Инна Смолякова
Развитие познавательного интереса в ходе исследовательской деятельности у воспитанников старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие познавательного интереса у старших дошкольников в ходе исследовательской деятельности способствует более эффективному усвоение информации об окружающем мире.
Выготский считал, что интерес - это определенная форма проявления инстинкта, а под «инстинктами» он подразумевал потребности, так как, являясь подвижными, динамичными и социально обусловленными, они приобретают новые формы под воздействием социальной среды.
Публикация «Развитие познавательного интереса в ходе исследовательской деятельности у воспитанников старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Развитию познавательного интереса у детей дошкольного возраста сегодня уделяется большое внимание. Педагоги стремятся использовать инновационные подходы и принципы организации различных видов деятельности, которые способствуют развитию познавательного интереса у детей дошкольного возраста.
Начинается развитие познавательного интереса с умения задавать «интересные вопросы.
С воспитанниками обсуждается пути познания – как они узнают всё новое? Любое исследование начинается с удивления. Что их удивляет?
Ответы детей педагог фиксирует с помощью схематических рисунков на доске, а дети – в рабочей тетради. Педагог подчёркивает разнообразие интересов детей – это и техническая сфера, и природа, и человеческие взаимоотношения и многое другое.
Педагог предлагает детям задать вопросы к предметам и явлениям, которые заинтересовали детей.
Всего вопросов шесть: кто, что, где, как, почему, зачем.
Например, вопросы к техническим устройствам и системам могут звучать так:
1. Что это такое?
2. Кто изобрёл?
3. Где используется?
4. Как устроено, из каких частей состоит?
5. Почему оно движется, издаёт звуки и т. д. ?
6. Зачем это нужно? Что было бы, если бы не изобрели эту вещь? Как изменится эта вещь в будущем?
Вопросы к живым объектам природы могут быть такими:
Кто это?
Что умеет делать?
Где проживает?
Как питается, передвигается и т. д. ?
Почему длинные уши и т. д. ?
Зачем ему нужны копыта и т. д. ?
Далее педагог с детьми обсуждает, какими способами можно найти ответы на эти вопросы. Например, спросить у взрослых, почитать и посмотреть в книгах и интернете, сходить на экскурсию, понаблюдать, проверить с помощью эксперимента.
Далее педагог с ребятами выбирает самый интересный вопрос, и всеми возможными методами совместно ищут ответ на вопрос. Книги, видеозаписи, инструменты для экспериментирования педагог готовит заранее.
Вместе с детьми педагог на листочках фиксирует с помощью условных обозначений ответы на вопросы, в конце эти листочки размещают на доске.
Вместе с педагогом ребята припоминают ход исследовательской деятельности и с опорой на собственные записи и зарисовки рассказывают о том, что они узнали нового, чему новому научились.
Такие мини исследования рекомендуется проводить не менее одного раза в неделю, опираясь на интересы детей, так и формируя интерес воспитанников к объектам, субъектам и явлениям.
При проведении мини исследований педагог поддерживает самостоятельность детей, опираясь на природную любознательность детей, одобряет стремление задавать вопросы, рассуждать, выдвигать гипотезы и искать их подтверждение.
При этом педагогу отводится роль организатора насыщенной предметно-пространственной среды.
Таким образом, развитие познавательного интереса ребёнка способствует обогащению опыта, развитию самостоятельности и инициативности.