МААМ-картинки

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством игр в сенсорной коробке

Наталия Груздева
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством игр в сенсорной коробке
▼ Скачать + Заказать документы

«Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством игр в сенсорной коробке»

Подготовила:

воспитатель

Груздева Наталия Александровна

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В. А. Сухомлинский.

Публикация «Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством игр в сенсорной коробке» размещена в разделах

Это означает, что малыш познает мир и развивает речь через пальчики : ему необходимо все потрогать, пощупать, попробовать, поплескаться. Универсальной вещью для тактильных игр является домашняя песочница или сенсорная коробка.

Цель: Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через игры в сенсорной коробке.

Задачи:

• формировать представления о цвете, форме, свойствах, величине предметов, положения их в пространстве;

развивать внимание, память, мышление.

Познакомить с дидактическими играми и правилами этих игр;

• воспитывать познавательный интерес, любознательность;

• упражнять в установлении сходства и различия между предметами;

• способствовать развитию у детей обследовательских умений и навыков;

развивать мелкую моторику рук;

• повышать уровень компетентности родителей по формированию представлений о сенсомоторной деятельности детей.

Из чего сделать сенсорную коробочку?

Емкость для наполнения подойдет практически любая, главное, чтобы она удобной, безопасной и вместительной.

Чем же заполнить коробку?

Всевозможные крупы: гречка, рис (обычный и окрашенный, пшено, перловка, манка, овсянка.

Бобовые: фасоль, горох, чечевица.

• Макароны, мука, сахар, соль, крахмал.

• Кофе молотый и в зернах, чай.

Природный материал: песок, земля, глина, трава свежая и сено, листья, стружки и опилки, камни, перья.

Водный наполнитель: вода простая и газированная, лед, снег, молоко, мыльный раствор, масло.

Бумажный: кусочки бумаги и фольги, конфетти, серпантин.

Текстиль и швейная фурнитура: ленты, кружева, веревки, кусочки ткани, бусины, пуговицы.

• Вата, ватные диски, кусочки поролона и губки

• Гидрогелиевые шарики

• Кинетический песок

Предметы, с которыми можно играть:

мелкие фигурки животных и людей,

кубики,

кольца,

шарики,

лоскуты,

камушки,

игрушечные фрукты,

искусственные и настоящие растения,

деревянные буквы и цифры,

лопатки, ложки, грабли,

мисочки, чашки, щипцы, груша для воды, сито, воронка и д

Варианты сенсорных коробок.

1) Ароматическая сенсорная коробка. Для наполнения используются специи и разные ароматные травы, но без резкого запаха. Например, мята, лаванда, звёздочки аниса, кориандр. Чтобы обезопасить ребёнка от вдыхания мелких частиц, можно упаковать их в небольшие текстильные мешочки, часть положить отдельно (например, апельсиновые корочки).

2) Музыкальная сенсорная коробка. Для детей раннего возраста может быть наполнена предметами, которые шуршат, звенят, брякают и стучат. Подойдут музыкальные инструменты, небольшие бутылочки с бусинками, которые можно трясти, металлические или деревянные ложки, молоточки, колокольчики.

3) Коробочка с одним типом наполнения. Например, только с деревянными фигурками разной формы или с металлической кухонной утварью. Можно добавить в коробку предметы одного цвета: красного, жёлтого, синего или зелёного, но при этом они должны отличаться по фактуре (быть мягкими и твёрдыми, длинными и короткими, гладкими и шершавыми).

4) Сенсорная коробка с разнообразными предметами. Например, «Мишкина коробка», куда можно положить небольшого плюшевого мишку, резиновый попрыгунчик, бубен, крышечку от кастрюли, бусы, зубную щётку, тюбик с пастой. Чем разнообразней вещи, тем больше стимулируются пальчики ребёнка.

5) Сенсорная коробка для сортировки. Детям раннего возраста интересно сортировать предметы. Для этого используют совочки, мерные ложечки разного размера, черпачки, сито и миски. Наполнить ёмкость можно крупой, песком и добавить игрушки. Дети выбирают предметы и раскладывают их по тарелкам или небольшим контейнерам. Также они могут перекладывать содержимое с помощью лопатки, тем самым обучаясь правильно держать ложку.

