Галина Филипенко
Развитие познавательной активности детей посредством формирования элементарных математических представлений
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие познавательной активности детей посредством формирования элементарных математических представлений с использованием элементов ментальной арифметики.
Слайд 1.
Публикация «Развитие познавательной активности детей посредством формирования элементарных математических представлений» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2021
Добрый день уважаемые коллеги! Тема моей углубленной работы «Развитие познавательной активности детей посредством ФЭМП с использованием элементов ментальной арифметики». Это одно из модных и очень интересных способов развития ребёнка. О ментальной арифметике существует много разных высказываний и мнений. Нужно ли это дошкольникам? Давайте попробуем в этом разобраться.
Слайд 2.
Ментальность –(от лат. mens – сознание, ум) – образ мышления, общая духовная настроенность человека, группы. Мыслительная способность человека.
Арифметика – это раздел математики, изучающий простейшие виды чисел (целые, натуральные, рациональные, их отношения и свойства.
Предметом арифметики является понятие числа, его свойства, измерения, вычислительные операции (сложение, вычитание, умножение, деление).
Слайд 3.
Что такое ментальная арифметика?
Ментальная арифметика – это программа развития умственных способностей и творческого потенциала с помощью арифметических вычислений на японских счётах АБАКУС без использования калькулятора, компьютера и другой вычислительной техники, только перекидывая косточки счётов в уме.
Это уникальная методика развития умственных способностей детей, начиная с дошкольного возраста, основанная на системе устного счёта. Обучаясь данной методике, ребёнок может решить любые арифметические задачи за несколько секунд в уме быстрее, чем с помощью калькулятора.
Слайд 4.
В основе методики лежат древние счёты абакус. Это самый главный инструмент, который был придуман для того, чтобы люди научились быстро и правильно считать. Можно сказать, что абакус – это правродитель современного калькулятора. Вот только калькулятор не развивает интеллект и не заставляет человека думать, а абакус устроен так, что умение на нём считать тренирует мозг, развивает нейронные связи между обоими полушариями, интеллект и творческие способности.
Во многих странах Азии ментальная арифметика является обязательным предметом, с которого дети начинают обучение в школе.
Внимание на экран!
Слайд 5. Видео из Японии.
Слайд 6.
На самом деле, в любом деле, самое сложное – это начало! Начинать заниматься ментальной арифметикой вполне реально в любом возрасте (естественно, чем раньше, тем лучше) Если ребёнок знает цифры, он уже 100% готов покорять вершины ментального счёта.
Мозг – идеальная машина. Он делает всё для достижения своих целей.
Слайд 7.
Давайте вспомним, какое полушарие головного мозга за что отвечает. Левое полушарие – это логика и анализ, факты, числа, алгоритмы, буквальный смысл слов, т. е. точные науки. Правое полушарие – это визуальные образы, анимация, музыка, дизайн, идеи и мечты, т. е. творчество.
Слайд 8.
В нашем мозге заложено миллион нейросвязей, которые между собой образуют настоящие магистрали для решения задач разной сложности. Ведь цель мозга в решении любой задачи – довести её до автоматизма, чтобы увеличить скорость и сохранить энергию. Казалось бы, супер! Но теперь посмотрите на это с другой стороны, если для Вас не принципиально важно решить задачу, то Ваш мозг, будет блокировать попытки решить эту задачу. Поэтому, важно питать мозг, новыми знаниями.
Слайд 9.
Началу работы с дошкольниками по ментальной арифметике предшествует подготовительный этап.
Приступая к обучению детей дошкольного возраста, педагог должен учитывать особенности возрастного развития важных психических и познавательных процессов ребёнка. Это прежде всего неразвитая мелкая моторика, часто нечёткая речь, отвлекаемость, низкий уровень управления вниманием, неусидчивость, недостаточный объём кратковременной памяти, неразвитость логического мышления. А также отсутствуют многие навыки, такие как умение считать, складывать и вычитать, удерживать в уме задачу, читать и писать.
Слайд 10.
Но этому возрасту присущи другие важные достоинства – это открытость, подвижность, любознательность, непосредственность, инициативность, большой потенциал к развитию и обучению, которые мы можем использовать во время занятий. В занятия включаются различные игры и упражнения на развитие внимания и памяти, логики и воображения, крупной и мелкой моторики. Главное, это разностороннее развитие ребёнка.
И есть масса различных игр и упражнений, которые являются подготовительным этапом к ментальной арифметике.
Внимание на экран!
Слайд 11-25. Просмотр упражнений.
Все эти задания являются фундаментом разностороннего развития ребёнка и подготовке к ментальной арифметике. А когда ребёнок уже знает числа, то можно приступать к обучению на абакусе.
