Приложение МААМ

Развитие познавательной активности дошкольников средствами творческого и исследовательского погружения

Анна Семик
Развитие познавательной активности дошкольников средствами творческого и исследовательского погружения

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ТВОРЧЕСКОГО И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОГРУЖЕНИЯ

Воспитатель: Семик Анна Олеговна

Аннотация: В современной социокультурной ситуации основным фактором обеспечения социально-экономического прорыва в развитии общества и построения высокотехнологичного производства является воспитание личности, способной к творческой, преобразующей деятельности. Главное противоречие в реализации задач активизации познавательного развития – это несоответствие традиционных методов и форм обучения и задач формирования личности, способной к творческому, к сознательному, самостоятельному определению своей деятельности, формирование качеств субъектности участников педагогического взаимодействия. Все это требует разработки новых систем организации образовательной деятельности в детском саду; технологий, удовлетворяющих требованиям развития самостоятельности, креативности дошкольника, способности к самоорганизации, проявления активной творческой позиции в осуществлении познавательной деятельности.

Публикация «Развитие познавательной активности дошкольников средствами творческого и исследовательского погружения» размещена в разделах

Ключевые слова: исследовательская деятельность, дошкольное образование, познавательная активность, технология.

Познавательная, исследовательская деятельность ребенка дошкольного возраста в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования обозначена как сквозной механизм его развития, что говорит о важности и большом значении данного вида деятельности в развитии дошкольника.

Под исследовательской деятельностью понимается деятельность, направленная на анализ устройства объектов и явлений окружающего мира, выявление общих закономерностей и индивидуальных характеристик изучаемого явления или объекта. Исследовательская деятельность в дошкольном возрасте – это принципиально отличающаяся от аналогичных процессов познавательной активности в младшем школьном и подростковом возрастах. Прежде всего, основанием для её реализации в дошкольном возрасте лежат впечатления, полученных из реальной жизненной практики ребенка. Для организации исследовательской деятельности в дошкольном возрасте необходимо максимально связать процессы изучения и исследования с возрастными характеристиками дошкольного возраста, особенностями восприятия и памяти, проявлениями других познавательных процессов.

Поэтому возникает проблема поиска технологий организации исследовательской деятельности дошкольников с учетом психолого-педагогических особенностей развития в этом возрастном периоде. Разработанная авторами статьи технология развития познавательной активности дошкольников реализуется как система «погружения» в творческую и исследовательскую деятельность по определенной, выбранной в соответствии с интересами детей тематике. Основанием для разработки технологии стали теоретические и практические разработки педагога-новатора М. П. Щетинина [1].

В основе предлагаемой технологии развития познавательной активности дошкольников лежат следующие её организационные и содержательные особенности:

1. Организация образовательного процесса строится в трех этапах, включающих знакомство и изучение детьми выбранного для исследования материала, далее, проведение творческих и исследовательских площадок по ранее изученному материалу и подведение итогов проведенного «погружения».

2. Наличие различных по содержательному наполнению исследовательских площадок, обеспечивающих активизацию познавательной деятельности дошкольников. В тематическом погружении присутствуют площадки, имеющие как творческое, так и исследовательское направления. Наличие на данном этапе площадок различной направленности обусловлено задачей, связанной с проявлением в процессе «познавательного погружения» активности как левого, так и правого полушарий мозга.

3. Многообразие площадок объединяет содержательно единая тема, направляющая естественно-научный и творческий поиск детей.

4. Работа на площадке предполагает коллективную деятельность детей, объединяющую «разность потенциалов» каждого ребенка, проявляемую как в большей активности некоторых детей, либо в возрастном различии, позволяющей включить возможности взаимообучения.

5. Проведение обязательного анализа результатов выполненной работы[2].

Технология включает следующие этапы проведения.

1. Информационно подготовительный. В течении недели дети вместе с педагогом обсуждают тему предстоящего «погружения», наблюдают и анализирует предлагаемый педагогов материал, фиксируют его в рисунках, в беседах в свободной игровой деятельности.

