Ирина Клопова
Развитие познавательной активности старших дошкольников через проектно-исследовательскую деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие познавательной активности старших дошкольников через
проектно-исследовательскую деятельность.
Клопова Ирина Константиновна
Воспитатель МАДОУ «Детский сад № 182»
г. Нижний Новгород
Познавательное развитие дошкольников – это процесс, в ходе которого дети приобретают знания, умения и навыки, развивают свои познавательные способности и интересы. Оно направлено на расширение и углубление понимания мира, развитие мышления, воображения, внимания и памяти.
Публикация «Развитие познавательной активности старших дошкольников через проектно-исследовательскую деятельность» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Важной особенностью познавательного развития дошкольников является активность ребенка в процессе усвоения знаний. Дети в этом возрасте активно исследуют окружающий мир, задают вопросы, ищут ответы, экспериментируют и делают открытия. Они стремятся понять причинно-следственные связи, устанавливать отношения между объектами и явлениями, анализировать и сравнивать информацию.
Познавательное развитие дошкольников имеет свои особенности. В этом возрасте дети еще не обладают абстрактным мышлением, поэтому они лучше усваивают конкретные и наглядные материалы. Они также нуждаются в активной поддержке и руководстве со стороны взрослых, чтобы они могли ориентироваться в информационном потоке и правильно интерпретировать полученные знания.
Цели и задачи деятельности по познавательному развитию
Целью деятельности по познавательному развитию дошкольников является формирование у них познавательных умений и навыков, развитие мышления и познавательных интересов.
Основные цели:
• Развитие познавательных способностей и умений дошкольников.
• Формирование у детей познавательного интереса к окружающему миру.
• Расширение кругозора и обогащение знаний о природе, обществе, культуре и других областях.
• Развитие наблюдательности, воображения и творческого мышления.
• Подготовка детей к успешному обучению в школе.
Основные задачи:
• Ознакомление детей с окружающим миром через наблюдение, исследование и экспериментирование.
• Развитие навыков самостоятельного поиска и получения информации.
• Стимулирование активности и инициативы в познавательной деятельности.
• Развитие речи и коммуникативных навыков через обсуждение и обмен опытом.
• Формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и систематизировать полученные знания.
• Поддержка и развитие познавательного интереса и любознательности у детей.
• Создание условий для развития творческого мышления и самореализации.
• Оценка и коррекция познавательного развития для дальнейшего прогресса.
Потребность общества в формировании творческой активной личности ставит перед практикой дошкольного образования новые задачи. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) прямо указано, что необходимо «…побуждать детей к инициативности и самостоятельности», специальным образом организуя образовательную среду». Согласно п. 3.2.1 ФГОС ДО необходимо при реализации основной образовательной программы дошкольного образования как программы позитивной социализации дошкольников целенаправленно создавать психолого-педагогические условия поддержки инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности.
В основе успешности человека практически во всех видах деятельности лежит стремление осуществить широкую ориентировку – узнать, как можно больше, проникнуть в суть исследуемого объекта или явления, выявить его свойства и характеристики.
В дошкольном возрасте это становится возможным благодаря проявляемой ребенком познавательной активности. В отечественной психологии основы современного подхода к изучению познавательной активности были заложены трудами Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, в которых показана неразрывная связь деятельности личности и ее активности. Несмотря на то, что многие ученые уже уделяли внимание изучению познавательной активности дошкольников (Д. Б. Богоявленская, М. И. Лисина, Л. А. Венгер, Н. Н. Поддъяков, Н. Е. Веракса) на сегодняшний день нет однозначного толкования этого термина. Термин «познавательная активность» пересекается с такими близкими понятиями, как «умственная и интеллектуальная активность», «инициативность», «любознательность», «познавательный интерес», «над ситуативная активность», «познавательная инициатива». образовательной ситуации (Н. С. Денисенкова, Е. Е. Клопотова и др.). Познавательная сфера дошкольников имеет свои особенности и проблемы развития. Чтобы достигнуть высокого уровня ее сформированности, необходимо учитывать индивидуальные особенности детей и знать основные закономерности психических процессов.