6) Тематическая сенсорная коробка. Наполнение такой коробки соответствует определё нной теме: «Ферма», «Зоопарк»

7) Водные сенсорные коробки. Необходимо налить в таз немного воды и бросить туда игрушки. Нужно выбирать их так, чтобы одни плавали, а другие тонули. Пусть ребёнок с помощью сита или поварёшки вылавливает предметы. Другой вариант игры – делать игрушкам кораблики и наблюдать, как они плавают по воде. Также это может быть тематическая коробка («Пруд», «Море» и др.).

Правила работы с сенсорной коробкой

1. Занятие проводится индивидуально или подгруппами по 2-3 ребенка

2. Перед работой убедиться (спросить у родителей, нет ли аллергии у кого-либо из участников игры на любой компонент из коробки.

3. Нельзя оставлять ребенка во время игры с сенсорными коробочками наедине!

4. При работе с детьми до 3 лет коробка не должна содержать мелких деталей, которые ребенок мог бы проглотить. Чем младше ребенок, тем крупнее должны быть компоненты, содержащиеся в коробке.

5. До и после окончания работы - помыть руки с мылом!

Чем полезна сенсорная коробка

Развивает мелкую моторику, тактильные ощущения, творческое и пространственное мышление, навыки сортировки и классификации, усидчивость, терпение, координацию движений и многое другое.

Это отличная возможность расширить словарный запас и использовать некоторые новые слова (скользкий, шероховатый, слизистый, кожаный и др.) или сравнения, чтобы выразить идеи (чувствуешь, как).

Помогает изучению математики: счет, группировка, сортировка, измерение и взвешивание – это лишь некоторые из математических преимуществ сенсорной коробки.

Помогает изучению цвета, формы, текстуры.

Помогает детям управлять своими эмоциями, успокаивает.

Учит сотрудничеству и разрешению конфликтов, если с коробкой играет одновременно несколько детей.

Помогает справиться с детскими страхами. Например, со страхом насекомых ребенок может справиться, играя пластиковыми насекомыми.

Обеспечивает бесконечные возможности для творческой игры: дети могут играть с предметами так, как считают нужным.

Развивает интерес к науке : сенсорные коробки могут быть отличным способом стимулировать любовь к науке с помощью таких материалов, как камни, песок, вода и так далее.

Виды игр в сенсорной коробке :

«Прячем ручки» и «Пальчиковый бассейн» - эти игры направлены не только на снятие психоэмоционального напряжения, но и на знакомство с крупой.

Игры на поиски различных предметов

Цель: развитие внимания, мелкой моторики рук

Игры по ФЭМП (найти фигуры, сосчитать 2 синих крышки, 2 красные)

Ц: знакомство с геометрическими фигурами, с понятиями: «один» - «много», развитие мелкой моторики рук, внимания, мышления, логики.

Игры с конструктором (доставать «кубик/деталь конструктора» и строить фигуру)

Ц: развитие тактильных ощущений, мелкой моторики рук, внимания, мышления, логики.

«Узнай по силуэту»

Ц: развитие тактильных ощущений, мелкой моторики рук, внимания, мышления, логики.

Работа по схеме

Ц: развитие тактильных ощущений, мелкой моторики рук, внимания, мышления, логики.

«Составь узор»

Игры с мозаикой, домино, и тд…

«Поймай меня» (в играх с водой)

«Маленькие художники» (например, в манке)

В работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста необходимо использую сенсорные коробки преимущественно большого диаметра: тазы, надувные бассейны, большие коробки, большие пластиковые контейнеры (для хранения игрушек). Это позволяет нескольким детям играть с ней, не мешая друг другу, а также способствует развитию совместного игрового взаимодействия со сверстниками. Каждую коробку можно создавать по какому-либо сенсорному принципу : по цвету, форме, звуке или фактуре. Таким образом, малыши усваивают сенсорные эталоны цвета, формы, в тактильной памяти у них откладывается информация о внешних признаках различных материалов.