Итак, как ментальная арифметика развивает оба полушария головного мозга у детей.
Слайд 27.
Для счёта ребёнок использует обе руки, соответственно использует два полушария, передвигая косточки абакуса обеими руками. Задействование мелкой моторики способствует активации деятельности головного мозга в целом, а не только одного из его полушарий. Использование картинок переключает работу мозга с левого на правое полушарие.
Слайд 28.
Цель ментальной арифметики – это тренировка мозга для максимальной скорости восприятия и обработки информации. Гармоничное развитие мозга! Т. е. всё должно быть постепенно. А быстрый счёт в данной методике – это положительный «побочный эффект».
Какой основной способ перехода на ментальный счёт? Я уверенна вы 100% знаете. Давайте попробуем разобраться. Чтобы научиться рисовать – нужно рисовать. Чтобы научиться быстро бегать – нужно бегать. Чтобы научиться считать – нужно считать. Догадались в чём смысл? Чтобы получить навык, нужно это делать регулярно. Именно поэтому дисциплина выходит на первый план.
Слайд 29.
Из чего состоит обучение?
Обучение состоит из двух этапов:
На первом этапе ребёнок осваивает счёты абакус, задействуя обе руки, тем самым стимулируя работу обоих полушарий головного мозга.
На втором этапе ребёнок производит все вычисления в уме. Отсюда «ментальный» - относящийся к «уму», умственной деятельности.
Слайд 30.
Как происходит обучение? Сначала рассказывается история возникновения ментальной арифметики. Затем происходит знакомство с абакусом.
Слайд 31.
Из чего он состоит? Рамка, планка, ряды. Рядов всего 13. На рядах находятся косточки. Планка делит счёты на две части. Под планкой находятся земные косточки. Над планкой косточки, которые находятся ближе к небу. Это небесные косточки.
Но перед тем как начать считать на счётах, нужно научиться правильно располагать косточки. Для этого, нужно взять счёты в руки, немного потрясти, и поставить их на стол. Затем без шума, аккуратно положить на стол. Счёт на абакусе производится с права на лево. Первая спица справа, это единицы, вторая спица десятки, третья сотни, затем тысячи и т. д. до триллиона. Далее педагог объясняет, как правильно обнулить счёты. Когда косточки прижаты к раме, считается, что абакус обнулён.
Слайд 32.
В этом нам помогут наши пальчики: большой и указательный. Сложите их вместе, на что похоже? (птичка, прищепка и т. д.) А похоже на клешни краба? Он и будет нашим помощником, который будет нам помогать работать на счётах.
Чтобы правильно считать
Нужно пальчики размять
Вверх большой, вниз указательный
Вышел крабик замечательный.
Нужно поставить крабика на планку, и провести по ней так, чтобы все небесные косточки поднялись вверх.
Важно объяснить детям, что ставить пальчики на планку нужно не вертикально, а горизонтально. Рука должна располагаться вдоль планки, пальчики слегка должны её обхватывать.
Слайд 33.
После знакомства с абакусом, дети знакомятся с флешкартами. Это набор карт, где с одной стороны изображено число на абакусе «портрет числа». А с другой стороны арабское число. Используются флешкарты на каждом занятии. Они помогают развивать у ребёнка фотографическую память и скорость восприятия.
Нижние косточки (земные) в правой колонке обозначают цифры от 1 до 4. Пять – это уже верхняя косточка. После этого, нижние косточки, уже считаются ка 6,7,8,9. Также происходит с десятками, сотнями и т. д.
Слайд 35. Предлагаю коллегам поработать по флешкартам.
Слайд 36.
После того, как ребёнок освоит флешкарты, он легко справляется с решением задач по карточкам. Дети старшего и дошкольного возраста, учатся считать на абакусе простые примеры на сложение и вычитание, и даже переходить на двузначные числа.
Слайд 37.
Так что, использование ментальной арифметики, уже в дошкольном возрасте, является хорошим средством для проявления: интереса к математике, желанию проявлять умственное напряжение, к доказанности рассуждений и логике, к сосредотачиваемости внимания над возникшей задачей.
Отсюда следует вывод, что ментальная арифметика закладывает прочный фундамент для реализации себя в жизни.
Слайд 38.
Плюсы ментальной арифметики для детей : усиление зрительной и слуховой памяти, активация смекалки и интуиции, увеличение концентрации внимания, развитие творческих способностей, формирование нестандартного мышления, обретение уверенности и самостоятельности.
Если будут работать оба полушария, можно достичь поразительных успехов!
Слайд 39. Спасибо за внимание!