Получи документы

Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника с ОВЗ

Першанина Ольга Александровна
Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника с ОВЗ

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)

Ф. И. О. ребенка

• Иванова Иван Ивановна

Дата рождения

• 24 марта 20. г.

Цель: выстраивание системы работы с ребенком, имеющим ОВЗ, в условиях:

• комбинированной группы (в условиях интеграции);

Целевой раздел АОП

I. Общие сведения

Публикация «Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника с ОВЗ» размещена в разделах

Дата поступления в образовательную организацию : 01 августа 20. г.

Дошкольная группа:

• подготовительная к школе группа;

Режим пребывания:

• группа полного дня;

Сопровождение тьютора:

• нет;

Заключение и рекомендации ПМПК Образовательная программа :

• адаптированная основная образовательная программа для детей с ОВЗ дошкольного возраста;

Конкретизация категории ОВЗ:

• ПрАООП для детей с ТНР (одобрена решением от 7.12 2017 г. Протокол № 6/17)

Психолого-педагогическая характеристика • Внешний вид ребё нка: Опрятная, чистая

Исследование движений и действий: Подвижная, активная

Состояние эмоционально-волевой сферы: Контактирует со всеми детьми в группе и со взрослыми, отзывчивая, доброжелательная

Состояние психических процессов и познавательной деятельности: Спокойная, умная девочка, но инициативы в работе на занятиях не проявляет

• Изучение представлений о ближайшем окружении, об окружающем мире: Ориентируется в ближайшем окружении, все знает об окружающем мире

Особенности речевой деятельности: Словарный запас соответствует норме, голос тихий, спокойный, не решительная в ответах, быстро заучивает стихотворение наизусть

Состояние игровой деятельности: Проявляет активность, играет выборочно с кем, проявляет интерес к сюжетно-ролевым играм, играм с предметами и играм по правилам

Состояние продуктивной деятельности: Все выполняет сама, соответствует образцу воспитателя

Основная цель на текущий период в направлении развития и социализации ребенка (полугодие) Освоение ребенком примерной ООП дошкольного образования, вариативной ООП Образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, а также Примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования ПрАООП для детей с ТНР

Общие задачи на период реализации ИОМ и ИОП Создание коррекционно-педагогических условий для обучения и воспитания с целью уменьшения и устранения недостатков речевой деятельности, речемыслительной деятельности, познавательной деятельности, коммуникативной деятельности и компенсации нарушений в развитии.

Уровень проектирования индивидуальной коррекционно-развивающей программы

Зона актуального развития (обученности и воспитанности) Зона ближайшего развития (обучаемости и воспитуемости)