В. В. Тараканова в своем исследовании рассмотрела гендерные особенности развития познавательных процессов дошкольников. В ходе исследования выяснилось, что девочки лучше мальчиков справляются с речевыми заданиями, в мальчики, в свою очередь, лучше справляются с пространственными заданиями. Более высокие поисковые, новаторские, креативные способности были выявлены у мальчиков. Если девочки задают вопросы для того, чтобы пообщаться, то мальчики - чтобы получить информацию. Переключаемость и продуктивность в дошкольном возрасте дифференцируются по половому признаку. Внимание более продуктивно у девочек, а переключаемость выше у мальчиков. У девочек лучше концентрация внимания, а у мальчиков больше объем.
Дошкольный возраст является сенситивным периодом для развития познавательной активности. Важно, чтобы дошкольник умел оперировать и применять, полученные знания в практической деятельности. Как пробудить у дошкольников интерес к процессу познания, самостоятельному поиску знаний, решений и достижений поставленных целей? Интенсивное изменение окружающей жизни, внедрение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют воспитателю необходимость выбирать более эффективные способы обучения и воспитания.
Деятельность по познавательному развитию дошкольников должна быть разнообразной, интересной и доступной для детей. Она должна учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и способствовать его полноценному развитию.
В дошкольной системе образования позитивно оцениваются новые направления, обозначенные в ФГОС. Инновационные педагогические технологии в организации образовательной деятельности дошкольников являются важным направлением в работе.
В современных условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и, в первую очередь, умение добывать эти знания самому и оперировать ими. В связи с этим, сегодня перспективным становится использование проблемного обучения, при котором развиваются самостоятельность мышления, познавательные умения и способности ребенка.
В период научно-технического прогресса создаются новые технологии, которые диктуют педагогу необходимость выбирать современные средства обучения и воспитания дошкольников. Проектная деятельность является одним из приоритетных методов, позволяющим решать множество образовательных задач. Использование проектной деятельности не только расширяет возможности предоставления информации, но и активно вовлекает детей в процесс познания. Особенностью проектной деятельности дошкольников является то, что в ходе ее реализации в образовательном процессе детского сада взрослыми создаются различные ситуации, побуждающие ребенка самостоятельно мыслить, находить и решать элементарные познавательные проблемы воплощать идеи на практике, стимулируют его активность и инициативность. «Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я, может быть, запомню, вовлеки меня, и я пойму»-мудрые слова мыслителя Конфуция, вот лучшее подтверждение всего выше сказанного.
Метод проектов актуален и эффективен, он развивает познавательную активность, коммуникативные и практические навыки, исследовательское мышление ребенка-дошкольника, способствует успешному переходу к следующей ступени обучения.
Проектная деятельность представляет собой интеграцию образовательных областей и совместную деятельность воспитателя с детьми дошкольного возраста. Именно в этом возрасте у детей развивается интерес к объектам природы и предметам окружающего мира. Дети наблюдают, анализируют, сравнивают, делают выводы и устанавливают причинно-следственные связи. Развиваются такие психические процессы, как память, внимание, логическое мышление, связанная речь.
Я работаю по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Веракса, в которой одной из главных задач педагога при организации проектной деятельности дошкольников является поддержка детской инициативы. Инициатива ребенка обязательно включает в себя познавательный компонент. Познавательная инициатива проявляется всякий раз, когда ребенок начинает решать свою собственную задачу, а не ту задачу, которую перед ним поставил экспериментатор. Умение создать условия для проявления познавательной инициативы детей является важным моментом готовности педагога к организации проектной деятельности.
