ольга литвиненко
Развитие познавательной активности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей детей, формированию навыков саморазвития и самообразования.
Этим требованиям в полной мере отвечает экспериментальная деятельность, основанная на возросших требованиях к универсальности знаний. Экспериментальная деятельность вызывает огромный интерес у детей. Она предоставляет, возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Познавательная активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать, исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное само выражаться.
Публикация «Развитие познавательной активности дошкольников» размещена в разделах
Детское экспериментирование – это активная деятельность правильной организации, дети становятся в ней субъектами: носителями предметно практической деятельности и познания, «активный делатель», источник осознанной, целенаправленной активности.
Ребёнок – маленький экспериментатор и исследователь, стремящийся познать окружающий мир. Как сказал Л. С. Выгодский: «Чем больше ребенок видел, слышал, пережил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая деятельность»
При подготовке детей к школе необходимо научить детей быть самостоятельными, ориентироваться в пространстве, применять знания о предметах их свойствах, уметь правильно ими воспользоваться. Всё это становится возможным в процессе организации экспериментально исследовательской деятельности детей.
Познавательная активность ребенка характеризуется интенсивностью усвоения различных способов позитивного достижения результата, опытом творческой деятельности, направленностью на его практическое использование в своей повседневной жизни.
Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое активно используется, – это опыты. Они проводятся как в образовательной деятельности, так и в свободной самостоятельной и совместной с воспитателем деятельности. Опыт – это наблюдение за явлениями природы, которое производится в специально организованных условиях. В ходе опыта дети высказывают свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирают способ решения познавательной задачи. Благодаря опытам у детей развиваются способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы, высказывать свои суждения и умозаключения.
Дети с огромным удовольствием выполняют опыты с объектами неживой
природы: песком, глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и пр.
Опытно экспериментальная деятельность пронизывает все сферы детской
жизни, в том числе и игровую деятельность. Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. В работе с детьми придается большое значение игровым технологиям, используя дидактические игры : «Угадай по запаху», «Угадай, кто позвал?», «Чудесный мешочек» и другие.
Словесные игры (например, «Что лишнее?», «Хорошо плохо», «Это кто к
нам пришёл?») развивают у детей внимание, воображение, повышают знания об
окружающем мире.
Занимательные игры опыты и игры эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества «Назови глину», «Сделай радугу», «Игры с соломинкой», «Что в коробке?», «Когда это бывает?», «Волшебные лучи», «Мы фокусники», «Коробка с секретом» и другие.
В результате организации детского экспериментирования, можно сделать
вывод, что детям интересно экспериментировать и исследовать. У них развивается познавательная активность, расширяется кругозор, формируются представления о живой и неживой природе, о свойствах различных материалов, о применении их человеком.
Дети научились делать выводы. Они стали самостоятельными, инициативными, активными, и в этом нам помогла организация экспериментально исследовательской деятельности детей.