Ребенок освоил действия по памяти и по образцу взрослого, использует методы практического примеривания и зрительного соотнесения. Ребенок выделяет комплекс признаков у предмета, обобщает предметы по наличию данного комплекса. Отвечает на вопрос: «Как называются все такие? Чем похожи предметы?». Отсчитывает определенное количество предметов по образцу. Считает на ощупь и вслух в пределах пяти. Может проводить ранжирование признаков по мере увеличения/уменьшения. У ребёнка сформировано представление об основных цветах. Называет их самостоятельно. Может затрудняться в назывании промежуточных цветов. Может правильно называть объёмные формы и плоскостные фигуры, но может спутать названия таких фигур, как квадрат и прямоугольник. При выполнении заданий действует преимущественно по зрительному соотнесению. При помощи взрослого выполняет соотнесение плоскостной и объемной форм: выбирает объемные формы по плоскостному образцу, плоскостные формы по объемному образцу. Может моделировать из геометрических фигур лицо и фигурку человека. Соотносит причины и следствия проявления эмоций в конкретной ситуации. Обозначает направление движения во время ходьбы, бега. Понимает расположение одного предмета относительно другого, меняет направление движений в соответствии с инструкцией. При помощи взрослого ориентируется по основным пространственным направлениям: вперед– назад, направо–налево, вверх–вниз. Определяет местоположение предмета относительно себя (впереди–позади, справа–слева, сзади, позади). Понимает, что такое условная мера, уметь самостоятельно измерять. Устанавливает ряд размеров по одному из параметров (длине, ширине, высоте, толщине). Работая с моделью режима дня, с помощью взрослого определяет будущие и прошедшие действия и виды деятельности Определяет время года по картинкам и отвечает на вопросы взрослого. Ребенок действует на уровне зрительного соотнесения, пользуясь образцом, обобщая в памяти опыт совместных действий со взрослым. Выполняет задание воссоздавать целостное изображение предмета, выбирая недостающие части из четырех-пяти элементов; дорисовывать недостающие части или детали рисунка; отгадывать загадки-описания. У ребенка есть представление об относительности величины: один и тот же предмет может быть по отношению к одним предметам маленьким, а по отношению к другим — большим (длиннее - короче, выше - ниже). Сформированы представления об основных цветах, промежуточных тонах. Выстраивает сериационные ряды светлотных оттенков Самостоятельно называет их. Знает название объёмных форм и плоскостных геометрических фигур, выделяет цвет и форму окружающих предметов, пытается передать их в продуктивных видах деятельности. Справляется с заданиями на классификацию предметов по признаку цвета и ли формы, абстрагируясь от «ненужных» признаков. Ребенок проводит ранжирование признаков по мере увеличения/уменьшения, сравнение предметов по двум признакам (цвет, форма, величина, оценку влияния меры изменения признака, эмоции на ситуацию и событие (причина – следствие). Работая с моделью недельного расписания занятий, определяет будущие или прошедшие занятия, виды деятельности. Определяет время года по картинкам и составляет рассказы по картинкам.

Организационный раздел АОП

II. Специфика индивидуального образовательного маршрута

Модуль 2.1. Создание «безбарьерной» среды: специфика условий представлена в АООП ДО для детей с ОВЗ (описание преемственно с ФГОС НОО для детей с ОВЗ и дополнено рекомендациями Г. В. Яковлевой)

Материально-технические условия:

• Для обеспечения образовательной деятельности необходимо в групповых и других помещениях, предназначенных для образовательной деятельности детей (музыкальном, спортивном залах, зимнем саду, изостудии, театре и др., создавать условия для общения и совместной деятельности детей как со взрослыми, так и со сверстниками в разных групповых сочетаниях. Дети должны иметь возможность собираться для игр и занятий всей группой вместе, а также объединяться в малые группы в соответствии со своими интересами.

Архитектурная среда и учебное пространство

• компьютерная техника (персональный компьютер учителя, множительная техника);

• аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц, картинок и т. д. ;

• погремушки и музыкальные инструменты (фортепиано, бубен, деревянные ложки, треугольник, трещотки, маракасы, металлофон);

• музыкальный центр и набор СD дисков с аудиоматериалом;

• телевизор и набор видеоматериалов;

• реквизит для танцев и двигательных упражнений (флажки, мячи разных размеров, ленточки, платочки, обручи, скакалки, гимнастические палки).

Специальное оборудование

Для ребенка с нарушениями речи необходим уголок с подборкой иллюстраций с предметными и сюжетными картинками, игрушки для обыгрывания стихов, потешек, карточки с изображением правильной артикуляции звуков, схемы разбора слова, предложения, иллюстративные материалы для закрепления и автоматизации звуков, индивидуальные зеркала для обучающихся.

• Наборы дидактических игр, раздаточного материала, картинок для фронтальной и индивидуальной работы.

Для художественно-эстетического развития детей с ТНР и коррекции нарушений развития фонематического слуха и ритмической структуры подбираются музыкально-дидактические игры: на обогащение слухового опыта; на определение характера музыки; на развитие звуковысотного слуха; на развитие музыко-слуховой памяти; на развитие тембрового слуха; на развитие чувства ритма.