Совместная работа над проектами помогла стимулировать познавательную активность детей, объединить родителей группы, активизировать их творческие способности, развить интерес к новой форме работы – проектированию.
Проект " Террариум в банке: целый мир с замкнутой экосистемой".
Гипотеза: предположим, что террариум – маленький мир, со своей замкнутой экосистемой, заключенный в рамки стеклянного купола, под которым он может существовать практически вечно. Такая удивительная вещь не оставит никого равнодушным. И принцип работы террариума (герметизации стеклянной колбы) состоит в том, что террариум благодаря целостной и замкнутой экосистеме является практически полностью самодостаточным.
Единственное, что ему необходимо – это солнечный свет. В нем происходят практически те же процессы, что и на нашей планете. Там будет развиваться своя собственная жизнь, вода будет испаряться, оседая конденсатом на стенках сосуда, затем снова стекать в почву.
Одни растения будут расти вверх, другие со временем начнут разлагаться, выделяя углекислый газ и давая возможность вырасти новым. Нам же остается только наблюдать за процессом и радоваться новому приобретению, сделанному своими руками.
Цель: организация совместной познавательно-исследовательской деятельности взрослого с детьми старшей группы.
Задачи:
Образовательные:
Знакомить дошкольников с замкнутой экосистемой (вечный террариум).
Формировать умения наблюдать, сравнивать, анализировать.
Расширять знания об условиях выращивания растений в зимний период.
Активизировать речь и обогащать словарь детей.
Воспитательные:
Формировать бережное отношение растениям, трудовые навыки.
Развивающие :
Развивать познавательный интерес у дошкольников через приобщение их к исследовательской и проектной творческой работе.
Оборудование: Трехлитровая банка, крышка, гравий, земля, растения, вода.
Предварительная работа:
1. Наблюдение за ростом и развитием растений на участке;
2. Беседа о растениях в осенний период;
3. Заучивание пословиц и поговорок о растениях;
Подбор содержимого террариума
Как минимум, для нормального функционирования террариума, нам необходимы: гравий или керамзит в качестве дренажа, песок и земля для формирования почвы. Дальше необходимы несколько небольших растений. Все это мы набрали на нашем участке. Можно еще добавить какой-нибудь предмет дикой природы, будь то желудь или ракушка и многое другое, что придет в голову, в качестве антуража. Мы добавили небольшие камни и динозавра.
20.09.2023г. Заполнение террариума
В самом начале мы насыпали гравий, а сверху покрывали все землей. Этап формирования почвы завершен. Далее мы распределили все остальные растения и предметы в почве новоиспеченного террариума. Естественно, нашим растениям понадобится влага, поэтому перед герметизацией банки добавили из шприца небольшое количество воды. Затем нам нужно закупорить горлышко так, чтобы туда не проникал воздух извне. Сделали это с помощью крышки.
Террариум – замечательная вещь
После завершения последнего этапа мы спокойно выдохнули – основная работа закончена. Дети решили разместить на подоконнике, где очень удобно постоянно наблюдать за изменениями в террариуме.
Вывод: Изучение условий выращивания растений в замкнутой экосистеме прошел успешно. Дети с удовольствием наблюдают за всем происходящим в террариуме, делятся своими впечатлениями с воспитателями, сверстниками и родителями.
Эксперимент продолжается.
В ноябре состояние нашего террариума не изменилось. В январе картина оставалась такой-же. Уже к середине декабря, практически на глазах стали появляться новые зеленые листья и росточки наших растений. Напомню, что с 20.09.2023 г террариум мы не открывали! Ребята с удовольствием рассматривают террариум, находят изменения и знакомые травки с нашего прогулочного участка.
Большой интерес вызвал у детей проект «Соль-польза и вред»
Исследование начали с изучения свойств и качеств соли: на вкус соленая, белого цвета, не имеет запаха, растворяется в жидкостях.
