаимодействия со сверстниками. Каждую коробку можно создавать по какому-либо сенсорному принципу : по цвету, форме, звуке или фактуре. Таким образом, малыши усваивают сенсорные эталоны цвета, формы, в тактильной памяти у них откладывается информация о внешних признаках различных материалов.
Заключение
Сенсорная коробка является универсальным обучающим и развивающим пособием для работы с детьми раннего возраста.
Для поддержания интереса необходимо периодически менять и дополнять содержимое и не давать детям все сразу, чтобы каждая игра с пособием давала им ощущение новизны и оставалась для них всегда привлекательной и интересной, а главное – несла бы в себе развивающую функцию.
Наполнение сенсорной коробки легко меняется в соответствии с возрастом детей и необходимостью решения определенной образовательной задачи. Таким образом, использование сенсорной коробки в работе с детьми дошкольного возраста возможно без особых материальных затрат и больших усилий со стороны воспитателя, главное – заинтересовать ребенка, показать возможности для организации самостоятельной игры.
Источники
• Проект ’Сенсорное развитие детей младшего возраста посредством сенсорной коробки’ | Проект (младшая группа) : | Образовательная социальная сеть (nsportal.ru)
• Из опыта работы. «Использование сенсорных коробок с детьми раннего возраста» - «Дошколёнок. ру» (dohcolonoc.ru)
• сенсорная коробка как средство сенсорного развития детей раннего возраста : 1 тыс изображений найдено в Яндекс. Картинках (yandex.ru)
• сенсорная коробка как средство сенсорного развития детей раннего возраста : 1 тыс изображений найдено в Яндекс. Картинках (yandex.ru)
• сенсорная коробка как средство сенсорного развития детей раннего возраста : 1 тыс изображений найдено в Яндекс. Картинках (yandex.ru)