Заключение

Сенсорная коробка является универсальным обучающим и развивающим пособием для работы с детьми раннего возраста.

Для поддержания интереса необходимо периодически менять и дополнять содержимое и не давать детям все сразу, чтобы каждая игра с пособием давала им ощущение новизны и оставалась для них всегда привлекательной и интересной, а главное – несла бы в себе развивающую функцию.

Наполнение сенсорной коробки легко меняется в соответствии с возрастом детей и необходимостью решения определенной образовательной задачи. Таким образом, использование сенсорной коробки в работе с детьми дошкольного возраста возможно без особых материальных затрат и больших усилий со стороны воспитателя, главное – заинтересовать ребенка, показать возможности для организации самостоятельной игры.

Источники

• Проект ’Сенсорное развитие детей младшего возраста посредством сенсорной коробки’ | Проект (младшая группа) : | Образовательная социальная сеть (nsportal.ru)

• Из опыта работы. «Использование сенсорных коробок с детьми раннего возраста» - «Дошколёнок. ру» (dohcolonoc.ru)

сенсорная коробка как средство сенсорного развития детей раннего возраста : 1 тыс изображений найдено в Яндекс. Картинках (yandex.ru)

сенсорная коробка как средство сенсорного развития детей раннего возраста : 1 тыс изображений найдено в Яндекс. Картинках (yandex.ru)

сенсорная коробка как средство сенсорного развития детей раннего возраста : 1 тыс изображений найдено в Яндекс. Картинках (yandex.ru)

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Формирование сенсорной культуры у детей младшего возраста посредством дидактических игр Хочу поделиться опытом работы по теме «Использование дидактических игр для развития сенсорной культуры у детей младшего возраста» (На примере.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности (опыт работы) «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы.

Фотоотчёт о семинаре-практикуме «Развитие познавательной активности у детей в условиях «Лаборатории креативного мышления»Фотоотчёт о семинаре-практикуме «Развитие познавательной активности у детей в условиях «Лаборатории креативного мышления» Фотоотчёт о семинаре-практикуме «Развитие познавательной активности у детей в условиях «Лаборатории креативного мышления»» 4 февраля в нашем.

Консультация для родителей «Развитие познавательной активности детей через опытно-экспериментальную деятельность»Консультация для родителей «Развитие познавательной активности детей через опытно-экспериментальную деятельность» Доброго времени суток, уважаемые коллеги и гости моего сайта! Предлагаю Вашему вниманию консультацию ""Развитие познавательной активности.

Мастер-класс на тему «Развитие познавательной активности детей в процессе поисково-исследовательской деятельности»Мастер-класс на тему «Развитие познавательной активности детей в процессе поисково-исследовательской деятельности» Цель: представление опыта работы по развитию познавательной активности детей в процессе поисково – исследовательской деятельности. Задачи:.

Многофункциональное панно как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возрастаМногофункциональное панно как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста .

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через игровые технологии «… Весь процесс воспитания ребенка мы рассматриваем как обучение тому, в какие игры следует играть и как в них играть» Эрик Берн Задумывались.

Развитие речевой активности детей среднего дошкольного возраста в различных видах деятельностиРазвитие речевой активности детей среднего дошкольного возраста в различных видах деятельности Актуальность: В настоящее время в связи с вступлением федеральных государственных требований, особую актуальность приобретает проблема развития.

Развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельностиРазвитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности «При знакомстве с искусством, в том числе и театрализованным, у детей развивается эмоциональная среда, которая является одним из основных.

Выступление на педсовете «Развитие познавательной активности на занятиях математики посредством ИКТ» Развитие познавательной активности на занятиях математики посредством ИКТ""Детская природа требует наглядности". К. Д. Ушинский Математическое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством игр в сенсорной коробке
Опубликовано: 4 декабря 2023 в 22:45
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством игр в сенсорной коробке» (включая файлы) размещена пользователем Наталия Груздева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД