Олеся Викторовна Цветнова
Развитие познавательной активности дошкольников на занятиях в объединениях социально-гуманитарной и естественнонаучной направ
▼ Скачать + Заказать документы
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ НА
ЗАНЯТИЯХ В ОБЪЕДИНЕНИЯХ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ И
ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Цветнова О. В., МАУДО «Центр развития творчества детей и юношества «Созвездие г. Орска»,Оренбургская область
«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам».
Эмерсон
Публикация «Развитие познавательной активности дошкольников на занятиях в объединениях социально-гуманитарной и естественнонаучной направ» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2022
Все мы хотим, чтобы дети наши были смышлёными, любознательными, догадливыми, предусмотрительными, остроумными, сообразительными. Да, мы рождаемся с разными задатками, в том числе и к мыслительной деятельности. Мир, в который приходит ребёнок, богат и разнообразен. Чтобы жить в нём, малышу необходимо разобраться в свойствах, качествах предметов, в их назначении, в пространственных и временных отношениях, явлениях окружающей действительности. Ему нужны знания, которые помогут ознакомиться с доступными его пониманию общественными явлениями, с трудовой деятельностью человека. Дошкольники могут не только осознавать отдельные факты действительности, но и объяснять их. Особая роль в этом принадлежит взрослым (родителям, педагогам, которые во время наблюдений, игр и учебных занятий побуждают ребёнка к осмысленному выполнению действий, самостоятельному поиску; развивают умения спрашивать, рассуждать, опровергать, отстаивать свою точку зрения; влияют на детскую инициативу, творческую и познавательную активность.
Познавательный интерес ребёнка отражается в его играх, рисунках, рассказах, и разнообразных видах творческой деятельности. Взрослые должны обеспечивать условия для развития такой деятельности.
Дети - пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Формирование у дошкольников познавательного интереса является одной из важнейших задач обучения ребенка в объединениях «Семицветик».
Познавательный интерес - ведущий мотив учебной деятельности, направляющий личность на овладение знаниями и способами познания. Подлинный познавательный интерес является основой учебной деятельности, так как:
• интерес способствует формированию глубоких и прочных знаний;
• развивает и повышает качество мыслительной деятельности, активность в учении, благоприятствует формированию способностей;
• создает более благоприятный эмоциональный фон для протекания всех психических процессов.
Чтобы обеспечить достаточно устойчивые познавательные интересы дошкольников соблюдаю следующие педагогические условия:
• создание обогащённой предметно-пространственной среды для начала развития интереса;
• включение занимательности в содержание занятий;
• создание проблемно-поисковых ситуаций;
• вовлечение в выполнение творческих заданий;
• интеграция разнообразной деятельности;
• организация экспериментирования;
• стимулирование проявления положительно-эмоционального отношения ребёнка к явлениям, предметам и видам деятельности.
Игровые ситуации дети воспринимают более естественно, чем серьёзные обсуждения. Игры помогают детям расслабиться, раскрепоститься и почувствовать себя комфортно. Эти факторы очень важны для формирования стойкого познавательного интереса.
В старшем дошкольном возрасте дети активно осваивают различные средства и способы познания; незаменимыми помощниками при этом являются обучающие и развивающие игры :
- познавательные игры : «Где, чей дом?», «Что такое хорошо, что такое плохо», «Что растет в моем саду (огороде?»;
- лото: «Угадай, чья шубка?», «Чей малыш?», «Домино – овощи, фрукты; числа и цифры», и др. эти игры пробуждают интерес у детей, ненавязчиво обучают их, вызывают вопросы, развивают речь. Главный принцип отбора игр - они должны быть интересными, носить соревновательный характер, вызывать желание играть и без участия взрослого.
Понимая необходимость развития памяти, логического мышления, воображения, внимания, используется ряд развивающих игр, которые предлагаются детям: «Найди пару», «Найди отличия», «Из каких я фигур», «Угадай, что лежит в корзине? За кустом?» (угадать по описанию, «Танграм», «Четвёртый лишний», «Опиши по памяти» и др. Эти игры способствуют формированию действий сравнения, классификации, узнавания по описанию, умение осуществлять контрольно-проверочные действия.
Особый интерес у детей вызывают такие игры как «Собери фигуру», цель которой умение различать геометрические фигуры, развитие осязательной памяти (фигуры разделены на несколько частей, ребёнок должен собрать её, затем задание усложняется: закрой глаза и снова собери. Затем педагог спрашивает: Какую фигуру было легче собирать и почему? Как ты запомнил части фигур)
Основное усилие направлено на то, чтобы воспитать у дошкольников потребность испытывать интерес к самому процессу познания, к преодолению трудностей, стоящих на этом пути, к самостоятельному поиску решений и достижению поставленной цели.
Применяемые игровые ситуации раскрепощают ребёнка; позволяют ему почувствовать себя личностью, мнение и жизненная позиция которой интересны окружающим; дают ему уверенность в том, что его проблемы и переживания достойны внимания и обсуждения; развивают в нём наблюдательность ко всему происходящему.
На занятиях используются различные формы организации учебного занятия - игра-путешествие, игра–фантазия, игра–сказку, методики элементов ТРИЗ. Сюжеты берутся из знакомых детям сказок.
Постоянными «участниками» занятий являются Лесовичок, Фиксики, Лягушонок Квака, Красная Шапочка, умная Гусеничка, лесные жители.
Проводятся интегрированные занятия. На таких занятиях ребёнку предоставляется возможность применить свои знания и умения в различных видах деятельности, объединённых общей темой. Например, тема занятия «Мир насекомых». Дети рассказывают о насекомых, читают стихи, отгадывают загадки. Затем изготовляют поделку-аппликацию.
Большое внимание уделяется проблемному обучению, которое является необходимым условием развития познавательных интересов. Знания и истины не преподносятся детям в готовом виде, а учим их видеть и решать новые проблемы, открывать новые знания. При таком обучении деятельность ребёнка приобретает поисково-исследовательский характер, предполагает сотрудничество педагога с ребёнком.
Создаются проблемно-поисковые ситуации. Именно они составляют необходимую закономерность творческого мышления, его начальный момент.
Нередко для получения ответа требуется открытие нового способа; в этом случае ребёнок может идти путём опытных проб (как получить из квадрата, ромба два треугольника, из прямоугольника – трапецию). Очень важно правильно оценить как верные, так и неверные решения, направляя поисковую деятельность детей.
Особое внимание уделяется неправильным ответам. Анализируются они вместе с детьми, помогая понять им свою ошибку, или ошибку педагога, подводятся к поиску нового способа решения задания. Поощряется познавательная активность ребёнка, поддерживается его эмоциональный настрой, интерес к знаниям, что позволяет ребёнку правильно реагировать на неудачу, не бояться высказывать своё мнение.
С 2009 года разрабатываются сценарии интеллектуальной игры дошкольников «Кенгуренок». Для которой подбираются задания на развитие всех видов познавательной деятельности по разным учебным предметам. При выполнении, которых обучающиеся должны проявить смекалку, логику мышления, внимание, навыки чтения, счёта. В процессе всей игры прослеживается единая сюжетная линия. При этом дошкольники получают дополнительные знания в соответствии с выбранной темой («Космос», «Морское путешествие», «К олимпийским высотам», «Мой родной, любимый город» и др., расширяющие их кругозор и направленные на развитие интереса и любознательности.
Проблема формирования и развития познавательных интересов дошкольников остаётся актуальной и требует постоянного творческого подхода к её решению. Развитие познавательной деятельности является необходимым условием эффективной адаптации детей дошкольного возраста к условиям новой для них среды и успешного протекания всей последующей учебной деятельности.
Литература:
1. Венгер Л. А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. – М. : Академия, 2014.
2. Глушкова Г. Вижу, действую, познаю. Игры-занятия с детьми младшего дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. – 2018.
3. Дейкина А. Ю. Познавательный интерес : сущность и проблемы изучения. – Бийск: НБГУ, 2012.
4. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. - М. : ТЦ Сфера. 2012.
5. Сидорчук Т. Современные образовательные технологии как средство активизации познавательной деятельности дошкольников // Учитель. – 2019.
6. Солодникова И. Играйте вместе с детьми. Из опыта работы психолога. // Дошкольное воспитание. – 2016.