Папки-передвижки

Развитие познавательной активности дошкольников средствами творческого и исследовательского погружения

Анна Семик
Развитие познавательной активности дошкольников средствами творческого и исследовательского погружения
▼ Скачать + Заказать документы

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ТВОРЧЕСКОГО И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОГРУЖЕНИЯ

Воспитатель: Семик Анна Олеговна

Аннотация: В современной социокультурной ситуации основным фактором обеспечения социально-экономического прорыва в развитии общества и построения высокотехнологичного производства является воспитание личности, способной к творческой, преобразующей деятельности. Главное противоречие в реализации задач активизации познавательного развития – это несоответствие традиционных методов и форм обучения и задач формирования личности, способной к творческому, к сознательному, самостоятельному определению своей деятельности, формирование качеств субъектности участников педагогического взаимодействия. Все это требует разработки новых систем организации образовательной деятельности в детском саду; технологий, удовлетворяющих требованиям развития самостоятельности, креативности дошкольника, способности к самоорганизации, проявления активной творческой позиции в осуществлении познавательной деятельности.

Публикация «Развитие познавательной активности дошкольников средствами творческого и исследовательского погружения» размещена в разделах

Ключевые слова: исследовательская деятельность, дошкольное образование, познавательная активность, технология.

Познавательная, исследовательская деятельность ребенка дошкольного возраста в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования обозначена как сквозной механизм его развития, что говорит о важности и большом значении данного вида деятельности в развитии дошкольника.

Под исследовательской деятельностью понимается деятельность, направленная на анализ устройства объектов и явлений окружающего мира, выявление общих закономерностей и индивидуальных характеристик изучаемого явления или объекта. Исследовательская деятельность в дошкольном возрасте – это принципиально отличающаяся от аналогичных процессов познавательной активности в младшем школьном и подростковом возрастах. Прежде всего, основанием для её реализации в дошкольном возрасте лежат впечатления, полученных из реальной жизненной практики ребенка. Для организации исследовательской деятельности в дошкольном возрасте необходимо максимально связать процессы изучения и исследования с возрастными характеристиками дошкольного возраста, особенностями восприятия и памяти, проявлениями других познавательных процессов.

Поэтому возникает проблема поиска технологий организации исследовательской деятельности дошкольников с учетом психолого-педагогических особенностей развития в этом возрастном периоде. Разработанная авторами статьи технология развития познавательной активности дошкольников реализуется как система «погружения» в творческую и исследовательскую деятельность по определенной, выбранной в соответствии с интересами детей тематике. Основанием для разработки технологии стали теоретические и практические разработки педагога-новатора М. П. Щетинина [1].

В основе предлагаемой технологии развития познавательной активности дошкольников лежат следующие её организационные и содержательные особенности:

1. Организация образовательного процесса строится в трех этапах, включающих знакомство и изучение детьми выбранного для исследования материала, далее, проведение творческих и исследовательских площадок по ранее изученному материалу и подведение итогов проведенного «погружения».

2. Наличие различных по содержательному наполнению исследовательских площадок, обеспечивающих активизацию познавательной деятельности дошкольников. В тематическом погружении присутствуют площадки, имеющие как творческое, так и исследовательское направления. Наличие на данном этапе площадок различной направленности обусловлено задачей, связанной с проявлением в процессе «познавательного погружения» активности как левого, так и правого полушарий мозга.

3. Многообразие площадок объединяет содержательно единая тема, направляющая естественно-научный и творческий поиск детей.

4. Работа на площадке предполагает коллективную деятельность детей, объединяющую «разность потенциалов» каждого ребенка, проявляемую как в большей активности некоторых детей, либо в возрастном различии, позволяющей включить возможности взаимообучения.

5. Проведение обязательного анализа результатов выполненной работы[2].

Технология включает следующие этапы проведения.

1. Информационно подготовительный. В течении недели дети вместе с педагогом обсуждают тему предстоящего «погружения», наблюдают и анализирует предлагаемый педагогов материал, фиксируют его в рисунках, в беседах в свободной игровой деятельности.

2. Этап познавательного погружения. Непосредственно в час проведения исследовательских площадок дети самостоятельно выбирают площадки, в которой они хотят участвовать и самостоятельно расходятся по площадкам. На площадке создается проблемно-поисковая ситуация, которая инициирует детей на проведение различных опытов, экспериментов, выполнения творческих работ. В основе выполнения лежит схема исследовательская поиска, определяющая начальные данные и поисковую задачу, по выполнению задачи дети, совместно с педагогом заполняют изначально пустые клетки структурно-логической схемы.

3. Рефлексивный этап. После завершения работы на площадках, дети возвращаются в свои группы. На этом этапе у детей есть возможность обсудить происшедшее, рассказать о своих впечатления от работы, предложить свои варианты применения полученных результатов.

Организация работы на площадке определяется создаваемой проблемно-поисковой ситуацией, в которой дети сами открывают для себя возможности для самостоятельного выполнения отдельных исследовательских шагов. При этом исключается формальное информирование детей, педагог становится партнером, консультантом в самостоятельно реализуемых дошкольниками исследовательских проектов.

Учет всех выделенных условий в процессе реализации технологии способствует возникновению повышению познавательной активности, целеполаганию, планированию, оценке, самоконтролю детей дошкольного возраста.

Публикации по теме:

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности (опыт работы) «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы.

Активизация самостоятельной познавательной деятельности дошкольников средствами экспериментирования В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, инициативы,.

Фотоотчёт о семинаре-практикуме «Развитие познавательной активности у детей в условиях «Лаборатории креативного мышления»Фотоотчёт о семинаре-практикуме «Развитие познавательной активности у детей в условиях «Лаборатории креативного мышления» Фотоотчёт о семинаре-практикуме «Развитие познавательной активности у детей в условиях «Лаборатории креативного мышления»» 4 февраля в нашем.

Игры на развитие познавательной активности ребенка Игра «Плохо-хорошо» Играть лучше вдвоем. Предлагается любой предмет. Может быть игрушка, бытовой предмет и др. Нужно рассмотреть с разных.

Консультация для педагогов «Развитие познавательной активности с помощью театрализованной игры»Консультация для педагогов «Развитие познавательной активности с помощью театрализованной игры» Театрализованные игры очень помогают не только в развитии творческих способностей ребенка. но и способствуют познавательному развитию:.

Консультация для родителей «Развитие познавательной активности детей через опытно-экспериментальную деятельность»Консультация для родителей «Развитие познавательной активности детей через опытно-экспериментальную деятельность» Доброго времени суток, уважаемые коллеги и гости моего сайта! Предлагаю Вашему вниманию консультацию ""Развитие познавательной активности.

Мастер-класс на тему «Развитие познавательной активности детей в процессе поисково-исследовательской деятельности»Мастер-класс на тему «Развитие познавательной активности детей в процессе поисково-исследовательской деятельности» Цель: представление опыта работы по развитию познавательной активности детей в процессе поисково – исследовательской деятельности. Задачи:.

Развитие детской самостоятельности и познавательной активности в практическом применении дидактических модулей Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму». Игра пронизывает всю жизнь ребенка,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие познавательной активности дошкольников средствами творческого и исследовательского погружения
Опубликовано: 10 июня 2024 в 09:25
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие познавательной активности дошкольников средствами творческого и исследовательского погружения» (включая файлы) размещена пользователем Анна Семик (УИ 1313935) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД