Анна Семик
Развитие познавательной активности дошкольников средствами творческого и исследовательского погружения
▼ Скачать + Заказать документы
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ТВОРЧЕСКОГО И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОГРУЖЕНИЯ
Воспитатель: Семик Анна Олеговна
Аннотация: В современной социокультурной ситуации основным фактором обеспечения социально-экономического прорыва в развитии общества и построения высокотехнологичного производства является воспитание личности, способной к творческой, преобразующей деятельности. Главное противоречие в реализации задач активизации познавательного развития – это несоответствие традиционных методов и форм обучения и задач формирования личности, способной к творческому, к сознательному, самостоятельному определению своей деятельности, формирование качеств субъектности участников педагогического взаимодействия. Все это требует разработки новых систем организации образовательной деятельности в детском саду; технологий, удовлетворяющих требованиям развития самостоятельности, креативности дошкольника, способности к самоорганизации, проявления активной творческой позиции в осуществлении познавательной деятельности.
Публикация «Развитие познавательной активности дошкольников средствами творческого и исследовательского погружения» размещена в разделах
Ключевые слова: исследовательская деятельность, дошкольное образование, познавательная активность, технология.
Познавательная, исследовательская деятельность ребенка дошкольного возраста в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования обозначена как сквозной механизм его развития, что говорит о важности и большом значении данного вида деятельности в развитии дошкольника.
Под исследовательской деятельностью понимается деятельность, направленная на анализ устройства объектов и явлений окружающего мира, выявление общих закономерностей и индивидуальных характеристик изучаемого явления или объекта. Исследовательская деятельность в дошкольном возрасте – это принципиально отличающаяся от аналогичных процессов познавательной активности в младшем школьном и подростковом возрастах. Прежде всего, основанием для её реализации в дошкольном возрасте лежат впечатления, полученных из реальной жизненной практики ребенка. Для организации исследовательской деятельности в дошкольном возрасте необходимо максимально связать процессы изучения и исследования с возрастными характеристиками дошкольного возраста, особенностями восприятия и памяти, проявлениями других познавательных процессов.
Поэтому возникает проблема поиска технологий организации исследовательской деятельности дошкольников с учетом психолого-педагогических особенностей развития в этом возрастном периоде. Разработанная авторами статьи технология развития познавательной активности дошкольников реализуется как система «погружения» в творческую и исследовательскую деятельность по определенной, выбранной в соответствии с интересами детей тематике. Основанием для разработки технологии стали теоретические и практические разработки педагога-новатора М. П. Щетинина [1].
В основе предлагаемой технологии развития познавательной активности дошкольников лежат следующие её организационные и содержательные особенности:
1. Организация образовательного процесса строится в трех этапах, включающих знакомство и изучение детьми выбранного для исследования материала, далее, проведение творческих и исследовательских площадок по ранее изученному материалу и подведение итогов проведенного «погружения».
2. Наличие различных по содержательному наполнению исследовательских площадок, обеспечивающих активизацию познавательной деятельности дошкольников. В тематическом погружении присутствуют площадки, имеющие как творческое, так и исследовательское направления. Наличие на данном этапе площадок различной направленности обусловлено задачей, связанной с проявлением в процессе «познавательного погружения» активности как левого, так и правого полушарий мозга.
3. Многообразие площадок объединяет содержательно единая тема, направляющая естественно-научный и творческий поиск детей.
4. Работа на площадке предполагает коллективную деятельность детей, объединяющую «разность потенциалов» каждого ребенка, проявляемую как в большей активности некоторых детей, либо в возрастном различии, позволяющей включить возможности взаимообучения.
5. Проведение обязательного анализа результатов выполненной работы[2].
Технология включает следующие этапы проведения.
1. Информационно подготовительный. В течении недели дети вместе с педагогом обсуждают тему предстоящего «погружения», наблюдают и анализирует предлагаемый педагогов материал, фиксируют его в рисунках, в беседах в свободной игровой деятельности.
2. Этап познавательного погружения. Непосредственно в час проведения исследовательских площадок дети самостоятельно выбирают площадки, в которой они хотят участвовать и самостоятельно расходятся по площадкам. На площадке создается проблемно-поисковая ситуация, которая инициирует детей на проведение различных опытов, экспериментов, выполнения творческих работ. В основе выполнения лежит схема исследовательская поиска, определяющая начальные данные и поисковую задачу, по выполнению задачи дети, совместно с педагогом заполняют изначально пустые клетки структурно-логической схемы.
3. Рефлексивный этап. После завершения работы на площадках, дети возвращаются в свои группы. На этом этапе у детей есть возможность обсудить происшедшее, рассказать о своих впечатления от работы, предложить свои варианты применения полученных результатов.
Организация работы на площадке определяется создаваемой проблемно-поисковой ситуацией, в которой дети сами открывают для себя возможности для самостоятельного выполнения отдельных исследовательских шагов. При этом исключается формальное информирование детей, педагог становится партнером, консультантом в самостоятельно реализуемых дошкольниками исследовательских проектов.
Учет всех выделенных условий в процессе реализации технологии способствует возникновению повышению познавательной активности, целеполаганию, планированию, оценке, самоконтролю детей дошкольного возраста.