Модуль 2.2. Общие и специальные условия организации коррекционно-педагогического процесса представлены в АООП детского сада; в соответствии с особыми образовательными потребностями и ограниченными возможностями здоровья.

Режим пребывания ребенка в ОУ • Пять дней в неделю, полный день

Соматическое состояние • Вторая группа здоровья

Рекомендации специалистов медицинского профиля • Отсутствуют

Противопоказания • Отсутствуют

Взаимодействие специалистов ОУ • Рекомендованы занятия с учителем-логопедом

• Рекомендованы занятия с педагогом-психологом

Содержательный раздел АОП

III. Индивидуальная образовательная программа

Модуль 3.1 Комплексирование программ

3.1.1. Выбор среди вариативных (примерных) ООП дошкольного образования (в Навигаторе ФИРО) :

Образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

3.1.2. Выбор среди Примерных АООП для детей с ОВЗ:

• ПрАООП для детей с ТНР

3.1.3. Выбор среди Вариативных адаптированных ООП для детей с ОВЗ:

Образовательная программа дошкольного образования «Образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет». Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО / Н. В. Нищева

3.1.4. Выбор среди комплексных программ и технологий воспитания и обучения детей с ОВЗ:

Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] : програм. -метод. рекомендации / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова, Г. В. Чиркина. - 2-е изд., стер. - М. : Дрофа, 2010.

Содержание коррекционно-развивающей работы на основе комплексирования программ

Программа коррекционно-развивающей работы

Программа коррекционно-развивающей работы включает:

• системное и разностороннее развитие речи и коррекцию речевых расстройств (с учетом уровня речевого развития, механизма, структуры речевого дефекта у детей с ТНР);

• социально-коммуникативное развитие;

• развитие и коррекцию сенсорных, моторных, психических функций у детей с ТНР;

• познавательное развитие;

• развитие высших психических функций;

• коррекцию нарушений развития личности, эмоционально - волевой сферы с целью максимальной социальной адаптации ребёнка с ТНР.

Индивидуализация работы связана с определением уровня развития речи ребенка.

Обучение детей с развернутой фразовой речью с элементами лексико-грамматического недоразвития (третьим уровнем речевого развития) предусматривает:

• совершенствование понимания речи (умение вслушиваться в обращённую речь, дифференцированно воспринимать названия предметов, действий признаков; понимание более тонких значений обобщающих слов в целях готовности к овладению монологической и диалогической речью);

развитие умения дифференцировать на слух оппозиционные звуки речи: свистящие - шипящие, звонкие - глухие, твердые - мягкие, сонорные и т. д. ;

• закрепление навыков звукового анализа и синтеза (анализ и синтез простого слога без стечения согласных, выделение начального гласного/согласного звука в слове, анализ и синтез слогов со стечением согласных, выделение конечного согласного/гласного звука в слове, деление слова на слоги, анализ и синтез 2-Зсложных слов и т. д.);

• обучение элементам грамоты. Знакомство с буквами, соответствующими правильно произносимым звукам. Обучение элементам звуко-буквенного анализа и синтеза при работе со схемами слога и слова. Чтение и печатание отдельных слогов, слов и коротких предложений. Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения включает в себя закрепление понятий «звук», «слог», «слово», «предложение», «рассказ»; анализ и синтез звуко-слоговых и звуко-буквенных структур;

• развитие лексико-грамматических средств языка. Этот раздел включает не только увеличение количественных, но прежде всего качественных показателей: расширение значений слов; формирование семантической структуры слова; введение новых слов и словосочетаний в самостоятельную речь существительных с уменьшительным и увеличительным значением (бусинка, голосок - голосище); с противоположным значением (грубость- вежливость; жадность-щедрость). Умение объяснять переносное значение слов (золотые руки, острый язык, долг платежом красен, бить баклуши и т. д.). Подбирать существительные к прилагательным (острый - нож, соус, бритва, приправа; темный (ая) - платок, ночь, пальто; образовывать от названий действия названия предметов (блестеть - блеск, трещать - треск, шуметь - шум; объяснять логические связи (Оля провожала Таню - кто приезжал, подбирать синонимы (смелый - храбрый);

