Антипова Наталья
Статья «Развитие познавательной активности и формирование элементарных математических способностей младших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Один из парадоксов нашего времени: поступая в первый класс, дети должны знать и уметь неизменно больше, чем раньше.
Поступая в школу, ребенок должен быть, подготовлен к ней, чтобы не получить психологическую травму, из-за того, что не успевает, из-за слабости развития психологических процессов: внимания, памяти, воображения, мышления и др.
Мы все хотим, чтобы наши дети выросли здоровыми, умными, добрыми, счастливыми. Как же быть?
Публикация «Статья „Развитие познавательной активности и формирование элементарных математических способностей младших дошкольников“» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
Я присоединяюсь к тем педагогам, которые выступают против искусственной акселерации, ускорения детского развития и, прежде всего, против перенесения в дошкольный возраст школьного содержания и методов обучения. Знакомясь с данными специальных исследований и практическим опытом работы, накопленным мною при работе с детьми, я сделала выводы о необходимости обучение детей в игровой форме. Я считаю что развивать в детях математические способности не только можно, но и вполне целесообразно начинать в дошкольном детстве с младшей группы при условии :
А) если содержание и методы обучения строятся с учетом особенностей возраста
Б) задач умственного развития ребенка при правильном применении методики.
Одним из главных элементов методики является – ИГРА.
В дошкольном возрасте важно сформировать потребность в процессе познания, стремление к новому, преодоление трудностей, к самостоятельному поиску решений и достижений цели.
Сенсорное развитие детей 3-х лет.
В ряду всех познавательных процессов ощущение и восприятие занимают место первоисточника информации в целостном процессе познания : на основе ощущений развивается восприятие, затем память, речь, а восприятие является фундаментом для мышления. Особенно это проявляется в дошкольный период, когда сенсорные процессы являются ведущими в ходе знакомства ребенка с миром. Поэтому в школах раннего развития необходимо уделять внимание развитию всех видов восприятия, поскольку отставание в сенсорном развитии задерживает интеллектуальное развитие ребенка, что может оказаться невосполнимым на более поздних этапах психического развития.
Виды восприятия определяются характером воспринимаемых свойств, предметов и явлений деятельности. Каждый вид восприятия ребенок начинает осваивать в определенном возрасте с опорой на предыдущий опыт. Различают следующие виды восприятия:
-восприятие формы –первый вид восприятия, доступный ребенку в младенческом возрасте до 1 год, он учится различать предметы прежде всего по форме;
-восприятие цвета,
-восприятие величины – наиболее трудное для освоения свойство, поскольку каждый раз эталоном является другой предмет;
-восприятие пространства – формируется на основе опыта через движение тела, конечностей, головы, глаз, к которым присоединяются зрительные образы изменяющихся при движении предметов, их пропорции, положения; формируется по мере развития двигательной сферы и речи (в словах закрепляются пространственные понятия);
- восприятие времени-формируются на основе опыта, полученного через действия, эмоциональные переживания происходящих жизненный событий, внешние признаки изменения окружающей обстановки и предметов; совокупность этих признаков закрепляется в таких понятиях: названиях времени суток, времени года, единиц измерения времени, течения времени (быстро, долго, часто, редко, вчера, сегодня, завтра).
- восприятие движений тела – складывается из ощущений позы тела, конечностей, движений и закрепляются в целостный динамический образ;
- восприятие особых свойств предметов и явлений – объединение ощущений от разных органов чувств: зрительных, вкусовых, обонятельных, осязательных и двигательных, слуховых, которые дают более правильное т разностороннее представление о любом предмете или явлении;
-восприятие целостных предметов – главная задача восприятия, которая осуществляется благодаря комплексному объединению информации от всех видов восприятия;
-восприятие сложных явлений действительности – осуществляется в согласованной работе с интеллектуальными процессами мышления, речи, памяти и воображения. Начинается в раннем возрасте вместе с развитием речи : взрослые обучают ребенка восприятию изображений предметов на рисунках, затем восприятию иллюстраций, литературных произведений, природы, отношений между людьми, восприятию действий и музыки.
Каждый вид восприятия ребенок начинает осваивать в определенном возрасте с опорой на предыдущий опыт. Для целенаправленного обучения восприятию в настоящее время создана система педагогических приемов, которые опираются на психологические закономерности, специфические для каждого вида восприятия. На основе наблюдений в возрастных группах психологи отмечают следующие особенности освоения детьми различных видов восприятия в возрасте до 3-х лет.
Итак, виды восприятия и новообразования в возрасте до 3-х лет:
Задачи развития восприятия в этом возрасте.
Формы
Различает по образцу геометрические формы : квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал.
Узнает знакомые предметы по форме, группирует предметы по образцу, сравнивает, прикладывая или накладывая предметы. друг на друга. Различает основные цвета спектра: красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный. Узнает знакомые предметы по цвету. Группирует предметы по образцу. Сравнивает прикладыванием рядом.
Величины
Различает большие и маленькие предметы, группирует предметы по образцу, сравнивает прикладыванием и наложением.
Пространства
Практически осваивает близкое пространство, что необходимо для ориентировки и практических действий (наиболее активный период-с момента прямо хождения ребенка); Различает далекие и близкие расстояния, направления: вверх, вниз, спереди, сзади.
Времени
Различает время суток (день, ночь)
Движения
Различает простые движения, может повторить их вслед за взрослым: поднять руки, помахать руками, присесть, наклонить голову.
Особых свойств
Различает температуру (горячо, холодно); поверхность (колючий, пушистый); плотность (твердый, мягкий) вкус (кислый, сладкий) ; запах (приятный, неприятный);звуки (знакомых предметов и голоса животных)
Целостного предмета. Узнает знакомые предметы по одному свойству или части предмета.
.