Наблюдения в процессе проведения опыта с луковицей показали, как влияет соль на рост растений. Дети самостоятельно готовили два вида почв, один из которых содержал большое количество соли. Дети высаживали лук. На протяжении всего опыта осуществлялся уход за растениями, фиксировались результаты в дневнике наблюдений, вносились изменения в таблицу. Дети самостоятельно сделали вывод. Что в почве, содержащей соль, растение практически не растет.
Наши маленькие лаборанты учились добывать питьевую воду из соленой воды. Этот опыт у детей вызвал большой интерес и желание получить результат. Дошкольники уверены : можно смело ехать на море и не бояться жажды.
Но самым интересным для детей было проведение эксперимента по «выращиванию кристаллов». Юные исследователи внимательно слушали все инструкции и затем самостоятельно проводили опыт под наблюдением взрослого. Самостоятельная экспериментальная деятельность придала детям уверенность в своих возможностях и усилила познавательный интерес.
В процессе работы дети смело высказывали свои мысли, давали предложения, доказывали и самостоятельно делали выводы.
С интересом дети воспринимали встречи с родителями. В один из вечеров дети совместно с родителями создали макеты «Добыча соли», «Добывание соли методом высушивания», одна из семей представила настоящий минерал из Алтая. Группа детей под руководством родителей обыграли сказку «Соль дороже золота». Получилось красочно, ярко и увлекательно. С помощью макета, дети разворачивали сюжет игры : «Добыча соли», фантазировали, придумывали необычные истории о соли и ее путешествиях.
После таких удивительных исследований без особых трудов дети создали паспорт «Полезное ископаемое – соль», где были обобщены полученные и наработанные знания о соли. Дети научились кратко описывать ее основные признаки, узнали и легко находили на карте места добычи и использование соли человеком, отмечая положительные и отрицательные свойства.
В ходе реализации проекта дети творческой группы пришли к следующим выводам:
1. Соль – продукт, который может нанести вред здоровью человека.
2. Соль неблагоприятно влияет на рост и развитие растений.
3. Соль – полезное ископаемое, которое используется человеком в быту и на производстве.
4. Соль добываю в России, в том числе в Алтайском крае, на Урале, Астраханской области.
В ходе исследовательской работы дети выяснили, что такое поваренная соль и каким образом она попадает на наш стол. Узнали много нового об особенностях соли, ее свойствах и качествах. Самостоятельно провели много интересных опытов с солью, познакомились с разными способами выращивания кристаллов. Из маленьких детей они превратились в маленьких исследователей: научились анализировать полученные результаты, отвечать на вопросы, устанавливать причинно-следственные связи. Существенно повысился их познавательный интерес на занятиях. И что немаловажно, интересная совместная работа сплотила детей, они стали более терпимы друг к другу. А также убедились, что самые простые и знакомые вещи могут быть необычными! Таким образом в проектно-исследовательской деятельности дети имели возможность напрямую удовлетворить присущую им любознательность, упорядочить свои представления о мире окружающих предметов. Участие детей в проектах разного характера способствовало развитию познавательной активности, коммуникативности, самостоятельности, повышение готовности детей к восприятию нового материала, активное участие родителей в жизни группы.
Таким образом, развитие познавательных способностей и познавательного интереса дошкольников – один из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка дошкольного возраста. От того, насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом. Ребенок, которому интересно узнавать что-то новое и у которого это получается, всегда будет стремиться узнать еще больше – что самым положительным образом скажется на его умственном развитии.
Литература
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. -
• Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
• Короткова Т. А. «Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольного ребенка в детском саду»/ Короткова Т. А. «Дошкольное воспитание» - 2003г.
• Веракса Н. Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. - М. : Мозаика-Синтез. - 2008. -
• Веракса Н. Е., Галимов О. Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.
• Киселева Л. С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения : Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. [М. : АРКТИ, 2006. - 96 с
• Деркунская В. А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. — М. : Центр педагогического образования, 2012. —