• закрепление произношения многосложных слов с различными вариантами стечения согласных звуков. Употребление этих слов в самостоятельной речи: птичница, проволока, регулировщик регулирует уличное движение, экскаваторщик, экскаваторщик работает на экскаваторе;

Развитие развернутой фразовой речи фонетически правильно оформленной; расширение навыков составления повествовательного рассказа на основе событий заданной последовательности, составление предложений с разными видами придаточных, закрепление умений составлять рассказы по картине, серии картин, по представлению, по демонстрации действий, преобразование деформированного текста; включение в рассказы начала и конца сюжета, элементов фантазии.

Большое внимание уделяется гласным звукам, от четкости произношения которых в значительной мере зависит внятность речи. Кроме того, правильное произношение гласных играет большую роль при анализе звукового состава слова.

На основании уточненных произносительных навыков осуществляются наиболее простые формы фонематического восприятия, т. е. умение услышать заданный звук (в ряду других звуков); определить наличие данного звука в слове. С самого начала обучения необходимо опираться на осознанный анализ и синтез звукового состава слова. Умение выделять звуки из состава слова играет большую роль при восполнении пробелов фонематического развития.

Упражнения в звуковом анализе и синтезе, опирающиеся на четкие кинестетические ощущения, способствуют осознанному звучанию речи, что является базой для подготовки к обучению грамоте. С другой стороны, навыки звуко-буквенного анализа, сравнение, сопоставление сходных и различных признаков звуков и букв, упражнения по анализу, синтезу способствуют закреплению навыков произношения и усвоению сознательного чтения и письма.

Предусмотрено определенное соответствие между изучаемыми звуками и теми, или иными формами анализа. В определенной последовательности проводятся упражнения, подготавливающие детей к обучению грамоте — вначале это выделение из слов отдельных звуков, затем анализ и синтез простейших односложных слов. И лишь позднее дети овладевают навыком звуко-слогового анализа и синтеза двух-трехсложных слов. Навыки рече-звукового анализа и синтеза совершенствуются в процессе дальнейшего изучения звуков и обучения грамоте. Работа начинается с уточнения артикуляции звуков у, а, и. Эти же звуки используются для наиболее легкой формы анализа — выделения первого гласного звука из начала слов. Детям дается первое представление о том, что звуки могут быть расположены в определенной последовательности. Четко артикулируя, они произносят указанные звуки, например, а, у или и, у, а, а затем определяют количество их и последовательность.

Далее осуществляется анализ и синтез обратного слога типа ап, ут, ок. Дети учатся выделять последний согласный в словах (кот, мак).

Затем они приступают к выделению начальных согласных и ударных гласных из положения после согласных (дом, танк).

Далее основной единицей изучения становится не отдельный звук в составе слова, а целое слово. Дети учатся делить слова на слоги. В качестве зрительной опоры используется схема, в которой длинной чертой или полоской бумаги обозначаются слова, короткими — слоги. Составляются из полосок (или записываются) схемы односложных, двусложных и трехсложных слов. Проводятся разнообразные упражнения для закрепления навыка деления слов на слоги.

Затем дети овладевают полным звуко-слоговым анализом односложных трехзвуковых (типа мак) и двухсложных (типа зубы) слов, составляют соответствующие схемы, в которых обозначаются не только слова и слоги, но и звуки. Постепенно осуществляется переход к полному анализу и синтезу слов без помощи схемы.

Дальнейшее усложнение материала предусматривает анализ слов со стечением согласных в составе слога (стол, шкаф); двухсложных с одним закрытым слогом (кошка, гамак, клубок, некоторых трехсложных (канава, произношение которых не расходится с написанием. Вводятся упражнения в преобразовании слов путем замены отдельных звуков (лук — сук, мак — рак).