2. Этап познавательного погружения. Непосредственно в час проведения исследовательских площадок дети самостоятельно выбирают площадки, в которой они хотят участвовать и самостоятельно расходятся по площадкам. На площадке создается проблемно-поисковая ситуация, которая инициирует детей на проведение различных опытов, экспериментов, выполнения творческих работ. В основе выполнения лежит схема исследовательская поиска, определяющая начальные данные и поисковую задачу, по выполнению задачи дети, совместно с педагогом заполняют изначально пустые клетки структурно-логической схемы.

3. Рефлексивный этап. После завершения работы на площадках, дети возвращаются в свои группы. На этом этапе у детей есть возможность обсудить происшедшее, рассказать о своих впечатления от работы, предложить свои варианты применения полученных результатов.

Организация работы на площадке определяется создаваемой проблемно-поисковой ситуацией, в которой дети сами открывают для себя возможности для самостоятельного выполнения отдельных исследовательских шагов. При этом исключается формальное информирование детей, педагог становится партнером, консультантом в самостоятельно реализуемых дошкольниками исследовательских проектов.

Учет всех выделенных условий в процессе реализации технологии способствует возникновению повышению познавательной активности, целеполаганию, планированию, оценке, самоконтролю детей дошкольного возраста.

Публикации по теме:

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности (опыт работы) «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы.

Активизация самостоятельной познавательной деятельности дошкольников средствами экспериментирования В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, инициативы,.

Фотоотчёт о семинаре-практикуме «Развитие познавательной активности у детей в условиях «Лаборатории креативного мышления»Фотоотчёт о семинаре-практикуме «Развитие познавательной активности у детей в условиях «Лаборатории креативного мышления» Фотоотчёт о семинаре-практикуме «Развитие познавательной активности у детей в условиях «Лаборатории креативного мышления»» 4 февраля в нашем.

Игры на развитие познавательной активности ребенка Игра «Плохо-хорошо» Играть лучше вдвоем. Предлагается любой предмет. Может быть игрушка, бытовой предмет и др. Нужно рассмотреть с разных.

Консультация для педагогов «Развитие познавательной активности с помощью театрализованной игры»Консультация для педагогов «Развитие познавательной активности с помощью театрализованной игры» Театрализованные игры очень помогают не только в развитии творческих способностей ребенка. но и способствуют познавательному развитию:.

Консультация для родителей «Развитие познавательной активности детей через опытно-экспериментальную деятельность»Консультация для родителей «Развитие познавательной активности детей через опытно-экспериментальную деятельность» Доброго времени суток, уважаемые коллеги и гости моего сайта! Предлагаю Вашему вниманию консультацию ""Развитие познавательной активности.

Мастер-класс на тему «Развитие познавательной активности детей в процессе поисково-исследовательской деятельности»Мастер-класс на тему «Развитие познавательной активности детей в процессе поисково-исследовательской деятельности» Цель: представление опыта работы по развитию познавательной активности детей в процессе поисково – исследовательской деятельности. Задачи:.

Развитие детской самостоятельности и познавательной активности в практическом применении дидактических модулей Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму». Игра пронизывает всю жизнь ребенка,.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через игровые технологии «… Весь процесс воспитания ребенка мы рассматриваем как обучение тому, в какие игры следует играть и как в них играть» Эрик Берн Задумывались.

Выступление на педсовете «Развитие познавательной активности на занятиях математики посредством ИКТ» Развитие познавательной активности на занятиях математики посредством ИКТ""Детская природа требует наглядности". К. Д. Ушинский Математическое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие познавательной активности дошкольников средствами творческого и исследовательского погружения
Опубликовано: 10 июня 2024 в 09:25
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие познавательной активности дошкольников средствами творческого и исследовательского погружения» (включая файлы) размещена пользователем Анна Семик (УИ 1313935) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
05 мая 2025 понедельник
Сажаем лук!
Всемирный день общения
Осваиваем криптографию и шифрование!
06 мая 2025 вторник
Православная церковь отмечает день памяти Святого Великомученика Георгия Победоносца. С детьми отмечаем день Георгиевской ленточки.



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД, Соглашаетесь на обработку данных