Высоцкая Жанна
Развитие познавательной активности дошкольников посредством исследовательской деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие познавательной активности дошкольников посредством исследовательской деятельности
“Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал” (В. А. Сухомлинский)
Публикация «Развитие познавательной активности дошкольников посредством исследовательской деятельности» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Родная природа – это могущественный источник, из которого ребёнок черпает многие знания и впечатления. В дошкольном возрасте такие пробующие действия существенно изменяются и превращаются в сложные формы поисковой деятельности. Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, так как представлены с учётом актуального развития дошкольников.
Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития поисковой деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Поисковая деятельность принципиально отличается от любой другой тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам еще не сформирован и характеризуется неопределенностью, неустойчивостью. В ходе поиска он уточняется, проясняется.
Как доказал Н. Н. Поддъяков лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем и дошкольном возрасте приводят к серьёзным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь и негативно сказываются на интеллектуальном и творческом развитии детей, на способности обучаться в дальнейшем.
Метод детского экспериментирования не труден: он просто непривычен и не разработан досконально применительно к условиям дошкольного учреждения. Для этого в подавляющем большинстве случаев даже не требуется специальное оборудование. Исследованию подвергаются растения, животные, человек, объекты неживой природы.
Основная цель моей педагогической идеи развивать у детей любознательность, через самостоятельно проведенные действия делать выводы и умозаключения, продвигаясь к познанию природы через свой полученный опыт. Работа по данной теме направлена на развитие опытно-экспериментальной деятельности детей и предполагает решение следующих задач:
• формирование у детей дошкольного возраста способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.
• развитие собственного познавательного опыта в обобщённом виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, модулей).
• поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности и самостоятельности.
Для успешной работы над поставленными задачами необходимо: сочетать показ ребенка с активным действием ребенка по его обследованию (ощупывание, восприятие на вкус, запах и т. д.) Например: при ознакомлении с водой, дети ее нюхали, пробовали на вкус, переливали из одной емкости в другую. Сравнивать сходные по внешнему виду предметы.
Учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений. На непосредственной образовательной деятельности дети учатся задавать вопросы: "Как это сделать?", обращаться с просьбами: "Давайте сделаем так", "Давайте посмотрим, что будет, если…", сравнивать два состояния одного и того же объекта и находить не только разницу, но и сходство.
Использовать опыт практической деятельности, игровой опыт. Играя на прогулке с песком, дети знают, какой песок лепится лучше. И что необходимо для этого сделать. Просеивая, песок через ситечко обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов - песчинок, этим объясняется свойство сухого песка – сыпучесть.
Вся работа должна проходить в тесном контакте с семьёй. Необходимо проводить индивидуальные беседы с родителями и детьми о том, какое участие они будут принимать в экспериментальной деятельности детей.
Приобщая родителей к процессу ознакомления и наблюдения за природой, необходимо стараться донести до родителей, чтобы они находили время остановиться с ребёнком на минутку и лишний раз увидеть и показать своему малышу нечто необычное, казалось бы, в обычном предмете, лишний раз пообщаться со своим ребёнком.
Экспериментально - исследовательская деятельности в познании экологических и природных закономерностей, побуждает ребёнка к исследованию природных объектов, развивает экспериментальные способности (анализ, синтез и др.) Стимулирует познавательные способности детей, любознательность. У детей отмечается сознательное отношение к окружающей природе, что отражается в речи. Дети становятся чувствительнее к многообразию объектов живой и неживой природы, стараются подбирать наиболее точные слова или словосочетания для выражения своих мыслей.
Подводя итог, своему опыту работы по экспериментальной деятельности дошкольников, можно прийти к выводу о том, что поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких “почемучек” и направляя их активную двигательную деятельность, мы способствуем развитию детских способностей в процессе экологического воспитания через опытно-экспериментальную деятельность. Только через действие ребёнок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нём.
В завершении хотелось бы напомнить одну древнюю китайскую пословицу:
"Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму". Только через действие ребёнок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нём.