За это же время практически усваиваются термины: слог, предложение, согласные звуки, звонкие, глухие, твердые, мягкие звуки.

Формируются навыки словообразования : каша — кашка — кошка — мошка. Внимание детей обращается на то, что изменение только одного звука в слове достаточно для образования нового слова.

Комплексная коррекционно-развивающая работа направлена на формирование и совершенствование речеязыковых возможностей детей с ТНР, на дальнейшее развитие высших психических функций, эмоционально-волевого статуса, гармонизацию структуры личности, обогащение двигательных умений, навыков и опыта их применения в социально значимых ситуациях в соответствии с возрастными требованиями и персонифицированным возможностями детей с ТНР.

В итоге обучения дети должны овладеть навыками использования простых и сложных предложений, уметь составить рассказ по картине и серии картин, пересказать текст, владеть грамматически правильной разговорной речью в соответствии с основными нормами языка; фонетически правильно оформлять самостоятельные высказывания, передавая слоговую структуру слов. Однако их развернутая речь может иметь некоторые лексические, грамматические, фонетические неточности, ликвидация которых должна сочетаться с обучением детей сложным формам речи, что и предлагается сделать на следующем этапе обучения.

3.3. Содержание индивидуального психолого-педагогического сопровождения, в соответствии с ИОП

ИОП строится на основе комплексирования общеразвивающей и АООП дошкольного образования (групповые формы работы, соответствует организации режимных моментов и совместной образовательной деятельности в условиях подготовительной к школе группы.

Особые образовательные потребности ребенка по отношению к группе, в которой он находится Коррекционные разделы АОП, трансформируемые под ООП ребенка Задачи Методические приемы и используемые технологии

Нарушения мелкой моторики ОО «Физическое развитие»

ОО «Речевое развитие» • Коррекция грубых нарушений мелкой моторики, формирование согласованных движений рук. • Организация пальчиковой гимнастики вместе со сверстниками во время проведения индивидуальных и подгрупповых занятий воспитателем.

Быстрая истощаемость Все образовательные области • Учет состояния работоспособности ребенка во время выполнения групповых и индивидуальных заданий. • Частая смена видов деятельности.

Нарушения внимания ОО «Познавательное развитие»

ОО «Физическое развитие» • Формирование установки на сосредоточение и переключение, распределение внимания. • Включение заданий на развитие произвольного внимания в индивидуальные занятия психолога.

• Включение заданий на развитие слухового внимания в занятия логопеда и музыкального руководителя.

• Включение заданий на развитие двигательного внимания в физкультурные занятия.

Нарушения памяти ОО «Речевое развитие»

ОО «Социально-коммуникативное развитие» • Расширение объема слуховой, словесной, речевой памяти. • Разучивание стихотворений с использованием движений обеих рук с воспитателем и родителями.

Трудности в организации познавательной деятельности, развитии мышления ОО «Познавательное развитие» • Развитие наглядно-образного мышления.

• Развитие образно-логического мышления.

• Развитие элементов словесно-логического мышления. • Моделирование проблемных ситуаций.

• Формирование поисковой активности и системы ориентировочных действий.

• Использование дидактических игр, направленных на развитие мышления.

Нарушения восприятия и несформированность навыков конструирования ОО «Художественно-эстетическое развитие» • Формирование конструктивных умений по образцу и по аналогии с действиями взрослого, умения ориентироваться на схему. • Конструирование в паре со взрослым и сверстником.

3.4. Адаптированный учебный план и формы индивидуального психолого-педагогического сопровождения (программа коррекционной работы в соответствии с особыми образовательными потребностями ребенка)

Направление работы Кол-во занятий в неделю Количество занятий (часов) в год Форма проведения Ф. И. О. специалиста

Педагогическая помощь • 15 занятий в неделю • умножить количество занятий в неделю на 36 • Групповые занятия

• Подгрупповые занятия

Индивидуальные занятия Воспитатели :

Психологическая помощь • 1 занятие в неделю • 36 занятий (учебных часов) в год • Групповые занятия Психолог:

Логопедическая помощь • 3 занятия в неделю • 108 занятий (учебных часов) в год • Подгрупповые занятия

Индивидуальные занятия Логопед :

Музыкальные занятия • 2 занятия в неделю • 72 занятия (учебных часов) в год • Групповые занятия Музыкальный руководитель:

Физкультурные занятия • 3 занятия в неделю • 108 занятий (учебных часов) в год • Групповые занятия Воспитатель по физической культуре, инструктор ЛФК:

IV. Программа сотрудничества с семьей

Задачи Мероприятия Срок проведения и ответственный

Ознакомление родителей с результатами первичной, промежуточной и итоговой диагностики • Родительские собрания

Индивидуальные беседы Сентябрь, февраль, май

Воспитатели, специалисты

Проведение консультаций по освоению ООП дошкольного образования и вовлечение в совместную образовательную деятельность с детьми • Родительские собрания

Индивидуальные консультации В течение года

Воспитатели, педагог-психолог, воспитатель по физической культуре, музыкальный руководитель, методист

Создание условий для социализации детей в обществе, инклюзия в среду нормально развивающихся сверстников • Организация совместных праздников и досугов

Проведение консультаций по освоению адаптированной ООП дошкольного образования и вовлечение в совместную коррекционно-развивающую деятельность с детьми • Открытые занятия

• Родительские собрания

Индивидуальные консультации В течение года

Специалисты коррекционного профиля, педагог-психолог, методист, специалисты медицинского профиля

Обеспечение равных условий при подготовке детей к школе • Индивидуальные занятия со специалистами

• Организация экскурсий в школу В середине и в конце учебного года в подготовительной к школе группе

Воспитатели, педагог-психолог, специалисты коррекционного профиля

V. Мониторинг индивидуального развития

5.1. Результаты мониторинга индивидуального развития ребенка на основе совместной экспертной оценки освоения ИОП родителями и специалистами

Освоение образовательных областей Оценка родителями Оценка воспитателями Оценка специалистами коррекционного профиля

ОО «Физическое развитие»

ОО «Познавательное развитие»

ОО «Речевое развитие»

ОО «Социально-коммуникативное развитие»

ОО «Художественно-эстетическое развитие»

Специфические коррекционные задачи, не входящие в ООП дошкольного образования

5.2. Итоговый контроль

"Согласовано"

Старший воспитатель :

___ ФИО: ___

Воспитатели :

___

___

Педагог-психолог:

___

Специалист коррекционного профиля (логопед) :

___

С результатами работы за год ознакомлен.

Родитель:

___

Публикации по теме:

Индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения воспитанника с ОВЗ Ф. И. О. ребёнка:___ Возраст:___ Группа:___ Диагноз:___ Направление: коррекция.

Индивидуальный образовательный маршрут педагога: принципы построенияИндивидуальный образовательный маршрут педагога: принципы построения Образование в течение всей жизни человека имеет следующие ценностные ориентиры развития: – овладение конкретным человеком способами организации.

Индивидуальный образовательный маршрут развития отстающего учащегося 2 класса государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр» пос.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника с ОВЗ
Опубликовано: 15 апреля 2025 в 18:23
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника с ОВЗ» (включая файлы) размещена пользователем Першанина Ольга Александровна (УИ 231728) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 апреля 2025 четверг
День заботы о зубах!
Международный день скульптуры
Прививки - это серьезно!
25 апреля 2025 пятница
День пингвинов и южного сияния!
Осторожно, открытое окно!
Чемпионат по запуску бумажных самолетиков
День юных защитников природы!

Купить готовые материалы: конспекты с наглядным и дидактическим материалом для проведения занятий по экологии.
День дочери в России



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД